ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 февраля 2003 года
Дело N 87-Г03-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Еременко Т.Н.,
Пирожкова В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 3 февраля 2003
года дело по заявлению областного государственного учреждения
"Костромацентравто" (ОГУ ЦЭАТ) о признании незаконной
(недействительной) и не подлежащей применению ст. 6 Закона
Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" в
редакции от 20.06.2001 в части установления ставки годового налога
по кассационной жалобе губернатора Костромской области на решение
Костромского областного суда от 5 декабря 2002 года, которым
постановлено: заявление областного государственного учреждения
"Костромацентравто" удовлетворить. Признать недействующим и не
подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу
положение п. 1 ст. 6 Закона Костромской области "О дорожном фонде
Костромской области" (в редакции от 20.06.2001) в части
установления ставок налога с владельцев автобусов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.Н.
Еременко, заключение помощника Генерального прокурора Российской
Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение подлежащим
оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
областное государственное учреждение "Костромацентравто"
обратилось в суд с заявлением о признании незаконным
(недействительным) и не подлежащим применению п. 1 статьи 6 Закона
Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" в
редакции от 20.06.2001 в части установления ставок годового налога
с владельцев автобусов, мотивируя тем, что новые ставки
значительно превышают предыдущие и ставки, установленные
федеральным законодательством, что противоречит нормам Конституции
РФ, гражданского, налогового и антимонопольного законодательства.
В процессе рассмотрения дела представитель заявителя Разгуляев
С.А. требования поддержал, просил признать незаконным и не
подлежащим применению п. 1 ст. 6 Закона Костромской области "О
дорожном фонде Костромской области" в редакции от 20.06.2001 в
части установления ставок годового налога с владельцев автобусов,
суду пояснил, что оспариваемый Закон области принят на основании
Федерального закона, который в апреле 2002 года признан
Конституционным Судом РФ в части, позволяющей субъектам Федерации
увеличивать ставки годового налога с владельцев транспортных
средств, не соответствующим Конституции РФ, а в соответствии с
Конституцией РФ законы и подзаконные акты, противоречащие
Конституции РФ, не должны применяться. Увеличением ставки годового
налога с владельцев транспортных средств ущемляются права ОГУЦЭАТ.
Представитель администрации Костромской области Лебедев О.В.
считает заявленные требования необоснованными, суду показал, что
определения Конституционного Суда РФ от апреля 2002 года не
распространяются на нормативные акты Костромской области, а
действуют локально в отношении норм Федерального закона и законов
субъектов РФ, в отношении которых рассматривались данные дела
Конституционным Судом. Заявленные требования рассматриваются по
нормам Гражданского процессуального кодекса, но при этом следует
учесть и процессуальные нормы Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", учесть требования
ст. 87 данного Закона о последствиях признания Конституционным
Судом нормы федерального закона недействительной.
Представитель Костромской областной Думы в суд не явился,
представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Костромского территориального управления МАП
России Поселенов Л.А. заявленные требования считает обоснованными,
суду показал, что поскольку Конституционный Суд РФ признал
определениями от апреля 2002 года норму Федерального закона,
позволяющую субъектам Федерации увеличивать ставки налога по
сравнению со ставками, установленными Федеральным законом,
незаконной, указанная норма федерального закона не действует, не
должна действовать и аналогичная норма Закона Костромской области.
Установлением Законом области завышенных ставок налога нарушаются
требования ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
Представитель Управления МНС по Костромской области в суд не
явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в их
отсутствие.
Представитель областного управления автомобильных дорог
"Костромаавтодор" заявленные требования считает необоснованными,
суду пояснил, что определение Конституционного Суда РФ N 104-0
действует лишь в отношении Федерального закона и Закона Псковской
области, а не Закона Костромской области. Кроме того, при
признании недействительным федерального закона должна быть
соблюдена процедура, предусмотренная ст. 87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
По делу постановлено указанное выше решение.
Губернатор Костромской области подал кассационную жалобу, в
которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать
в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Как видно из дела, Верховным Советом РСФСР от 18 октября 1991
года был принят Закон "О дорожных фондах в РСФСР", пунктом 1
статьи 6 которого были установлены размеры годового налога с
владельцев транспортных средств в зависимости от объекта обложения
(с каждой лошадиной силы), в том числе: автомобили легковые с
мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 квт) включительно - 50
коп., свыше 100 л.с. (свыше 73,55 квт) - 1 руб. 30 коп., мотоциклы
и мотороллеры - 30 коп., автобусы - 2 руб., грузовые автомобили и
тракторы с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 квт)
включительно - 2 руб., свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до
110,33 квт) - 4 руб., свыше 150 до 200 л.с. (свыше 10,33 до 147,1
квт) - 4 руб. 80 коп., свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9
квт) - 5 руб. 20 коп., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 квт) - 7 руб.
15 коп., другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме
зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных
комбайнов) - 2 руб.
В Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации"
неоднократно вносились изменения и дополнения, в том числе статьей
4 Федерального закона от 05.08.2000 (ред. от 24.03.2001) "О
введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах", в соответствии с которой п. 5 ст.
6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" изложен в
следующей редакции:
"Увеличение (уменьшение) ставки налога относительно ставок,
указанных в настоящей статье, или полное освобождение отдельных
категорий физических лиц и организаций от уплаты налога
осуществляется законами субъектов Российской Федерации".
В п. 1 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской
Федерации" изменения не вносились.
Дав анализ действующему законодательству, суд пришел к выводу о
том, что поскольку Закон Костромской области "О дорожном фонде
Костромской области" был принят на основании Закона РФ "О дорожных
фондах в Российской Федерации" 16 января 1996 года, то пунктом 1
ст. 6 указанного Закона в редакции от 20.06.2001 установлены
ставки годового налога с владельцев транспортных средств,
значительно превышающие ставки, установленные Законом РФ "О
дорожных фондах в Российской Федерации", в том числе для
владельцев: легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с.
(до 73,55 квт) включительно - 4 рубля, свыше 100 л.с. (свыше 73,55
квт) - 10 рублей, мотоциклов и мотороллеров - 4 рубля, автобусов -
20 рублей, грузовых автомобилей и тракторов с мощностью двигателя
до 100 л.с. (до 73,55 квт) включительно - 20 рублей, свыше 100 до
150 л.с. (свыше 73,55 до 110,55 квт) - 52 рубля, свыше 150 до 200
л.с. (свыше 110,33 до 147,1 квт) - 60 рублей, свыше 200 до 250
л.с. (свыше 147,1 до 183,9 квт) - 66 рублей, свыше 250 л.с. (свыше
183,9 квт) - 70 рублей, других самоходных машин и механизмов на
пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных
сельскохозяйственных комбайнов) - 20 рублей.
Так как определениями Конституционного Суда РФ от 10 апреля
2002 года определено, что положение п. 5 ст. 6 Закона РФ "О
дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления
законами субъектов РФ ставок налога с владельцев транспортных
средств, превышающих установленные в самом Законе РФ "О дорожных
фондах в Российской Федерации" как аналогичное положениям,
признанным неконституционными в сохраняющих свою силу
постановлениях Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 года, от
11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, утрачивает силу и не
подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции
Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3), суд правильно
сделал вывод о том, что при таких обстоятельствах нельзя признать
обоснованным и подлежащим применению и п. 1 ст. 6 Закона
Костромской области "О дорожном фонде Костромской области" в
редакции от 20.06.2001.
Кроме того, решением Костромского областного суда от 1 августа
2002 года по делу по заявлению ООО "Транскор" о признании
незаконным, недействительным и не подлежащим применению п. 1 ст. 6
Закона Костромской области "О дорожном фонде Костромской области"
п. 1 ст. 6 указанного Закона признан недействительным и не
подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную
силу в части установления ставок налога с владельцев транспортных
средств, имеющих грузовые автомобили с мощностью двигателя до 250
лошадиных сил. (Дело рассмотрено в пределах заявленных
требований), а решением Костромского областного суда от 11 октября
2002 года по делу по заявлению Костромской общественной
организации "Общество защиты прав автомобилистов" о признании
незаконным, недействительным и не подлежащим применению п. 1 ст. 6
Закона Костромской Области "О дорожном фонде Костромской области"
п. 1 ст. 6 указанного Закона признан недействительным и не
подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу в
части установления ставок налога с владельцев транспортных
средств, имеющих легковые автомобили и грузовые автомобили с
мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил.
С учетом изложенного суд правильно пришел к выводу о том, что в
данном случае подлежат удовлетворению и требования, заявленные ОГУ
ЦЭАТ.
Суд также правильно указал в решении, что поскольку
постановлениями Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 года,
от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года признаны
неконституционными положения, аналогичные положениям п. 5 статьи 6
Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности
установления законами субъектов РФ ставок налога с владельцев
транспортных средств, превышающих установленные в самом этом
Законе, нельзя признать обоснованными и соответствующими
требованиям ст. 87 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" доводы представителей
Костромской областной администрации и управления автомобильных
дорог "Костромаавтодор" о том, что заявленные требования не могут
быть удовлетворены, поскольку не истекли предусмотренные ст. 87
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" сроки на приведение Федерального закона "О
дорожных фондах в Российской Федерации" и ЗКО "О дорожных
Костромской области" в соответствие с нормами Конституции РФ.
Довод о том, что у субъекта Федерации имелось время для
изменения областного законодательства в соответствии с федеральным
законом, не свидетельствует о неправильности постановленного по
делу решения, поскольку суд в данном случае вправе был рассмотреть
заявленное требование в соответствии с действующим законом и
разрешить спор по существу.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Костромского областного суда от 5 декабря 2002 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора
Костромской области - без удовлетворения.
|