ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ХАРТИЯ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Минск, 4 июня 1999 года)
Государства - участники настоящей Градостроительной хартии в
лице правительств (далее - Стороны),
сознавая необходимость перехода к устойчивому развитию
населенных пунктов и обустройству территорий, обеспечивающих
сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем
сохранения и экологической реконструкции окружающей среды и
природно-ресурсного потенциала государств - участников Содружества
Независимых Государств,
будучи убежденными, что основные направления формирования и
осуществления политики в сфере градостроительства и архитектуры
населенных пунктов и всей совокупности материально -
пространственной среды жизнедеятельности продиктованы насущными
интересами народов государств Содружества, необходимостью
формирования и совершенствования соответствующей нормативно -
правовой базы,
принимая во внимание:
Программу действий "Повестка дня на XXI век" (в части
устойчивого развития населенных пунктов), принятую на
Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию
(г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.);
"Стамбульскую декларацию по населенным пунктам" и "Повестку
дня ХАБИТАТ", принятые на Международной конференции ООН по
устойчивому развитию населенных пунктов ХАБИТАТ II (г. Стамбул,
1996 г.);
материалы заседаний Комиссии ООН по населенным пунктам
(г. Найроби, 1997 г.) и сессий Комитета по населенным пунктам ЕЭК
ООН (г. Женева, 1996 и 1997 гг.);
"Руководящие принципы планирования устойчивого развития
населенных пунктов ЕЭК ООН" (1996 г.) и обзор Комитета по
населенным пунктам ЕЭК ООН "К устойчивому развитию населенных
пунктов в регионе ЕЭК" (1996 г.),
руководствуясь документами, подписанными в рамках
многостороннего сотрудничества государств - участников СНГ,
приняли настоящую Градостроительную хартию, которая определяет
руководящие принципы, цели, основные направления и задачи
устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий
государств Содружества, а также совместные действия Сторон по
реализации Градостроительной хартии.
1. Руководящие принципы устойчивого развития
населенных пунктов и обустройства территорий
Стороны в качестве руководящих признают следующие принципы
устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий:
суверенность и демократичность, обеспечивающие право каждого
народа на свой путь развития с учетом общих интересов и целей,
принятых мировым сообществом;
сбалансированность социального, экономического и
экологического развития общества, обеспечивающую стабильность
жизнедеятельности человека;
безопасность, определяющую право каждого человека проживать в
социально и экологически безопасной для его жизни и здоровья среде
обитания;
достаточность, определяющую необходимость перехода общества от
избыточного потребления к рациональному использованию природных и
других видов ресурсов исходя из минимально достаточного их
потребления;
гуманность среды обитания, обеспечивающую развитие
национальных и этнических культурных традиций и особенностей в
архитектуре и градостроительстве.
2. Цели устойчивого развития населенных пунктов
и обустройства территорий
Стороны в целях улучшения условий жизни нынешнего поколения
без ущерба нуждам будущих поколений определили следующие цели
устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий:
комплексное развитие и экологическую реконструкцию городских,
сельских и других населенных пунктов, урбанизированных и
межселенных территорий государств;
улучшение жилищной обеспеченности и условий проживания
населения;
совершенствование систем социальной инфраструктуры, включая
организацию современных мест отдыха и систем оздоровления
населения;
формирование экологически безопасных производственной,
транспортной и инженерно-технической инфраструктур;
сохранение и возрождение объектов историко-культурного
наследия каждого народа;
совершенствование процессов регулирования землепользованием.
3. Основные направления взаимодействия в обеспечении
устойчивого развития населенных пунктов
и обустройстве территорий
Стороны в качестве основных направлений устойчивого развития
населенных пунктов и обустройства территорий на современном этапе
определили следующие:
создание градостроительными средствами среды обитания,
безопасной для жизни и здоровья человека, способствующей его
физическому и духовному развитию, адекватной прогрессивным
тенденциям социально-экономического и культурного развития
государств;
совершенствование систем расселения, осуществляемых с учетом
этнических и национальных традиций;
рациональное использование земельных ресурсов в соответствии
со стратегией государств - участников Содружества, отражаемой в
законодательстве о земле и нормативно-правовых актах о
землепользовании;
обеспечение развития городов и прилегающих к ним территорий за
счет комплексного и эффективного решения задач совершенствования
производственной, социальной, транспортной и инженерно-технической
инфраструктур, оптимизации окружающей среды и проведения
экологической реконструкции;
совершенствование пространственной организации населенных
пунктов, их архитектурного облика, повышение эстетических качеств
застройки, их благоустройства и озеленения;
применение преимущественно "чистых технологий" при внедрении
новых технологий устойчивого развития населенных пунктов и
обустройства территорий;
улучшение жилищной обеспеченности граждан (населения)
государств - участников Содружества путем строительства жилья с
современным инженерно-техническим оснащением, высокой
экологической безопасностью и комфортностью условий проживания;
обеспечение жильем малоимущих и других социально защищаемых
групп населения;
реконструкция и модернизация застройки, обеспечивающие
соблюдение стандартов жизни населения;
развитие и совершенствование систем социального обслуживания
населения;
совершенствование градостроительных и инженерно-технических
решений об освоении и застройке горных, пустынных, сейсмоопасных и
других территорий со сложными природно-климатическими и
инженерно-геологическими условиями;
обеспечение благоприятных условий труда и быта, развитие сферы
услуг в сельских поселениях, совершенствование транспортных и
информационных связей этих поселений с городами (центрами) и между
собой;
совершенствование и развитие систем всех видов экологически
безопасного общественного пассажирского транспорта;
применение энергоэффективных систем инженерно-технического
обеспечения населенных пунктов, использование локальных и
нетрадиционных экологически чистых и безопасных источников энергии
(ветровой, солнечной, геотермальной и др.);
модернизация систем водоснабжения и водоотведения для
обеспечения населения достаточным количеством питьевой воды,
повышение качества очистки питьевой воды и очистки сточных вод с
минимизацией непроизводительных ресурсных потерь;
формирование условий для развития предприятий всех форм
собственности, особенно малого и среднего бизнеса, создание
рабочих мест, количественно и качественно адекватных численности и
социальному составу населения;
обеспечение развития производственных зон и промышленных
комплексов при рациональном использовании имеющихся природных,
материальных и людских ресурсов, новейших и наукоемких технологий,
экологически безопасных источников энергии;
совершенствование системы сбора, удаления и обезвреживания
твердых бытовых и промышленных отходов, включая токсичные и
трудноперерабатываемые;
совершенствование и повышение эффективности функционирования
жилищно-коммунального хозяйства населенных пунктов;
сохранение, восстановление и рациональное использование
памятников архитектуры, истории и культуры как национального
достояния общества, развитие экологического туризма;
сохранение природных ландшафтов и создание систем
природоохранных территорий, обеспечение рационального
использования природных ресурсов;
совершенствование системы организации отдыха и оздоровления
населения с экологической реконструкцией природных комплексов на
урбанизированных и межселенных территориях при максимальном
использовании природных и восстановленных ландшафтов;
использование градостроительных методов и средств для
предупреждения и снижения негативных последствий от аварий,
природных и техногенных катастроф на урбанизированных территориях;
совершенствование управления градостроительным развитием
крупных и крупнейших городов (городов - метрополий) с окружающими
их агломерациями и урбанизированными территориями.
4. Основные задачи перехода к устойчивому развитию
населенных пунктов и обустройству территорий
Стороны на современном этапе перехода к устойчивому развитию
населенных пунктов и обустройству территорий основными задачами
определили следующие:
4.1. Создание системы национальных и межгосударственных
нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование
градостроительной деятельности на национальном, региональном и
местном уровнях, направленных на:
правовое обеспечение перехода к реализации руководящих
принципов устойчивого развития населенных пунктов, формирование
системы расселения и обустройства территорий градостроительными
средствами;
законодательное регламентирование прав, обязанностей и
ответственности органов государственного управления всех уровней и
других субъектов градостроительной деятельности;
законодательное закрепление гарантированного государством
социального стандарта в градостроительстве;
нормативно-правовое регламентирование использования территорий
городских, сельских и других населенных пунктов, а также
межселенных территорий;
рациональное использование градостроительных и территориальных
ресурсов;
развитие социальной, производственной, транспортной и
инженерно-технической инфраструктур;
охрану природных и историко-культурных ценностей.
4.2. Совершенствование системы управления градостроительной
деятельностью за счет:
формирования и укрепления системы органов государственного
управления архитектурной и градостроительной деятельностью на
региональном и местном уровнях;
разграничения полномочий и нормативно-правового закрепления
функций и ответственности органов государственного управления на
национальном, региональном и местном уровнях;
совершенствования механизма и организационных форм
государственного управления градостроительной деятельностью;
усиления роли органов местного самоуправления и роли населения
в формировании и проведении градостроительной политики,
поддержании благоприятного состояния и экологической реконструкции
среды обитания.
4.3. Разработка и реализация программ и проектов по
долгосрочному планированию и прогнозированию развития населенных
пунктов и обустройству территорий, ориентированных на:
повышение уровня и качества жизни населения за счет
совершенствования пространственной организации поселений и
территорий; создание экологически безопасных условий проживания
населения; сохранение и развитие социально-культурного потенциала
общества; охрану природы, рациональное использование материальных
и природных ресурсов территорий с учетом дифференциации территорий
по условиям развития (ресурсному потенциалу и ограничениям);
стабилизацию и расширение демографического потенциала населения;
новые модели экологоориентированной пространственной организации
городских, сельских, других населенных пунктов и территорий;
межгосударственные, национальные, региональные и зональные
программы и планы обустройства территории.
4.4. Создание системы информационного обеспечения
градостроительной деятельности, базирующейся на:
использовании современных информационных средств и технологий;
формировании банков данных о градостроительной деятельности,
градостроительных и территориальных кадастрах;
разработке и функционировании единой (согласованной) системы
показателей (индикаторов) городского, жилищного, социального,
коммунального, транспортного, территориального развития и
экологической безопасности и их мониторинг.
4.5. Совершенствование системы подготовки и переподготовки
специалистов органов управления, научных, проектных и
педагогических кадров в области градостроительной деятельности,
предусматривающей:
организацию специализированных, в том числе
межгосударственных, центров подготовки и переподготовки кадров в
области градостроительной деятельности;
разработку межгосударственных стандартов и программ обучения
для архитекторов, специалистов по территориальному планированию,
экологов и других специалистов градостроительного профиля;
обмен опытом в области методики и форм обучения специалистов;
подготовку и издание методической, справочной и учебной
литературы.
5. Совместные действия по реализации
Градостроительной хартии
Стороны поручают национальным органам государственного
управления строительством, градостроительной и архитектурной
политикой обеспечить реализацию настоящей Градостроительной хартии
путем:
организации взаимодействия и консультативной поддержки в
создании межгосударственных нормативно-правовых актов в области
градостроительства и территориального развития;
создания национальных и межгосударственного информационных
банков данных о нормативно-правовых актах и других
основополагающих документах о градостроительстве и территориальном
развитии государств Содружества;
разработки механизма и инструментов управления устойчивым
развитием населенных пунктов и обустройства территорий государств
Содружества на основе адаптации признанной международными
организациями единой (согласованной) системы показателей
(индикаторов);
обеспечения взаимосогласованного планирования развития
территорий, охраны окружающей среды и экологической реконструкции
в зонах, представляющих межгосударственный интерес, в том числе в
составе межгосударственных программ по строительству транспортно -
коммуникационных коридоров, обустройству приграничных регионов и
другим объектам строительства;
определения градостроительных принципов развития столиц,
крупных и крупнейших городов (городов - метрополий) и прилегающих
к ним агломераций и урбанизированных территорий;
содействия внедрению современных информационных технологий,
средств и совместимых систем градостроительного и территориального
мониторинга;
создания системы информационно совместимых градостроительных и
территориальных кадастров государств - участников Содружества;
разработки национальных и межгосударственного словарей
терминов и понятий по градостроительной деятельности на основе
существующих дефиниций;
организации обмена методологическими материалами по разработке
генеральных и зональных планов, проектов застройки для разных
типов и видов населенных пунктов и обустройству межселенных
территорий;
создания в государствах - участниках Содружества системы по
обмену опытом в области подготовки и переподготовки специалистов
по вопросам градостроительства и территориального развития;
разработки межгосударственных программ и проектов,
обеспечивающих реализацию и развитие настоящей Градостроительной
хартии (Перечень проектов приоритетных межгосударственных
документов прилагается), в согласованные сроки и с учетом
заинтересованности Сторон.
6. Заключительные положения
Градостроительная хартия вступает в силу со дня ее подписания
Сторонами, а для государств, законодательство которых требует
выполнения внутригосударственных процедур, - со дня сдачи
депозитарию уведомления о выполнении таких процедур.
В Градостроительную хартию, с согласия подписавших ее Сторон,
могут быть внесены дополнения и изменения, которые являются
неотъемлемой частью настоящей Градостроительной хартии и вступают
в силу в соответствии с предусмотренной выше процедурой.
Любая Сторона может заявить о своем выходе из состава
участников Градостроительной хартии путем письменного уведомления
об этом депозитария не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода.
Градостроительная хартия открыта для присоединения других
государств, разделяющих ее цели и принципы, путем передачи
депозитарию документов о таком присоединении.
Совершено в городе Минске 4 июня 1999 года в одном подлинном
экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в
Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств,
который направит каждому государству, подписавшему настоящую
Градостроительную хартию, ее заверенную копию.
(Подписи)
Приложение
к Градостроительной хартии
Содружества Независимых
Государств
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОЕКТОВ ПРИОРИТЕТНЫХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ХАРТИИ
1. Концепции устойчивого развития населенных пунктов и
обустройства территорий государств Содружества.
2. Комплексная научно-техническая программа по приоритетным
направлениям градостроительной деятельности государств
Содружества.
3. Концепция экологической реконструкции населенных пунктов и
территорий государств Содружества в связи с переходом к
устойчивому развитию.
4. Концепция градостроительных принципов развития столиц,
крупных и крупнейших городов и прилегающих к ним территорий
государств Содружества.
5. Соглашение о разработке национальных программ по
сбалансированной политике развития сельских поселений, целевом
инвестировании и усилении интеграции сельских районов в экономику
государств Содружества.
6. Рекомендации о принципах формирования и разработки в
государствах Содружества концепций (схем) расселения, освоения и
обустройства территорий и перехода к устойчивому развитию
населенных пунктов в горных, пустынных, сейсмических и других
сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях.
7. Соглашение о разработке и порядке согласования
представляющих взаимный интерес программ и проектов по
строительству отдельных объектов (комплексов), развитию
приграничных территорий (регионов) и зон влияния трансграничных
транспортно-коммуникационных коридоров государств Содружества.
8. Конвенция о принципах формирования и взаимодействии
национальных информационных систем о градостроительных и
территориальных (земельных) кадастрах государств Содружества.
9. Соглашение о координации действий по созданию и об обмене
опытом ведения национальных геоинформационных систем мониторинга
устойчивого развития населенных пунктов, обустройства территорий и
экологической реконструкции в государствах Содружества.
10. Соглашение о создании межгосударственного банка данных о
проведении градостроительной политики в государствах Содружества.
11. Концепции жилищной политики в государствах - участниках
СНГ.
12. Соглашение о взаимопризнании государствами Содружества
групп населения, нуждающихся в обеспечении социальным
(муниципальным) жильем.
13. Соглашение об общих принципах проведения операций в
жилищной сфере, совершаемых гражданами государств - участников
СНГ.
14. Рекомендации по формированию нормативно-правовой базы и
механизмам использования внебюджетных источников финансирования
для образования рынка жилья.
15. Перечень головных (ведущих) национальных и
межгосударственных научно-исследовательских, проектных и учебных
организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и
ведения государственного градостроительного и территориального
кадастров в государствах Содружества.
16. Соглашение о системе подготовки и переподготовки в
государствах Содружества специалистов органов управления, научных,
проектных и педагогических кадров в сфере градостроительной
деятельности.
СВЕДЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ
ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЦЕДУР ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
ХАРТИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ОТ 4 ИЮНЯ 1999 ГОДА
(по состоянию на 1 февраля 2003 года)
Хартия вступает в силу в соответствии с р. 6.
Подписали: Армения, Белоруссия, Грузия <*>, Казахстан,
Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина <**>.
Сдали уведомления:
Белоруссия - депонировано 14.07.1999;
Украина - депонировано 07.09.1999;
Киргизия - депонировано 02.05.2000;
Россия - депонировано 04.12.2000;
Грузия - депонировано 15.01.2001;
Армения - депонировано 08.02.2001;
Казахстан - депонировано 04.07.2001;
Таджикистан - депонировано 11.07.2001;
Молдавия - депонировано 13.12.2001 (уведомление о ратификации,
ратификационная грамота не представлена).
Хартия вступила в силу со дня подписания.
Вступила в силу для государств:
Белоруссия, Украина, Казахстан и Грузия - 04.06.1999
(со дня подписания);
Киргизия - 02.05.2000;
Россия - 04.12.2000;
Армения - 08.02.2001;
Таджикистан - 11.07.2001;
Молдавия - 13.12.2001.
--------------------------------
<*> Грузия подписала с замечаниями по проекту
Градостроительной хартии Содружества Независимых Государств:
"Грузия в целом одобряет представленный проект документа, но,
вместе с тем, имеет следующие замечания:
- глава 5, абзац 5 изложить в следующей редакции:
"обеспечения взаимосогласованного планирования охраны
окружающей среды и обмен опытом и информацией по развитию
территорий, представляющих межгосударственный интерес, в том числе
в составе межгосударственных программ по строительству
транспортно-коммуникационных коридоров, обустройству приграничных
регионов и другим аспектам строительства";
- глава 5, абзацы 6 и 7 объединить и изложить в следующей
редакции:
"содействие определению градостроительных принципов развития
столиц, крупных и крупнейших городов (городов - метрополий) и
прилегающих к ним агломераций и урбанизированных территорий и
внедрению современных информационных технологий, средств и
совместимых систем градостроительного и территориального
мониторинга";
- глава 5, абзац 8 изложить в следующем виде:
"создания систем градостроительных и территориальных кадастров
государств - участников Содружества, информационно совместимых с
апробированными международными методами";
- из приложения изъять 5, 7, 8, 12, 13 и 15 вопросы, а из 9-го
вопроса изъять слова: "координация действий". Из 16-го вопроса
изъять слова "о системе" и вопрос изложить в следующей редакции:
"16. Соглашение об обмене опытом по подготовке и
переподготовке в государствах Содружества специалистов органов
управления, научных, проектных и педагогических кадров в сфере
градостроительной деятельности"."
<**> Украина подписала с оговоркой: "Украина будет принимать
участие в подготовке только тех программ и проектов, в которых она
заинтересована".
|