МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 января 2003 г. N 24.10-4ГА
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ВС ОТ КОРРОЗИИ
В процессе подготовки к проведению работ по дополнительной
защите от коррозии с участием специалистов НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА на
самолете Ту-134А N 65552 а/к "Ямал" обнаружены множественные очаги
расслаивающей коррозии силовых элементов подпольной части фюзеляжа
вплоть до сквозного разрушения. После выполнения ремонта на РУП
"Минский авиаремонтный завод" срок службы указанного ВС составил
2,5 года. Согласно заключению НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА и ОАО "Туполев"
от 02.08.2002 - 14.08.2002 N 133/2-02, учитывая скорость развития
коррозии прессованных профилей из алюминиевых сплавов в
стандартных условиях эксплуатации, отсутствие факторов, вызывающих
ускоренное развитие коррозии - проливы агрессивных жидкостей,
биокоррозия и эксплуатация в экстремальных климатических условиях,
неудовлетворительное коррозионное состояние самолета явилось
следствием некачественно выполненной дефектации при проведении
последнего ремонта. Отмечается, что расслаивающей коррозией в
основном поражены стрингера 29 лев., 29 прав., замена которых по
конструктивно-технологическим особенностям затруднена в условиях
эксплуатации.
Усугубляющей причиной неудовлетворительного коррозионного
состояния самолета Ту-134А N 65552 является выполнение форм ТО не
в полном объеме: за послеремонтный период неоднократно выполнялась
форма 1 периодического ТО, согласно которой производится осмотр
конструкции и устранение коррозионных поражений в подпольной части
фюзеляжа. Коррозионные дефекты своевременно не были выявлены, в
результате чего коррозионные поражения конструкции достигли
критических значений.
Учитывая, что указанные дефекты представляют угрозу
безопасности полетов ВС и подобный случай не является единичным в
практике эксплуатации самолетов Ту-134 (N 65569 а/к "Дагестанские
авиалинии", N 65717 ОАО "Аэрофлот"), предлагаю:
1. Для обеспечения летной годности самолетов типа Ту-134 и
Як-40 с точки зрения коррозионного состояния ремонтным заводам
необходимо:
1.1. Строго соблюдать требования в части технологии выполнения
работ по дефектации коррозионных поражений и восстановления
антикоррозионной защиты: исключить применение агрессивных смывок,
не предусмотренных в ТРС, для удаления старых ЛКП в подпольной
части фюзеляжа самолетов, после зачистки коррозионных дефектов
восстанавливать анодную пленку путем проведения местного
оксидирования.
1.2. При замене на 1-ю категорию исключить практику
использования стрингеров из сплава пониженной коррозионной
стойкости В95Т1 взамен стрингеров из сплава В95Т2, предусмотренных
ТРС.
1.3. Запретить проводить работы по дополнительной защите от
коррозии с использованием профилактических составов без
предварительного устранения коррозионных дефектов и потребовать
точное соблюдение технологии проведения вышеуказанных работ в
части использования для этого специального оборудования, а также
полноты объема выполнения работ.
1.4. Внедрить на самолетах типа Ту-134 разработанную
документацию по установке съемной ТЗИ в подпольной части фюзеляжа.
2. С целью усиления контроля за коррозионным состоянием ВС
эксплуатационным предприятиям:
2.1. Заполнять "Паспорт коррозионного состояния самолетов" не
реже 1 раза в год при выполнении одной из трудоемких форм
технического обслуживания независимо от срока службы.
2.2. Обеспечить качественное и своевременное проведение форм
ТО, в т.ч. непосредственно после проведения ремонта, с целью
своевременного выявления коррозионных дефектов, напрямую связанных
с отклонением от технологии ремонта самолетов.
Зам. Руководителя
ДПЛГ ГВС и ТР ГА
Ю.И.ЕВДОКИМОВ
|