ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2003 года
Дело N 80-Г03-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Толчеева Н.К.
рассмотрела в судебном заседании от 27 января 2003 г.
гражданское дело по жалобе Избирательного объединения Ульяновского
областного отделения политической партии "Коммунистическая партия
Российской Федерации" об отмене постановления Главы администрации
Ульяновской области от 15.02.2000 N 33 и постановления
Законодательного Собрания Ульяновской области от 17.02.2000 "О
формировании Избирательной комиссии Ульяновской области и
назначении ее состава" по кассационной жалобе заявителя на решение
Ульяновского областного суда от 29 октября 2002 г., которым
постановлено: "жалобу Ульяновского Избирательного объединения
Ульяновского областного отделения Коммунистической партии
Российской Федерации об отмене постановления Главы администрации
Ульяновской области "О формировании избирательной комиссии
Ульяновской области и назначении ее состава" от 15.02.2000 N 33 и
постановления Законодательного Собрания Ульяновской области "О
формировании избирательной комиссии Ульяновской области и
назначении ее состава" от 17.02.2000 N 4/15 и возложении
обязанности на Главу администрации Ульяновской области и
Законодательное Собрание Ульяновской области произвести назначение
членов Избирательной комиссии Ульяновской области в соответствии с
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от
12.06.2002 N 67-ФЗ оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Макарова Г.В., объяснения представителей Ульяновского областного
комитета Коммунистической партии Кругликова А.Л. и Садыкова P.P.,
представителей Главы администрации Ульяновской области
Бачерниковой С.С. и Серегиной Т.Н., представителя Избирательной
комиссии Ульяновской области Фадеевой Л.П., Судебная коллегия
установила:
избирательное объединение Ульяновское областное отделение
Коммунистической партии Российской Федерации обратилось в
Ульяновский областной суд с жалобой об отмене постановления Главы
администрации Ульяновской области "О формировании избирательной
комиссии Ульяновской области и назначении ее состава" от
15.02.2000 N 33, постановления Законодательного Собрания
Ульяновской области "О формировании избирательной комиссии
Ульяновской области и назначении ее состава" от 17.02.2000 N 4/15
и возложении обязанности на Главу администрации Ульяновской
области и Законодательное Собрание Ульяновской области произвести
назначение членов Избирательной комиссии Ульяновской области в
соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
В обоснование своих требований представители избирательного
объединения Ульяновского областного отделения КПРФ Кругликов А.Л.,
Шлюшенков В.М. и Казаров О.В. указали на то, что названные
постановления были приняты с нарушением положений Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан
на участие в референдуме" от 19.09.1997 N 124-ФЗ (с изм. и доп. от
30.03.1999 N 55-ФЗ), а также Закона Ульяновской области "Об
избирательной комиссии Ульяновской области" от 05.03.98 N 003-30.
Исходя из положений п. 1 ст. 23 Федерального закона, как
законодательный, так и исполнительный органы власти субъекта
Российской Федерации обязаны назначить не менее одной трети
назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе
предложений каждого из избирательных объединений (блоков), имеющих
фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации.
Поскольку каждый орган власти назначает по 7 членов комиссии
(п. 4 ст. 4 Закона Ульяновской области "Об избирательной комиссии
Ульяновской области"), каждый из них обязан назначить не менее
трех членов комиссии, а всего шесть членов комиссии от
избирательных объединений, имеющих фракцию в Государственной Думе.
Данные требования закона при назначении членов избирательной
комиссии области соблюдены не были, поскольку Законодательным
Собранием Ульяновской области было назначено 6 членов комиссии от
избирательных объединений, имеющих фракцию в Государственной Думе,
тогда как Главой администрации Ульяновской области не было
назначено ни одного.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе указывается о несогласии с решением
суда, ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового
решения об удовлетворении первоначальной жалобы. В обоснование
жалобы указывается на то, что, сославшись на ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ" (1997 г.), суд фактически допустил смешение
оспариваемых в жалобе положений с обстоятельствами, которые
заявителем не оспаривались. Несостоятельным является вывод суда о
пропуске заявителем срока на обращение в суд, так как обязанности
знакомиться с текстами постановлений на нем не лежит.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы в
пределах уточненных и изложенных в кассационной инстанции мотивов,
судебная коллегия приходит к следующему.
При вынесении решения суд считал установленным и исходил из
того, что согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 19 сентября
1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с
изменениями от 19.03.1999 формирование избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации, а также окружных избирательных
комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти
осуществляется законодательными (представительными) и
исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации на основе предложений избирательных
объединений, избирательных блоков, общественных объединений,
выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии
субъекта Российской Федерации или соответственно окружной
избирательной комиссии предыдущего состава... Половина членов
избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной
избирательной комиссии по выборам в федеральные органы
государственной власти назначается законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта
Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Как
законодательный (представительный), так и исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской Федерации обязан
назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов
избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого
из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих
фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных
объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в
законодательном (представительном) органе государственной власти
субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию
может быть назначено не более одного представителя от каждого из
избирательных объединений, избирательных блоков.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Ульяновской области "Об
избирательной комиссии Ульяновской области" избирательная
комиссия формируется в составе 14 членов комиссии с правом
решающего голоса. Половина - 7 членов комиссии назначается
Законодательным Собранием, другая половина - 7 членов комиссии
назначается Главой администрации области. Как Законодательное
Собрание, так и Глава администрации области обязаны назначить не
менее одной трети назначаемого ими количества членов комиссии на
основе поступивших предложений каждого из избирательных
объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Судом признано, что по смыслу указанной нормы на органах
государственной власти лежит обязанность обеспечить в целом
представительство соответствующих субъектов в количестве не менее
одной трети от общего числа членов избирательной комиссии с учетом
требований к ее формированию, предусмотренных пунктом 2 статьи 23
Федерального закона, согласно которому в избирательную комиссию
может быть назначено не более одного представителя от каждого
избирательного объединения (блока), имеющих фракции в
Государственной Думе ФС РФ и законодательном (представительном)
органе субъекта Российской Федерации. Федеральный закон не
предполагает разделения избирательной комиссии субъекта Российской
Федерации, являющейся государственным органом, на составные части,
а напротив, определяет ее деятельность как единого коллегиального
государственного органа.
Судом установлено, что в состав избирательной комиссии на
момент ее формирования было предложено шесть кандидатур от
избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации, из которых все шесть
были назначены в состав комиссии Законодательным Собранием
Ульяновской области.
Таким образом, при формировании избирательной комиссии области
интересы всех избирательных объединений, имеющих фракцию в
Государственной Думе, были учтены и политическая квота в целом
была соблюдена, а следовательно, Законодательное Собрание области
и Глава администрации области выполнили требования п. 1 ст. 23 и
п. 1 ст. 24 Федерального закона, и в связи с этим жалоба
заявителей удовлетворена быть не может.
Кроме того, отказывая в удовлетворении жалобы, суд исходил из
того, что в соответствии со ст. 233 ГПК РСФСР избиратели,
кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения,
избирательные блоки и их доверенные лица, считающие, что решением
или действиями органа государственной власти, органа местного
самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии,
комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные
права и право на участие в референдуме граждан Российской
Федерации, вправе обратиться с заявлением или жалобой в суд.
Заявление или жалоба в суд могут быть поданы в течение трех
месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было
стать известным о нарушении избирательного законодательства,
законодательства о референдуме или избирательных прав и права на
участие в референдуме заявителя (ст. 234 ГПК РСФСР).
Из материалов дела следует, что оспариваемые постановления о
формировании избирательной комиссии Ульяновской области были
вынесены 15.02.2000 N 33 и 17.02.2000 N 4/15 и опубликованы в
средствах массовой информации, в частности, в "Народной газете" N
36-37 18.02.2000 (л.д. 70), а также в "Ульяновской правде", что
сторонами не оспаривается, и избирательное объединение
Ульяновского областного отделения КПРФ имело возможность
ознакомиться с данными постановлениями и в случае несогласия с
ними оспорить в судебном порядке. Постановлением Законодательного
Собрания области от 17.02.2000 N 4/15 в состав избирательной
комиссии Ульяновской области были назначены представители
избирательного объединения Ульяновского областного отделения КПРФ
Шелухин Ю.С. - с правом решающего голоса и Шлюшенков В.Ю. - с
правом совещательного голоса, которые, являясь членами комиссии,
знали об указанных постановлениях и в случае несогласия с ними
вправе были их оспорить, но этого сделано не было. Обращение в суд
имеет место спустя более двух с половиной лет, т.е. с пропуском
предусмотренного законом срока, что является одним из оснований
для отказа в удовлетворении жалобы. Убедительных доказательств
уважительности пропуска срока заявители суду не представили и
судом они не установлены.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ считает, что отказ в
удовлетворении жалобы по мотиву пропуска заявителем срока на
обращение в суд является правильным, так как вывод суда в этой
части соответствует установленным по делу обстоятельствам и
действующему законодательству, которые в решении суда приведены.
Доводы кассационной жалобы в этой части судебная коллегия находит
несостоятельными из-за их правовой необоснованности.
Что же касается суждения суда первой инстанции о соответствии
оспариваемых документов действующему избирательному
законодательству, то с такой позицией согласиться нельзя.
При правильном изложении в решении содержания ст. 23 ФЗ "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" (1997 г.) толкование ее
положений судом первой инстанции является ошибочным. В частности,
требования указанной нормы Закона приняты не в их взаимосвязи и
без учета равенства всех предусмотренных процедурных действий по
формированию избирательной комиссии области. Указание на то, что
избирательная комиссия является единым коллегиальным органом и
обеспечение представительства в ней всех избирательных
объединений, применительно к обстоятельствам данного дела, не дает
оснований для удовлетворения жалобы, так как оно прямо
противоречит установленному законом порядку назначения каждым из
органов власти количества членов комиссии на основе поступивших
предложений.
При признании судом правомерными оспариваемых заявителем
документов закрепляется противоречащее вышеназванному Закону
положение, при котором формирующие избирательную комиссию органы
утрачивают равные права и обязанности в этой процедуре, что не
исключает возможности необъективного в силу одностороннего
(преобладающего) состава комиссии подхода к решению
рассматриваемых последней вопросов.
В связи с указанным вывод суда об отказе в удовлетворении
жалобы по мотиву ее необоснованности, а именно, отсутствия
оснований считать неправомерными оспариваемые заявителем
документы, не может быть признан законным и такое суждение суда
подлежит исключению из мотивировочной части решения.
На основании изложенного и с учетом отмеченного выше
обстоятельства пропуска заявителем срока на обращение в суд,
руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского областного суда от 29 октября 2002 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу Избирательного
объединения Ульяновского областного отделения политической партии
"Коммунистическая партия Российской Федерации" - без
удовлетворения.
|