Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.01.2003 N ГКПИ02-1399 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01.07.1995 N 677 И ОТ 19.09.1997 N 1204, ОТКАЗАНО, ТАК КАК ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО РЕБЕНОК НЕ ПОЛУЧАЕТ БЕСПЛАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; ПЛАТА ВЗИМАЕТСЯ ЛИШЬ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ, А НЕ ЗА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 27 января 2003 г. N ГКПИ02-1399
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                  Чумариной Ю.В.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе Растимешина Д.В.  о признании незаконными пункта 31, абз. 5
   пп.  2  пункта 45 "Типового положения о дошкольном образовательном
   учреждении",  утвержденного  Постановлением  Правительства РФ от 1
   июля 1995 г.  N 667 (с изменениями от 14 февраля 1997 г.), а также
   абз.   5   пункта   53   и  пункта   54   "Типового  положения  об
   образовательном   учреждении   для  детей  дошкольного  и младшего
   школьного возраста", утвержденного Постановлением Правительства РФ
   от 19 сентября 1997 г. N 1204,
   
                              установил:
   
       Растимешин Д.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации
   с указанным выше требованием,  сославшись на то,  что оспариваемые
   пункты  названных  Типовых  положений не соответствуют требованиям
   ст.   43  Конституции  РФ,  ст.  ст. 9,  12  и 17  Закона  РФ  "Об
   образовании", а также нормам других федеральных законов и нарушают
   права  детей  и их  родителей  на  общедоступность  и бесплатность
   дошкольного    образования   в  муниципальных   и  государственных
   образовательных учреждениях.
       В  судебном  заседании  Растимешин Д.В.  заявленное требование
   поддержал в полном объеме.
       Представитель  Правительства  РФ Мурванидзе Г.И.  с жалобой не
   согласился   и  просил   об   оставлении  ее  без  удовлетворения,
   сославшись  на то,  что оспариваемые пункты положений действующему
   законодательству  РФ  не  противоречат  и охраняемых  законом прав
   заявителя не нарушают.
       Выслушав объяснения заявителя, представителя Правительства РФ,
   исследовав   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора
   Генеральной   прокуратуры   РФ   Масаловой   Л.Ф.,   полагавшей  в
   удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации
   находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии  со  ст.   13  ГК  РФ  нормативные  акты,   не
   соответствующие  закону или иным правовым актам и нарушающие права
   и  охраняемые  законом  интересы гражданина или юридического лица,
   могут быть признаны судом недействительными (незаконными).
       Как  установлено  судом,  Постановлением Правительства РФ от 1
   июля  1995  г.  N  677  (с изменениями от 14 февраля 1997 г.) было
   утверждено   "Типовое   положение   о  дошкольном  образовательном
   учреждении",  в  пункте  31  которого предусмотрено,  что взимание
   платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном
   учреждении производится в соответствии с законодательством РФ, а в
   абз.  5  пп.  2  пункта 45 этого  же Положения указано на то,  что
   источниками    формирования   имущества   и  финансовых   ресурсов
   дошкольного  образовательного учреждения являются также и средства
   родителей (законных представителей).
       Позднее Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г.
   N  1204  было  утверждено  "Типовое  положение  об образовательном
   учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", в
   абз. 5 пункта 53 и пункте 54 которого содержатся такие же правила,
   что  и в  указанных  выше пунктах "Типового положения о дошкольном
   образовательном учреждении".
       По  утверждению  представителя  Правительства  РФ,   указанные
   пункты  Типовых  положений  Конституции  РФ  и федеральным законам
   не противоречат.
       Данные положения соответствуют Постановлению Верховного Совета
   РФ  N 2464-1  от  6 марта  1992  г.   "Об  упорядочении  платы  за
   содержание  детей  в детских дошкольных учреждениях и о финансовой
   поддержке системы этих учреждений", которым установлена предельная
   величина  размера  оплаты  родителями стоимости содержания детей в
   указанных учреждениях - не более 20 процентов от всех затрат.
       Взимание    платы   с  родителей   за   содержание   детей   в
   государственном   или   муниципальном  дошкольном  образовательном
   учреждении  не  означает,  что  ребенок  не  получает  бесплатного
   дошкольного образования, поскольку плата в данном случае взимается
   лишь  за содержание детей в таких учреждениях,  а не за дошкольное
   образование.
       Эти  утверждения  представителя  Правительства  РФ материалами
   дела не опровергнуты.
       Не   представлено   каких-либо   убедительных   данных   в  их
   опровержение, кроме субъективных выводов общего характера, и самим
   заявителем.
       Анализ   содержания  оспариваемых  пунктов  названных  Типовых
   положений  также  свидетельствует  о их  соответствии  требованиям
   действующего законодательства РФ.
       При  таких  обстоятельствах  суд приходит к выводу о том,  что
   предусмотренных  ст.  13  Гражданского  кодекса  РФ  оснований для
   признания   оспариваемых   пунктов   указанных  Типовых  положений
   незаконными не имеется.
       Довод  заявителя  Растимешина  Д.В.  о  том,  что оспариваемые
   пункты  Типовых  положений,  предусматривающие  взимание  платы  с
   родителей   за   содержание   детей  в дошкольных  образовательных
   учреждениях,  фактически устанавливают и плату за получение детьми
   образования в этих учреждениях,  не может быть принят во внимание,
   поскольку он ничем не подтвержден и основан лишь на личных выводах
   самого заявителя.
       Кроме   того,    данный   довод   опровергается   объяснениями
   представителя   Правительства   РФ   и  содержанием  Постановления
   Верховного  Совета  РФ  от 6 марта 1992 г.  N 2464-1,  из которого
   следует,   что  с родителей  подлежит  взиманию  плата  только  за
   содержание детей в дошкольных учреждениях.
       Данное  Постановление  Верховного Совета РФ никем не отменено,
   продолжает   действовать  и как  нормативный  правовой  акт  более
   высокого уровня обязателен к исполнению Правительством РФ,  что им
   и было сделано при утверждении названных Типовых положений.
       Требование  о необходимости внесения платы за содержание детей
   в  дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) вытекает
   и из содержания п.  9 ст.  50 Закона РФ "Об образовании", согласно
   которому    на   основе   полного   государственного   обеспечения
   осуществляется содержание в дошкольных образовательных учреждениях
   только  детей-сирот  и детей,  оставшихся  без попечения родителей
   (законных представителей).
       Из  приведенной  нормы Закона следует,  что родители (законные
   представители)  не  освобождены  от  уплаты расходов,  связанных с
   содержанием их детей в дошкольных образовательных учреждениях.
       При  разрешении  жалобы  заявителя  суд  принимает во внимание
   также  и то  обстоятельство,  что  оспариваемыми  пунктами Типовых
   положений  плата  за содержание детей в дошкольных образовательных
   учреждениях  фактически  не устанавливается,  а лишь обозначается,
   что  одним  из  источников  финансирования  дошкольных  учреждений
   является оплата родителями содержания в них своих детей,  взимание
   которой производится в соответствии с законодательством Российской
   Федерации,  что действующему законодательству РФ не противоречит и
   прав заявителя не нарушает.
       Другие  доводы,   на  которые  заявитель  ссылался  в судебном
   заседании,  также  не  могут  служить  основанием к удовлетворению
   жалобы.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобу  Растимешина  Д.В.  о  признании незаконными пункта 31,
   абз.   5   пп.   2  пункта  45  "Типового  положения  о дошкольном
   образовательном    учреждении",    утвержденного    Постановлением
   Правительства  РФ  от  1 июля  1995 г.  N 677 (с изменениями от 14
   февраля 1997 г.),  а также абз.  5 пункта 53 и пункта 54 "Типового
   положения  об  образовательном  учреждении для детей дошкольного и
   младшего   школьного   возраста",   утвержденного   Постановлением
   Правительства  РФ  от  19  сентября 1997 г.  N 1204,  оставить без
   удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
   дня его вынесения в окончательной форме.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz