ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 января 2003 г. N ГКПИ02-1399
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Чумариной Ю.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Растимешина Д.В. о признании незаконными пункта 31, абз. 5
пп. 2 пункта 45 "Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1
июля 1995 г. N 667 (с изменениями от 14 февраля 1997 г.), а также
абз. 5 пункта 53 и пункта 54 "Типового положения об
образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего
школьного возраста", утвержденного Постановлением Правительства РФ
от 19 сентября 1997 г. N 1204,
установил:
Растимешин Д.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации
с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые
пункты названных Типовых положений не соответствуют требованиям
ст. 43 Конституции РФ, ст. ст. 9, 12 и 17 Закона РФ "Об
образовании", а также нормам других федеральных законов и нарушают
права детей и их родителей на общедоступность и бесплатность
дошкольного образования в муниципальных и государственных
образовательных учреждениях.
В судебном заседании Растимешин Д.В. заявленное требование
поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства РФ Мурванидзе Г.И. с жалобой не
согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения,
сославшись на то, что оспариваемые пункты положений действующему
законодательству РФ не противоречат и охраняемых законом прав
заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения заявителя, представителя Правительства РФ,
исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в
удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации
находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права
и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица,
могут быть признаны судом недействительными (незаконными).
Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 1
июля 1995 г. N 677 (с изменениями от 14 февраля 1997 г.) было
утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном
учреждении", в пункте 31 которого предусмотрено, что взимание
платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном
учреждении производится в соответствии с законодательством РФ, а в
абз. 5 пп. 2 пункта 45 этого же Положения указано на то, что
источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
дошкольного образовательного учреждения являются также и средства
родителей (законных представителей).
Позднее Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г.
N 1204 было утверждено "Типовое положение об образовательном
учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", в
абз. 5 пункта 53 и пункте 54 которого содержатся такие же правила,
что и в указанных выше пунктах "Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении".
По утверждению представителя Правительства РФ, указанные
пункты Типовых положений Конституции РФ и федеральным законам
не противоречат.
Данные положения соответствуют Постановлению Верховного Совета
РФ N 2464-1 от 6 марта 1992 г. "Об упорядочении платы за
содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой
поддержке системы этих учреждений", которым установлена предельная
величина размера оплаты родителями стоимости содержания детей в
указанных учреждениях - не более 20 процентов от всех затрат.
Взимание платы с родителей за содержание детей в
государственном или муниципальном дошкольном образовательном
учреждении не означает, что ребенок не получает бесплатного
дошкольного образования, поскольку плата в данном случае взимается
лишь за содержание детей в таких учреждениях, а не за дошкольное
образование.
Эти утверждения представителя Правительства РФ материалами
дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их
опровержение, кроме субъективных выводов общего характера, и самим
заявителем.
Анализ содержания оспариваемых пунктов названных Типовых
положений также свидетельствует о их соответствии требованиям
действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
предусмотренных ст. 13 Гражданского кодекса РФ оснований для
признания оспариваемых пунктов указанных Типовых положений
незаконными не имеется.
Довод заявителя Растимешина Д.В. о том, что оспариваемые
пункты Типовых положений, предусматривающие взимание платы с
родителей за содержание детей в дошкольных образовательных
учреждениях, фактически устанавливают и плату за получение детьми
образования в этих учреждениях, не может быть принят во внимание,
поскольку он ничем не подтвержден и основан лишь на личных выводах
самого заявителя.
Кроме того, данный довод опровергается объяснениями
представителя Правительства РФ и содержанием Постановления
Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. N 2464-1, из которого
следует, что с родителей подлежит взиманию плата только за
содержание детей в дошкольных учреждениях.
Данное Постановление Верховного Совета РФ никем не отменено,
продолжает действовать и как нормативный правовой акт более
высокого уровня обязателен к исполнению Правительством РФ, что им
и было сделано при утверждении названных Типовых положений.
Требование о необходимости внесения платы за содержание детей
в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) вытекает
и из содержания п. 9 ст. 50 Закона РФ "Об образовании", согласно
которому на основе полного государственного обеспечения
осуществляется содержание в дошкольных образовательных учреждениях
только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей).
Из приведенной нормы Закона следует, что родители (законные
представители) не освобождены от уплаты расходов, связанных с
содержанием их детей в дошкольных образовательных учреждениях.
При разрешении жалобы заявителя суд принимает во внимание
также и то обстоятельство, что оспариваемыми пунктами Типовых
положений плата за содержание детей в дошкольных образовательных
учреждениях фактически не устанавливается, а лишь обозначается,
что одним из источников финансирования дошкольных учреждений
является оплата родителями содержания в них своих детей, взимание
которой производится в соответствии с законодательством Российской
Федерации, что действующему законодательству РФ не противоречит и
прав заявителя не нарушает.
Другие доводы, на которые заявитель ссылался в судебном
заседании, также не могут служить основанием к удовлетворению
жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Растимешина Д.В. о признании незаконными пункта 31,
абз. 5 пп. 2 пункта 45 "Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении", утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 (с изменениями от 14
февраля 1997 г.), а также абз. 5 пункта 53 и пункта 54 "Типового
положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и
младшего школьного возраста", утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204, оставить без
удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
|