МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИРЕКТИВА
от 24 января 2003 г. N Д-4
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНОГО
ОСТАВЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наибольшее количество преступлений, совершаемых в Вооруженных
Силах Российской Федерации (далее именуются Вооруженные Силы),
составляют преступления, связанные с самовольным оставлением
воинской части либо иным уклонением от исполнения обязанностей
военной службы. Несмотря на их общее сокращение в 2002 году,
удельный вес данного вида правонарушений является самым высоким и
составляет около 40 процентов.
В СибВО, ЛенВО, МВО, ПУрВО, ДВО работа по предупреждению
указанных преступлений проводится с большими издержками. Их
соотношение в пересчете на 1 тысячу человек в 1,8 - 2,8 выше, чем
в Вооруженных Силах.
Участились случаи групповых самовольных оставлений воинских
частей. В 2002 году их совершено 20, в том числе в СКВО - 6, СибВО
- 3, ВДВ - 3, ГРАУ МО - 2, ВВС, МВО, на БФ, ЧФ, в РВСН, частях
центрального подчинения Сухопутных войск - по одному.
Две трети самовольных оставлений воинских частей
военнослужащими с оружием совершено при несении караульной и
гарнизонной служб.
Некоторые командиры не только не принимают мер по
предупреждению самовольных оставлений воинских частей, но и своими
неправомерными действиями способствуют их совершению. Около 90
процентов сокрытых правонарушений в Вооруженных Силах составляют
преступления, связанные с самовольным оставлением воинской части.
Все чаще военнослужащие ищут защиты не у должностных лиц, а в
комитетах солдатских матерей.
Подобные правонарушения как со стороны командиров, так и тех,
кто совершает самовольные оставления воинских частей, подрывают
авторитет Вооруженных Сил. Отдельные средства массовой информации
используют эти факты в целях формирования негативного отношения
общества к Вооруженным Силам.
Основными причинами самовольных оставлений воинских частей
являются:
низкий уровень руководства и контроля за организацией
повседневной деятельности, поддержанием правопорядка и воинской
дисциплины, созданием необходимых материальных и бытовых условий в
воинских частях и подразделениях;
малоэффективная работа должностных лиц по формированию и
поддержанию у военнослужащих моральной и психологической
готовности к защите Отечества, неукоснительному исполнению всеми
категориями личного состава уставных правил взаимоотношений,
нормативно-правовых требований;
равнодушие отдельных должностных лиц к нуждам, запросам и
проблемам подчиненных, незнание обстановки в воинских частях и
подразделениях, нежелание и неумение командиров (начальников)
организовать системную работу по предупреждению самовольных
оставлений воинских частей;
злоупотребление служебным положением и превышение должностных
полномочий командирами воинских частей и подразделений,
недостаточная профессиональная подготовка и личная ответственность
отдельных офицеров, особенно младшего офицерского состава, за
обучение и воспитание подчиненных. Отдельные офицеры, не обладая
необходимыми теоретическими знаниями, не имея навыков и опыта
проведения воспитательной работы с военнослужащими, прибегают к
физическому насилию над подчиненными;
нездоровая морально-психологическая обстановка в воинских
коллективах, нарушения уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими, в том числе при наличии между ними отношений
подчиненности.
Требую:
1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации,
главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующим войсками военных округов (флотами), родами войск
Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и
центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации:
проанализировать причины произошедших в 2002 - 2003 годах
случаев самовольного оставления военнослужащими воинских частей,
оценить эффективность принимаемых мер по их пресечению. Дать
персональную оценку деятельности подчиненных должностных лиц на
данном участке работы;
заслушать в феврале - марте 2003 г. на расширенных (выездных)
заседаниях военных советов в военных округах (на флотах)
должностных лиц соединений и воинских частей о проведенных
мероприятиях и принятых мерах по предупреждению самовольного
оставления военнослужащими воинских частей, созданию безопасных
условий военной службы;
совершенствовать формы и методы взаимодействия командования с
органами военной прокуратуры, совместно анализировать состояние
законности и правопорядка в войсках. По итогам I квартала 2003 г.
подготовить совместные обзоры с рекомендациям по профилактике
правонарушений, связанных с самовольным оставлением воинской
части, а также в сфере межличностных отношений.
2. Командующим объединениями:
знать состояние правопорядка и воинской дисциплины в
подчиненных соединениях и воинских частях. Ежеквартально на основе
анализа и прогноза выделять приоритетные направления в
деятельности органов военного управления, ставить конкретные
задачи по предупреждению правонарушений;
уделять в ходе работы в подчиненных соединениях и воинских
частях основное внимание тем воинским частям, в которых допущено
наибольшее количество нарушений воинской дисциплины, проводить
индивидуальную работу с офицерами, склонными к злоупотреблению
служебным положением и превышению должностных полномочий;
считать любое физическое или моральное оскорбление подчиненных
чрезвычайным происшествием. Старшим командирам (начальникам)
немедленно принимать самые строгие меры к командирам
(начальникам), допустившим подобные правонарушения, вплоть до
увольнения с военной службы и привлечения к уголовной
ответственности в установленном порядке;
ежегодно лично проводить занятия с командирами соединений,
воинских частей по вопросам организации работы по поддержанию
правопорядка и воинской дисциплины, предупреждению уклонений от
военной службы, нарушений уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими;
организовать издание приказов с объявлением приговоров об
осуждении подчиненных военнослужащих за самовольное оставление
воинской части и своевременное доведение их до личного состава (в
части касающейся);
ежеквартально проверять слаженность действий личного состава,
готовность техники и средств связи, привлекаемых к мероприятиям по
поиску лиц, совершивших самовольное оставление воинской части,
порядок организации взаимодействия и управления при проведении
этих мероприятий.
3. Командирам соединений и воинских частей:
привести в строгое соответствие с требованиями общевоинских
уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и директивы
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. N
ДГШ-31 повседневную деятельность подчиненных воинских частей и
подразделений;
повысить исполнительскую дисциплину на всех уровнях;
осуществлять подбор и подготовку личного состава, назначаемого
в суточный наряд, в строгом соответствии с требованиями
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и
Приказа Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 370. В
каждом гарнизоне, соединении, воинской части иметь действенную
систему контроля за выполнением распорядка дня, регламента
служебного времени и несением службы суточным нарядом;
ежемесячно учить подчиненных командиров практике работы по
предупреждению правонарушений, подводить итоги и персонально
оценивать их деятельность;
ежеквартально проводить методические занятия с офицерами
управления, командирами полков (батальонов) и их заместителями по
психолого-педагогической подготовке и правовым основам служебной
деятельности;
организовывать прием и изучение прибывающего пополнения,
распределение его по воинским частям и подразделениям с учетом
национальной принадлежности, регионов призыва, законопослушности
до военной службы, психологических качеств, уровня физической
подготовки и состояния здоровья;
ежемесячно анализировать морально-психологическую обстановку в
воинских коллективах, принимать исчерпывающие меры по ее
оздоровлению.
4. Командирам подразделений:
привести повседневную деятельность подчиненных подразделений в
строгое соответствие с требованиями общевоинских уставов
Вооруженных Сил Российской Федерации;
исключить убытие военнослужащих в командировки, отпуска,
лечебные учреждения без инструктажа о правилах поведения вне
расположения воинской части, соблюдении требований
законодательства Российской Федерации и общевоинских уставов
Вооруженных Сил Российской Федерации, организовывать контроль
своевременности их возвращения, а также проверку личного состава,
выполняющего задачи вне расположения воинской части;
лично проверять выполнение распорядка дня в подразделениях,
организацию боевой учебы, службы суточного наряда, воспитательной
и спортивно-массовой работы в подразделениях, а также доведение до
военнослужащих положенных норм довольствия;
осуществлять сбор и учет оперативной информации о фактах
нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими,
принимать неотложные меры по их предупреждению;
обеспечить неуклонное выполнение требований Устава внутренней
службы Вооруженных Сил Российской Федерации о проведении
медицинских осмотров личного состава в целях выявления телесных
повреждений и заболеваний у военнослужащих.
5. Командующим объединениями, командирам соединений и воинских
частей проанализировать соблюдение в подчиненных воинских частях и
подразделениях требований Приказа Министра обороны Российской
Федерации 1995 г. N 235 об организации системы воспитательной
работы со всеми категориями военнослужащих. В ходе занятий с
офицерским составом и прапорщиками основное внимание обращать на
соблюдение законности и уставных требований при обращении с
подчиненными.
6. В работе с офицерами:
в марте - апреле 2003 г. в соединениях и воинских частях
организовать проведение собраний офицеров, в ходе которых обсудить
вопросы личной примерности офицерского состава в соблюдении
законности, недопустимости превышения должностных полномочий,
грубости и рукоприкладства в отношении подчиненных военнослужащих;
направить деятельность офицерских собраний в соединениях и
воинских частях на повышение личной примерности офицеров,
выполнение ими воинского долга, обеспечение социальной
справедливости, взаимного доверия, сплочения коллективов офицеров,
создания в них обстановки нетерпимости к равнодушию и пассивности.
7. В работе с прапорщиками (мичманами), сержантами
(старшинами): обеспечить их активное участие в обучении и
воспитании подчиненных, поддержании внутреннего порядка и
соблюдении распорядка дня, изжитии искривлений дисциплинарной
практики и пьянства;
организовать ежемесячное проведение занятий со старшинами рот
(батарей) по вопросам воспитания подчиненного личного состава и
предупреждения правонарушений в подразделениях;
принять меры по повышению роли младших командиров в работе по
пресечению уклонений от военной службы, качественному подбору и
систематическому обучению сержантов (старшин) основам педагогики и
психологии, формам и методам индивидуально-воспитательной работы с
подчиненными, повышению их авторитета среди личного состава
подразделения.
8. В работе с военнослужащими, проходящими военную службу по
контракту на воинских должностях солдат (матросов):
создать условия, соответствующие их статусу и стимулирующие
добросовестную службу;
повысить результативность работы по предупреждению пьянства и
алкоголизма;
выработать до 1 апреля 2003 г. практические меры по
совершенствованию работы органов военного управления, военных
комиссариатов, командиров соединений и воинских частей по отбору,
назначению на воинские должности, обучению и воспитанию
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Исключить
прием на военную службу лиц, ранее уволенных из Вооруженных Сил в
связи с невыполнением ими условий контракта, склонных к пьянству и
алкоголизму, употреблению наркотических средств, находящихся в
розыске за совершенные правонарушения.
9. В работе с военнослужащими, проходящими военную службу по
призыву:
принять дополнительные меры по равномерному комплектованию
соединений, воинских частей и подразделений военнослужащими
различных национальностей. Личный состав назначать на воинские
должности в соответствии с полученными военно-учетными
специальностями. Военнослужащих, призванных с территории Северного
Кавказа, дифференцированно распределять по соединениям и воинским
частям в зависимости от решаемых ими задач, пропорционально их
списочной численности;
особое внимание уделять прибывшему пополнению, обеспечить его
быструю адаптацию к условиям военной службы, выработку у
военнослужащих необходимых качеств и физической подготовленности к
исполнению служебных обязанностей и недопущение глумлений и
издевательств со стороны сослуживцев;
обеспечить возможность обращения военнослужащих к вышестоящему
командованию, в органы военной прокуратуры по фактам превышения
должностных полномочий со стороны командиров (начальников) и
нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
при отсутствии между ними отношений подчиненности.
Первый заместитель Министра
обороны Российской Федерации,
генерал армии
А.КВАШНИН
|