ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 3
О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ДО 2005 ГОДА
(20 января 2003 года)
Высший Государственный Совет Союзного государства
постановляет:
1. Утвердить Концепцию социального развития Союзного
государства до 2005 года (прилагается).
2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь и
Правительству Российской Федерации при разработке и проведении
согласованной социальной политики руководствоваться положениями
Концепции.
3. Совету Министров Союзного государства ежегодно
информировать Высший Государственный Совет Союзного государства о
ходе реализации положений Концепции.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
А.ЛУКАШЕНКО
Утверждена
Постановлением
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
от 20 января 2003 г. N 3
КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА
Введение
Образование Союзного государства создает обязательные
политические предпосылки для разработки единой концепции
социального развития. В соответствии со статьей 2 Договора о
создании Союзного государства одной из основных целей Союзного
государства является "проведение согласованной социальной
политики, направленной на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека", а в статьей 31
Договора предусмотрено, что "в Союзном государстве действует
унифицированное трудовое законодательство в области социальной
защиты населения, пенсионного обеспечения".
Разработка единой концепции социального развития Союзного
государства объективно обусловлена тем, что наличие общих целей и
приоритетов в развитии и их суть предопределены конституционно:
как известно, объединяющиеся страны провозгласили себя социальными
государствами (статья 7 Конституции Российской Федерации и
статья 1 Конституции Республики Беларусь).
Единая Концепция социального развития должна представлять
собой систему взаимосогласованных государствами-участниками
Союзного государства взглядов на общие цели и приоритеты
социального развития в условиях углубления межгосударственных
отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы их практического
осуществления. Направления этого взаимодействия предопределяются
национальными стратегиями и имеющимися для их реализации
экономическими ресурсами.
В этой связи формирование единого социального и экономического
пространства в рамках развития Союзного государства является
важнейшим приоритетом внешней и внутренней политики Республики
Беларусь и Российской Федерации.
К основным направлениям и приоритетам социального развития
Союзного государства относятся:
в социально-трудовой сфере
сближение правовой базы социально-трудовой сферы и уровня
социальных гарантий граждан Беларуси и России;
активизация политики в области заработной платы, доходов и
уровня жизни;
разработка, на основе общих принципов и подходов, комплексной
нормативной правовой базы по охране труда;
формирование общего рынка труда;
формирование системы социальной защиты населения Союзного
государства;
обеспечение единых подходов к формированию систем социального
страхования;
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой
продолжительности жизни
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной
жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая
предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
в области миграции и расселения
регулирование миграционных процессов в целях создания
действенных механизмов замещения естественной убыли населения
Союзного государства;
повышение эффективности миграционных процессов на основе
достижения соответствия объемов, направлений и структуры
миграционного движения населения интересам
социально-экономического развития Союзного государства;
обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование
толерантного к ним отношения;
в области образования
создание механизма принятия согласованных управленческих
решений по развитию системы образования Союзного государства;
разработка нормативной правовой базы, включая создание единых
образовательных стандартов, нормативной базы по лицензированию,
аттестации и аккредитации учреждений образования;
информационное и научно-методическое обеспечение систем
образования, в том числе учебной и учебно-методической литературы;
развитие дистанционного образования на основе передовых
информационных и коммуникационных технологий;
создание системы подготовки и переподготовки кадров для
Союзного государства;
в области здравоохранения
проведение согласованной политики в области обеспечения охраны
здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
оптимизация использования научных, технических, трудовых и
финансовых ресурсов, направленных на улучшение качества и
формирование здорового образа жизни, повышения
медико-гигиенических знаний населения;
гармонизация нормативно-правовой базы в области обеспечения
охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;
создание постоянно действующей межгосударственной
информационной системы по профилактике инфекционных и
неинфекционных болезней;
сотрудничество в области подготовки, переподготовки и
повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров;
в области культуры
обеспечение единого пространства для межнациональных и
межгосударственных культурных контактов между Республикой Беларусь
и Российской Федерацией в рамках Союзного государства;
создание особых условий для объединения усилий двух государств
и их регионов по совместной реализации значимых культурных
проектов на основе союзной идеи культурного разнообразия и
единства;
координация политики в области культуры с целью духовного
обогащения народов двух стран и их активного участия в культурной
жизни Союзного государства;
создание единого информационного культурного пространства, в
первую очередь через развитие современных средств коммуникации и
информатизации, создание баз данных по культурному наследию,
широкого информационного поля о состоянии дел в культурной сфере
обоих государств;
создание экономических условий для развития творческой
активности и инициативы в области культуры, поддержки спонсорства
и меценатства;
развитие образования в области культуры с целью становления
гармоничной личности и ее открытости в отношении иных культурных
концепций;
ознакомление с культурным наследием двух государств,
составляющим основу культурной самобытности каждого народа;
принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на
совершенствование правоотношений в сфере культуры;
в области физической культуры и спорта
создание условий, способствующих развитию массовой физической
культуры и спорта, формированию здорового образа жизни граждан
Республики Беларусь и Российской Федерации, а также достойному
выступлению белорусских и российских спортсменов на крупнейших
международных соревнованиях;
формирование понимания у людей необходимости занятия
физической культурой и спортом;
создание мотиваций и установок на регулярные занятия
физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего
здоровья, выработка умения и навыков здорового образа жизни,
сознание каждым человеком собственной ответственности за свое
здоровье.
1. Основные направления и приоритеты развития
Союзного государства в социально-трудовой сфере
1.1. Формирование общего рынка труда - важный фактор
экономического подъема и гармонизации интеграционных процессов
Система согласованных мер по воспроизводству, распределению,
обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного
государства призвана обеспечить увеличение занятости населения,
снижение безработицы, повышение качества и конкурентоспособности
рабочей силы, предоставление социальных гарантий гражданам в
области труда, медицинского страхования, получения
профессионального образования, соблюдения ряда других социальных
стандартов и нормативов. В конечном итоге реально функционирующий
общий рынок труда предполагает создание единых правовых,
экономических условий и механизмов, максимально учитывающих
интересы работников обоих государств.
Приоритетами политики на общем рынке труда Республики Беларусь
и Российской Федерации выступают:
увязка мер социально-экономического развития, бюджетной и
налоговой политики при разработке и реализации программ
социально-экономического развития двух государств с мероприятиями
по обеспечению занятости населения;
координация профессионально-квалификационной структуры
подготовки рабочих и специалистов в профессиональных учебных
заведениях всех уровней с учетом потребностей территориальных
рынков труда;
выработка единых образовательных стандартов и механизма
непрерывного образования;
формирование системы комплексной подготовки кадров для
социально-трудовой сферы на основе единых образовательных
стандартов;
развитие и повышение эффективности реализуемых
государственными службами занятости населения программ и
мероприятий по обеспечению занятости, разрабатываемых на основе
единых подходов и механизмов реализации;
выработка единых подходов по достижению сбалансированности
спроса и предложения рабочей силы;
разработка основных принципов сотрудничества в подготовке
специальных программ создания и сохранения рабочих мест;
совершенствование организации общественных работ на основе
расширения их видов и масштабов, изменения механизма
финансирования общественных работ с привлечением средств из
различных источников;
обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре
занятости;
проведение согласованной политики по повышению уровня
мобильности трудовых ресурсов, в том числе на основе оптимизации
трудовой миграции, установления единых социально-трудовых гарантий
трудящимся-мигрантам и членам их семей - гражданам обоих
государств с одновременной разработкой мер противодействия
нелегальной миграции из других стран;
формирование и введение межгосударственной автоматизированной
системы банка данных о наличии свободных рабочих мест, условиях и
оплате труда, жилищно-бытовых условиях на основе тесного
сотрудничества миграционных служб и служб занятости;
защита национальных и общего рынков труда, содействие
возвращению высококвалифицированных специалистов из других стран.
Для решения поставленных задач требуется унификация
нормативных правовых актов в области занятости и рынка труда.
Основ законодательства о труде, Закона о занятости населения,
введение единых стандартов социальной защиты.
Целесообразно внести в законодательство о труде обоих
государств статьи, предусматривающие создание единой системы
трудоустройства и льгот для граждан, особо нуждающихся в
социальной защите, а также гарантии социальной поддержки
безработных граждан, потерявших работу в связи с ликвидацией или
реорганизацией предприятий и организаций, сокращением штата
работников.
Развитие общего рынка труда требует разработки единых
нормативных документов, определяющих условия трудовой миграции
граждан обоих государств и предусматривающих обеспечение гарантий
занятости граждан принимающей стороны. В числе первоочередных мер
необходимо осуществить дальнейшие практические шаги по созданию
условий для свободного перемещения законодательно защищенных
потоков рабочей силы на территории Союзного государства, а также
разработать Классификатор занятий, адаптированный к международным
стандартам, а также Межгосударственный классификатор профессий
рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
1.2. Формирование единых подходов к установлению условий и
механизма оплаты труда, доходов и уровня жизни
Данное направление социально-экономической политики имеет
особое значение, выступая одновременно и средством реализации
основных социальных целей формирования и развития Союзного
государства, и важнейшим фактором обеспечения эффективного спроса
в экономике, активизации человеческого фактора и достижения на
этой основе экономического роста.
Актуальными задачами в этой области являются:
обеспечение роста реальных денежных доходов населения и
сокращение масштабов бедности;
повышение минимальных социально-трудовых стандартов, их
приближение к нормативам, характеризующим стоимость жизни и ее
динамику;
повышение уровня оплаты труда занятых в различных сферах и
отраслях экономики с учетом обеспечения количественных и
качественных результатов хозяйственной деятельности;
формирование в реальном секторе экономики рыночных механизмов
организации оплаты труда, основанных на социальном партнерстве,
перенос центра тяжести с прямых ограничений в этой области на
налогово-бюджетные рычаги;
совершенствование системы тарификации и оплаты труда на основе
отработки и внедрения гибких механизмов, позволяющих осуществлять
их эффективное регулирование в соответствии с экономическими и
социальными приоритетами;
совершенствование структуры доходов населения, содействие
увеличению доходов от самозанятости и предпринимательской
деятельности.
Следующим этапом реформирования в области заработной платы,
доходов и уровня жизни должно стать повышение размера оплаты
труда, позволяющего каждому трудоспособному человеку своим трудом
поддерживать достойный уровень жизни, обеспечение реализации
воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной
функций заработной платы. Это может быть достигнуто в результате:
создания макроэкономических условий для усиления стимулирующей
роли заработной платы в увеличении производства продукции (услуг)
и повышения его эффективности;
обеспечения опережающего роста производительности труда по
сравнению с ростом средней заработной платы.
В реальном секторе экономики главным механизмом регулирования
оплаты труда должно стать коллективно-договорное регулирование
социально-трудовых отношений. Роль Союзного государства в этом
направлении заключается в развитии законодательного обеспечения
процесса социального диалога: в повышении ответственности сторон
за выполнение принятых обязательств, процедур разрешения
коллективных трудовых споров; в выработке рекомендаций по
различным аспектам тарифного регулирования заработной платы на
всех уровнях социального партнерства.
Реализация механизма коллективно-договорного регулирования
заработной платы требует развития и совершенствования
законодательной базы и отработки демократических процедур,
обеспечивающих всем участвующим сторонам благоприятные условия для
реализации их функций и согласования позиций социальных партнеров.
Важнейшим фактором безинфляционного роста заработной платы на
предприятиях и в организациях всех форм собственности является
повышение производительности, укрепление и совершенствование
нормирования труда, что призвано обеспечить экономические стимулы
в эффективном труде как основе роста цены рабочей силы, реальной
заработной платы в зависимости от увеличения объемов реализации
товаров и услуг, укрепления финансового состояния субъектов
хозяйствования.
Одновременно возрастает роль организации, производительности и
нормирования труда в управлении экономическим, техническим и
социальным развитием предприятий и организаций различных форм
собственности. Для этого важно создать новую действенную
государственную систему информационного обеспечения управления
производительностью труда, что позволит:
организовать проведение мониторинга и учета производительности
труда как одного из важных показателей на макроэкономическом,
отраслевом уровнях и уровне отдельных субъектов хозяйствования;
сформировать научно-методическое и информационное обеспечение
деятельности по повышению производительности труда.
Вместе с этим формируются макроэкономические условия,
обеспечивающие устойчивый рост других денежных доходов населения:
пенсий, стипендий, пособий, доходов от предпринимательской и иных
видов деятельности.
1.3. Формирование системы социальной защиты населения
Политику социальной защиты необходимо направить на постепенное
выравнивание условий и норм жизнеобеспечения граждан обоих
государств, выработку механизмов эффективного использования
ресурсов, направляемых на социальные цели, согласование
обязательств перед гражданами с реальными возможностями их
финансирования.
Основными целями Союзного государства по реформированию
системы социальных пособий, компенсаций и льгот являются:
адресная поддержка малообеспеченных (малоимущих) семей
(граждан), имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;
обеспечение рационального использования средств путем их
перераспределения в пользу нуждающихся;
адаптация системы социальных выплат и льгот к развивающимся
рыночным отношениям;
обеспечение социальной стабильности в обществе.
Исходя из заявленных целей, реформа системы социальных
пособий, компенсаций и льгот должна основываться на следующих
принципах:
гарантированность социальной помощи;
постепенный отказ от традиционно сложившегося подхода,
при котором льготы устанавливаются в основном в зависимости от
формальной принадлежности к той или иной социальной группе;
замена натуральных льгот, предоставляемых отдельным категориям
граждан, денежными компенсациями в зависимости от среднедушевого
дохода получателя;
предоставление льгот на основе заявлений нуждающихся граждан;
регулярное подтверждение нуждаемости.
Реформированию подлежат социальные льготы, финансируемые за
счет бюджетных средств. При этом сохраняется право субъектов
хозяйствования на предоставление льгот за счет собственных
средств.
Государственная социальная помощь будет предоставляться только
малообеспеченным (малоимущим) группам населения, имеющим
среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума (бюджета
прожиточного минимума). В этой связи требует совершенствования
процедура обязательной проверки нуждаемости, а также
обязательности использования имеющихся возможностей для
самостоятельного преодоления бедности. Льготы, предоставляемые в
настоящее время различным категориям работников (в частности,
сотрудникам милиции, работникам аппаратов судов, прокуратуры,
налоговой полиции и т.д.), будут в случае целесообразности
переведены в форму денежных выплат.
Прежний порядок предоставления льгот предполагается сохранить
для отдельных категорий населения, имеющих особые заслуги перед
государством.
Система пособий на детей должна стать составной частью
адресной социальной помощи, предоставляемой с учетом материального
положения семьям, имеющим детей. С целью усиления государственной
помощи гражданам, имеющим детей, необходимо предусматривать меры
по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты данных
пособий, а также увеличению их размеров.
Отдельного внимания требует проблема координации деятельности
государств-участников по выполнению программ социальной
реабилитации пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Реформирование системы социальных выплат и льгот необходимо
осуществлять постепенно, поэтапно, согласованно с политикой
доходов и развитием экономики. Одномоментная отмена значительной
части социальных льгот без должного повышения заработной платы и
пенсий и введения адекватных компенсационных механизмов может
привести к ухудшению материального положения соответствующих групп
населения, увеличению масштабов бедности, что обусловит
необходимость ощутимого увеличения средств для материальной
поддержки малообеспеченных (малоимущих).
Поскольку в прогнозируемом периоде прожиточный минимум (бюджет
прожиточного минимума) будет важнейшим критерием для определения
минимальных социальных гарантий в сфере доходов, а также для
идентификации бедности, особое значение имеет проблема
совершенствования методики определения прожиточного минимума с
целью обеспечения более тесной связи его величины с объемом и
структурой потребления семей с низким уровнем доходов. Основная
задача - обеспечение эффективной адресной защиты малообеспеченных
групп населения на основе совершенствования и обновления
действующей системы социальной защиты, развития ее правовой,
информационной и ресурсной базы.
Усилить адресность позволит разработка унифицированного
законопроекта об адресной социальной помощи, направленного на
упорядочение социальной помощи малообеспеченным (малоимущим) слоям
населения на основе единых критериев предоставления пособия по
нуждаемости.
1.4. Формирование систем социального страхования на основе
единых подходов и принципов
Важным шагом на пути построения государства с социально
ориентированной многоукладной рыночной экономикой является переход
к преимущественно страховым формам социальной защиты работающих за
счет развития систем страхования временной нетрудоспособности и
материнства, от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Единые подходы к социальному страхованию должны формироваться
на основе развития многоуровневых систем страхования, сочетания
обязательных и дополнительных программ страхования, расширение
участия негосударственных организаций и граждан в их реализации,
внедрения персонифицированного учета застрахованных, что обеспечит
реализацию их социальных гарантий, как на территории Российской
Федерации, так и Республики Беларусь, повысит ее эффективность и
ответственность работодателя и работника как субъектов социальной
политики, приведет в действие рыночные механизмы, сократит прямое
участие государства в социальной защите населения.
В процессе формирования единых подходов к организации
социального страхования (обязательного и дополнительного) и защите
работников от профессиональных рисков предстоит отработать
правовые, организационные, экономические формы и механизмы,
обеспечивающие реализацию обязательств и прав страхователей и
застрахованных.
Особая роль социального страхования состоит также и в том, что
оно позволит Союзному государству обеспечить гарантированный
уровень обязательств перед всеми застрахованными Российской
Федерации и Республики Беларусь.
Развитие пенсионного страхования (обеспечения) в Союзном
государстве следует осуществлять на основе одинаковых
концептуальных подходов. Развитие системы пенсионного обеспечения
должно осуществляться по следующим направлениям:
формирование смешанной пенсионной системы, сочетающей
финансирование пенсий на распределительной и накопительной основе;
формирование и реализация правовых норм и организационных
мероприятий, направленных на введение накопительного компонента
финансирования пенсий;
создание условий для формирования профессиональных пенсионных
систем, в рамках которых будут формироваться пенсионные права
работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями
труда;
содействие развитию дополнительного негосударственного
пенсионного страхования и обеспечения.
На начальном этапе для этого необходимо:
провести актуарную оценку приобретенных прав застрахованных
лиц;
создать единую систему регистрации прав застрахованных лиц,
работающих по найму, и самозанятого населения;
обеспечить наиболее справедливую дифференциацию пенсий в
зависимости от объема поступивших за работников платежей
(заработка с которого уплачены страховые взносы) на основе
персонифицированного учета страховых взносов в системе
обязательного пенсионного страхования;
использовать единый механизм индексации пенсий;
применять единые подходы к определению базы (состава
заработка/дохода) для исчисления страховых взносов и пенсий;
реализовывать единые подходы к порядку уплаты обязательных
страховых взносов для финансирования пенсионной системы.
Повышение уровня пенсионного обеспечения должно осуществляться
с учетом экономических возможностей государств при одновременной
оптимизации условий предоставления пенсий. В дальнейшем
формирование системы пенсионного обеспечения следует проводить на
основе:
полной реализации принципов пенсионного страхования и развития
системы обеспечения нетрудоспособных, не участвующих в пенсионном
страховании, за счет общих налогов и других источников;
расширения участия негосударственных организаций и граждан в
реализации установленных законом пенсионных гарантий.
Обязательное пенсионное страхование в Союзном государстве
должно строиться на:
равенстве прав и обязанностей застрахованных лиц;
зависимости права на трудовую пенсию от уплаты в течение
определенного периода времени взносов в систему обязательного
пенсионного страхования;
зависимости размера пенсии от объема уплаченных взносов в
системе обязательного пенсионного страхования (по данным
персонифицированного учета);
сочетания распределительных и накопительных механизмов
финансирования;
автономности и сбалансированности системы обязательного
пенсионного страхования.
Одинаковыми должны быть подходы для определения возрастных
критериев выхода на пенсию. Необходимо сформировать систему,
стимулирующую более длительный срок уплаты страховых взносов
(более поздний выход на пенсию), однако, не принуждающую пожилых
людей работать вопреки их желанию и возможностям. Главными
приоритетами при создании системы пенсионного обеспечения Союзного
государства выступают:
приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с
объемом участия работника в финансировании пенсионной системы с
учетом прожиточного минимума пенсионера;
унификация порядка расчета пенсий в зависимости от суммы
уплаченных страховых взносов;
введение гибкой системы выхода на пенсию, предусматривающей
повышение размеров пенсий при назначении пенсии в более позднем
возрасте;
формирование единого порядка учета страховых взносов граждан в
пенсионную систему и введение механизма перевода пенсионных
накоплений в пенсионные фонды Российской Федерации и Республики
Беларусь в случае переезда граждан на постоянное место жительства
в пределах Союзного государства.
Государство должно содействовать развитию дополнительных
пенсионных программ, формируемых за счет добровольных взносов
работников и их нанимателей (работодателей).
1.5. Разработка комплексной нормативной правовой базы по
охране труда
Главной целью политики охраны труда Союзного государства
выступает гуманизация условий труда, которые бы максимально
снижали уровень профессиональных рисков и являлись в наибольшей
степени благоприятными для работников.
Приоритетами этой политики являются:
государственное управление деятельностью в области охраны
труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства по этим вопросам;
принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на
совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых
нормативных требований в области безопасности и гигиены труда.
К числу основных мероприятий, обеспечивающих формирование
системы охраны труда Союзного государства, относятся:
разработка общей Концепции государственного управления охраной
труда и единой Концепции экономического механизма, стимулирующего
нанимателя (работодателя) создавать на производстве безопасные
условия труда;
использование экономического механизма в управлении охраной
труда, стимулирующего создание здоровых и безопасных условий
труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий,
эффективных средств защиты;
комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных
условий труда с учетом других направлений социальной и
экономической политики, достижений в области науки, техники,
технологий и охраны окружающей среды;
разработка унифицированных нормативных правовых документов,
регламентирующих требования по изготовлению средств индивидуальной
защиты, их сертификации и обеспечению ими работников;
участие государства в финансировании мероприятий по охране
труда;
взаимодействие и сотрудничество органов государственного
управления с нанимателями (работодателями) и профессиональными
союзами, содействие общественному контролю за соблюдением прав и
интересов работников в области охраны труда;
разработка унифицированного положения о расследовании
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
методики расчета экономических потерь в связи с травматизмом и
заболеваемостью на производстве;
обеспечение социально-экономической защиты прав работников в
области охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а
также членов их семей на основе обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве,
профессиональных заболеваний, установления компенсаций за тяжелую
работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Немаловажное значение имеет создание автоматизированной
системы информации по охране труда с банком нормативных правовых
актов по охране труда; организация государственной статистической
отчетности, создание системы информации и мониторинга состояния
условий и охраны труда.
1.6. Жилищная политика и развитие жилищно-коммунального
хозяйства
Государственную жилищную политику в Союзном государстве
необходимо направлять на создание условий для реализации
гражданами Союзного государства конституционного права на жилье. В
основу этой политики должны быть положены следующие принципы:
реализация права граждан на жилье через систему социальной
защиты для малообеспеченных (малоимущих) граждан и обеспечения их
жильем в соответствии с установленными социальными стандартами;
содействие развитию эффективного рынка жилья и рыночных
финансовых механизмов, обеспечивающих гражданам доступность
приобретения жилья на рынке;
обеспечение необходимых условий для развития первичного и
вторичного рынков жилья, поддержания состояния существующего и
создания нового жилищного фонда;
формирование равных конкурентных условий для всех субъектов
хозяйствования при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и
осуществлении жилищного строительства.
В связи с названными принципами жилищной политики требуют
своего согласования и унификации основы законодательной и
нормативной базы, определяющей жилищные права граждан и систему
жилищных стандартов.
Государство и органы местного самоуправления должны развивать
систему адресной социальной защиты населения при оплате
жилищно-коммунальных услуг в зависимости от доходов (материального
положения) граждан с тем, чтобы обеспечить приемлемую долю
расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в рамках
определенных законодательством нормативов.
Требует совершенствования система управления жилищным фондом
на основе согласования подходов к целевому и рациональному
использованию жилищного фонда для удовлетворения потребностей
собственников жилья и граждан, проживающих в нем на иных
основаниях, а также через организацию работ по обслуживанию,
ремонту и реновации зданий и строений, предоставлению коммунальных
и иных услуг.
Необходимо добиться взаимоувязанного развития различных
сегментов недвижимости в жилищной сфере: нового строительства,
улучшения существующей застройки, повышения эффективности
управления жилой недвижимостью. При этом должна быть осуществлена
переориентация с государственного строительного комплекса на
объекты частного строительного рынка с использованием практики
размещения государственного и муниципального заказа на конкурсной
основе.
1.7. Приоритеты демографического развития
Под демографической политикой понимается целенаправленная
деятельность государственных органов и иных социальных институтов
в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
Она призвана воздействовать на формирование желательного для
общества режима воспроизводства населения, сохранения или
изменения тенденций в области динамики численности и структуры
населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности,
семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции,
качественных характеристик населения.
Цели, задачи и приоритеты демографической политики должны
служить ориентиром для органов государственной власти, а также для
органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся
рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности
жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.
Целями демографического развития Союзного государства являются
стабилизация численности населения и формирование предпосылок к
последующему демографическому росту.
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности
жизни населения определены следующие приоритеты:
выработка единых подходов по улучшению репродуктивного
здоровья населения путем совершенствования профилактической и
лечебно-диагностической помощи;
разработка основных принципов сотрудничества в области
укрепления здоровья детей и подростков, прежде всего за счет
совершенствования мероприятий, направленных на профилактику
травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и
наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и
организации досуга;
выработка единых подходов по улучшению здоровья населения
трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики
травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и
адекватного лечения болезней системы кровообращения,
новообразований и инфекционных болезней;
проведение согласованной политики по обеспечению охраны и
улучшения условий труда, проведению аттестации рабочих мест для
выявления и устранения воздействия на здоровье работников
неблагоприятных факторов, осуществлению сертификационных работ по
охране труда, а также на внедрение принципов экономической
заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие
страхования от производственного травматизма;
выработка единых подходов по развитию новых форм
медико-социального обслуживания с целью проведения
медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения;
выработка единых подходов по сохранению здоровья пожилых
людей, для которых наиболее актуально предупреждение
сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных
болезней.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
определены следующие приоритеты:
формирование единой системы общественных и личностных
ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
меры по повышению материального благосостояния, уровня и
качества жизни семьи, разрабатываемые на основе единых подходов и
механизмов реализации;
проведение согласованной политики по созданию
социально-экономических условий, благоприятных для рождения,
содержания и воспитания детей, включая условия для самореализации
молодежи, в том числе получение общего и профессионального
образования, работа с достойной заработной платой, а также
возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
обеспечение работникам, имеющим детей, условий,
благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению
семейных обязанностей;
повышение воспитательного потенциала семьи;
выработка единых подходов к разработке и реализации стратегии
развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том
числе детей-инвалидов.
Обеспечение условий для улучшения материального положения
семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей
стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной
платы.
В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи
необходимо дальнейшее развитие унифицированного законодательства,
регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование
системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе
повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом
размеры пособий, а также налоговые вычеты должны
дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее
социального положения.
Поддержка молодых семей предполагает улучшение их жилищных
условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных
субсидий и использование механизма льготного кредитования в
зависимости от числа детей в семье.
1.8. Формирование единой миграционной политики
Под регулированием миграционных процессов понимается комплекс
административно-правовых и социально-экономических мер,
обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав
мигрантов, создание условий для их перемещения в направлениях,
отвечающих текущим и перспективным потребностям страны, улучшение
демографической ситуации и сохранение территориальной целостности
Российской Федерации.
В связи с тем, что миграционные процессы влияют на
социально-экономическое и демографическое развитие Союзного
государства, на его национальную безопасность, регулирование
миграционных процессов включено в число приоритетных задач
Союзного государства и осуществляется в соответствии с основными
направлениями внешней и внутренней политики Союзного государства.
Цели, задачи и приоритеты регулирования миграционных процессов
должны служить ориентиром для органов государственной власти,
органов местного самоуправления, предприятий и организаций
различных форм собственности, общественных объединений при решении
вопросов в области приема, размещения и социального обеспечения
вынужденных мигрантов, привлечения и использования иностранной
рабочей силы, а также трудовой миграции граждан Союзного
государства.
В целях регулирования внутренней миграции должны быть
разработаны основные принципы сотрудничества в подготовке и
реализации мер, направленных на повышение территориальной
мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания
жизнедеятельности и экономического развития субъектов Союзного
государства.
Основной целью регулирования миграционных процессов в Союзном
государстве является наиболее эффективная реализация
интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, обеспечение
устойчивого социально-экономического и демографического развития,
соблюдение интересов безопасности Союзного государства.
Регулирование миграционных процессов основывается на следующих
принципах и приоритетах:
приверженность общепризнанным принципам и нормам
международного права в области защиты прав и свобод человека и
гражданина;
совершенствование и унификация законодательства Союзного
государства в области правового обеспечения въезда, пребывания и
трудовой деятельности мигрантов;
соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их
дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка,
происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям;
обеспечение баланса прав и законных интересов местного
населения и мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на
территории Союзного государства;
дифференцированный подход к решению проблем различных
категорий мигрантов;
взаимодействие законодательных (представительных) органов и
органов исполнительной власти с общественными объединениями;
приоритетное оказание государственной помощи наиболее
нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование
добровольного переселения и создание условий для самообеспечения
мигрантов;
защита национального рынка труда, протекционизм в отношении
граждан Союзного государства;
сочетание интересов личности и государства;
проведение согласованной политики по привлечению иммигрантов в
Союзное государство, в первую очередь из государств-участников
Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы,
Эстонии;
создание необходимых экономических условий для сокращения
эмиграционного оттока и сохранения научно-технического,
интеллектуального и творческого потенциала Союзного государства;
проведение согласованного комплекса правовых, организационных
и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию
иммигрантов в Союзном государстве;
совершенствование и унификация законодательства, касающегося
защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных
процессов.
Необходимо разработать единые подходы к созданию
иммиграционной службы, регулированию иммиграционных процессов,
способствующих замещению естественной убыли населения Союзного
государства, к стимулированию иммиграции в Союзное государство и
обеспечение общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их
возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной
квалификации.
В целях регулирования миграционных процессов в Союзном
государстве органы государственной власти и органы местного
самоуправления решают следующие задачи:
в области международных отношений
проведение согласованной политики по защите прав и свобод
граждан Союзного государства, а также интересов государства при
разработке и реализации межгосударственных, межправительственных и
межведомственных договоров;
выработка единых подходов к разработке и реализации на
межгосударственном уровне механизмов решения проблем лиц, ищущих
убежища на территории Союзного государства, беженцев и вынужденных
переселенцев;
разработка основных принципов сотрудничества Союзного
государства с другими государствами в целях предотвращения или
мирного разрешения межнациональных и этнополитических конфликтов;
заключение международных договоров по вопросам регулирования
миграционных процессов и обмена соответствующей информацией со
странами исхода мигрантов, в том числе в целях предотвращения и
пресечения незаконной миграции, обеспечения безопасности
государства;
укрепления приграничного сотрудничества;
в социально-экономической сфере
формирование и ведение единой автоматизированной оперативной
информационной базы данных о демографической и миграционной
ситуации, о ситуации на региональных рынках труда с целью
использования соответствующих данных при подготовке бюджета
Союзного государства, бюджетов субъектов Союзного государства,
местных бюджетов, а также межбюджетных отношений;
выработка единых подходов по повышению эффективности
использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием
и обустройство вынужденных мигрантов;
выработка единых подходов к проведению социальной экспертизы
проектов законодательных и правовых нормативных актов, проектов
программ и проектов, с целью недопущения принятия решений на всех
уровнях государственной власти, ухудшающих миграционную ситуацию в
субъектах Союзного государства;
разработка основных принципов сотрудничества в разработке
селективного подхода к привлечению иммигрантов в Союзное
государство;
выработка единых подходов по обеспечению сбалансированности
рынков труда в субъектах Союзного государства и отдельных
муниципальных образованиях;
квотирование распределения по субъектам Союзного государства,
беженцев, и лиц, получивших временное убежище на территории
Союзного государства, разрабатываемого на основе единых подходов и
механизмов реализации;
проведение согласованной политики по оптимизации механизмов
регулирования контроля иммиграционных процессов;
выработка единых подходов по взаимодействию с общественными
организациями, оказывающими помощь вынужденным мигрантам;
в области законодательной сферы:
совершенствование и унификация законодательства Республики
Беларусь и Российской Федерации по вопросам:
обеспечения свободы передвижения, выбора места жительства и
пребывания мигрантов;
регламентирования иммиграции и последующего пребывания на
территории Союзного государства иностранных граждан, и лиц без
гражданства, пресечения незаконной миграции, в том числе
незаконной трудовой миграции;
использования иностранной рабочей силы, временного
трудоустройства граждан Союзного государства за рубежом;
обеспечения государственной поддержки отдельных категорий
вынужденных мигрантов.
2. Основные направления и приоритеты развития
Союзного государства в области образования
Концепция единого образовательного пространства Союзного
государства представляет систему взглядов и принципов,
определяющих цели, содержание и направления деятельности
Российской Федерации и Республики Беларусь в области образования.
2.1. Основные направления и приоритеты развития Союзного
государства в области образования
Системы образования Беларуси и России имеют единые
исторические корни, общие цели и принципы, длительный опыт
совместного развития. В основе их деятельности лежат единые цели и
принципы: развитие свободной, интеллектуально развитой и
творческой личности, воспитание любви к Родине, развитие
национальной культуры, стремление строить отношение между людьми,
народами и государствами на основе уважения, мира, справедливости.
Важный вклад в формирование системы образования Беларуси и
России оказал период их совместного развития в рамках СССР.
Советская школа оказала значительное влияние на развитие
образования в мире. Доступность образования, ориентация на
массовость, принятие государством ответственности за образование
стали базовыми принципами развития национальных систем образования
многих государств.
Однако десятилетие раздельного существования привело к
появлению расхождений в требованиях к содержанию образования и
уровню подготовки выпускников учебных заведений, в перечнях
профессий и специальностей. Снизился уровень доступности
образования, уменьшились возможности обмена опытом, совместного
использования накопленного научно-педагогического потенциала. Как
следствие, в настоящее время системы образования двух стран не
могут в полной мере выполнять консолидирующую и созидающую роль в
создании Союзного государства.
В условиях развития глобализационных процессов только
максимальное использование преимуществ, предоставляемых
интеграцией образовательных потенциалов Беларуси и России,
способно обеспечить сохранение культурной идентичности славянской
цивилизации, ее устойчивое развитие и экономическое процветание.
2.2. Цели и задачи формирования и развития единого
образовательного пространства Союзного государства
Под единым образовательным пространством Союзного государства
понимается сфера отношений между субъектами образования Беларуси и
России, формируемых на основе согласованных норм законодательства,
единого понимания целей, задач, принципов и механизмов развития
национальных систем образования.
Целью формирования и развития единого образовательного
пространства является достижение нового качества дошкольного,
общего и профессионального образования, обеспечивающего развитие
единого культурного и научно-технологического пространства
Союзного государства, более полное удовлетворение
социально-экономических потребностей Беларуси и России в
высококвалифицированных специалистах, ускорение
научно-технического прогресса, обеспечение устойчивого,
динамичного развития общества с высоким уровнем жизни,
гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих
приоритетных задач:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных
возможностей получения полноценного образования;
создание целостной модели согласованного развития систем
образования в Республике Беларусь и Российской Федерации на основе
существующего опыта реформирования образования;
опережающее развитие общеобразовательной и профессиональной
школы;
развитие образования как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников
образовательного процесса;
формирование в системе образования эффективных
нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов
привлечения дополнительных ресурсов.
2.3. Основные принципы формирования и развития
образовательного пространства Союзного государства
Основными принципами формирования единого образовательного
пространства Союзного государства являются:
обеспечение конституционных прав граждан на образование и
гарантия равенства прав на образование для граждан обоих
государств;
проведение согласованной государственной политики Беларуси и
России в области образования;
усиление роли Союзного государства в обеспечении соответствия
в образовательной деятельности запросам личности и общества;
участия общества в осуществлении преобразований и контроле за
их эффективностью;
поддержка инициатив субъектов образования всех форм
собственности по организации сотрудничества в области образования;
единство основ законодательства об образовании,
образовательных стандартов при сохранении национальной и
региональной специфики;
развитие кооперации и сотрудничества в учебно-методической и
научно-исследовательской деятельности;
опора на отечественные традиции и международный опыт развития
образования при проведении преобразований;
поэтапность проведения преобразований и их корректировки с
учетом достигнутых результатов;
открытость информации о состоянии и деятельности
образовательных систем.
2.4. Основные направления формирования единого
образовательного пространства Союзного государства
1. Создание механизма принятия согласованных управленческих
решений по развитию систем образования Союзного государства, что
предполагает осуществление координации деятельности при
прогнозировании и стратегическом планировании работы министерств и
на принятие согласованных решений по модернизации национальных
систем образования, установить в перспективе единые требования к
подготовке выпускников образовательных учреждений, качеству
образования.
2. Совместная подготовка нормативных документов, определяющих
единые подходы к системе образования, в том числе согласование
образовательных стандартов, определение ступеней и уровней
образования, требования к документам об образовании
государственного образца, номенклатуре специальностей и
квалификаций, содержанию образования на различных уровнях и
качеству подготовки выпускников учреждений образования;
создание согласованной нормативной базы, регламентирующей
вопросы лицензирования образовательной деятельности, аттестации и
аккредитации учреждений образования позволит создать условия для
открытия и стабильного функционирования учреждений образования в
рамках единого образовательного пространства, заложит основы
эффективной системы контроля обеспечения качества образования в
Союзном государстве.
3. Создание единой системы информационного и
научно-методического обеспечения с целью формирования активных
информационных ресурсов и разработку организационных форм,
позволяющих учебным заведениям Беларуси и России формировать и
предоставлять гражданам Союзного государства совместные программы
обучения с использованием передовых информационных и
коммуникационных технологий в пределах средств, предусматриваемых
Российской Федерацией и Республикой Беларусь в своих бюджетах на
эти цели. Осуществление и согласование нормативной базы,
определяющей порядок обеспечения учебных заведений всех уровней
учебной и учебно-методической литературой, требований к ее
качеству.
4. Проведение согласованной стратегии развития дистанционного
образования направленной на совместную разработку перспективных
программ развития дистанционного образования, создание
информационного обеспечения дистанционного образования.
2.5. Первоочередные меры по формированию единого
образовательного пространства
Создание механизма согласованного принятия управленческих
решений.
Разработка модели согласованных образовательных стандартов в
сфере образования.
Создание согласованной нормативной базы по координации,
планированию и обеспечению учебной и учебно-методической
литературой учебных заведений.
Формирование информационного и научно-методического
обеспечения систем дистанционного образования Беларуси и России.
Совершенствование правового механизма защиты прав граждан на
получение качественного образования в Союзном государстве.
Создание механизма включения основных субъектов
образовательной политики в осуществление контроля и управления
модернизацией системы образования Союзного государства.
Среднесрочные меры
Создание союзной государственно-общественной системы оценки
качества образования.
Создание государственно-общественной системы мониторинга
реализации образовательной политики Союзного государства.
Обеспечение устойчивого положения систем образования Беларуси
и России на международном рынке образовательных услуг, увеличение
объемов внебюджетного финансирования ведущих образовательных
учреждений Союзного государства.
Расширение сотрудничества в сфере образования с
государствами-участниками СНГ, развитие экспорта образовательных
услуг образовательными учреждениями Союзного государства.
3. Основные направления и приоритеты развития
Союзного государства в области здравоохранения
3.1. Общие положения
Одна из важнейших проблем Союзного государства - интеграция,
координация деятельности систем здравоохранения Российской
Федерации и Республики Беларусь и повышение эффективности их
деятельности. В перспективе предусматривается формирование и
развитие единой системы здравоохранения Союзного государства, что
возможно, так как, несмотря на десятилетие независимого развития и
реализацию в субъектах Союзного государства различных моделей
финансирования, основные направления реформирования отрасли в
обоих государствах идентичны, равно как и базовые ценности системы
здравоохранения (здоровье, как неотъемлемое право человека и его
важнейший ресурс; ответственность и подотчетность организаций
здравоохранения за состояние индивидуального и общественного
здоровья; справедливость и солидарность в оказании медицинской
помощи), основные принципы (государственный характер
здравоохранения; обеспечение и защита прав пациента; укрепление
здоровья населения и профилактика заболеваний; оказание
общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи;
планирование и прогнозирование; научная обоснованность и
доказательность; участие общественности, партнерство;
международная интеграция) и цель государственной политики в
области здравоохранения - повышение эффективности и
совершенствование системы оказания медицинской помощи для
достижения и реализации максимально возможного потенциала здоровья
каждым человеком путем повышения реальной доступности медицинской
помощи для широких слоев населения, повышения приоритета здоровья
в системе социальных ценностей общества, усиления профилактической
направленности здравоохранения, для чего необходимо достижение
стандартов здорового питания; устранение чрезмерных проявлений
психоэмоциональной напряженности; увеличение расходов на
здравоохранение при обеспечении эффективности использования
финансовых резервов (средств); их перераспределение между
больничной и внебольничной помощью и активное сотрудничество
больших групп населения при реализации популяционных программ
укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
3.2. Цель и задачи сотрудничества
Целью сотрудничества являются согласованные действия органов
власти, направленные на охрану территории Союзного государства от
завоза и распространения инфекционных заболеваний, а также
обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического
благополучия населения; обеспечение интеграции систем
здравоохранения по всем направлениям деятельности (организация
лечебно-профилактической помощи, подготовка и переподготовка
кадров, в том числе и высшей квалификации, экономический механизм
функционирования отрасли, наука, взаимодействие в чрезвычайных
ситуациях, государственный санитарно-эпидемиологический надзор и
т.д.).
Основными задачами, решение которых необходимо для достижения
данной цели, являются:
сохранение и развитие единой системы здравоохранения в каждом
государстве и формирование единой системы здравоохранения Союзного
государства;
обеспечение государственных гарантий доступности и равных
возможностей получения медицинской помощи;
создание целостной модели согласованного развития систем
здравоохранения в Республике Беларусь и Российской Федерации на
основе существующего опыта реформирования отрасли в субъектах
Союзного государства;
стабилизация и улучшение показателей здоровья населения в
обоих государствах;
профилактика заболеваний;
изменение образа жизни людей путем формирования потребности
приоритетного отношения к проблемам здоровья;
улучшение качества и обеспечение доступности медицинской
помощи;
развитие первичной медико-санитарной помощи;
повышение структурной эффективности здравоохранения;
оптимизация финансирования служб здравоохранения;
формирование в системе здравоохранения эффективных
нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов
привлечения дополнительных ресурсов;
развитие стратегического, нормативного планирования;
развитие кадровых ресурсов для системы здравоохранения;
развитие и внедрение новых технологий;
реализация модели общественного здравоохранения и развитие
межсекторального сотрудничества;
реализация межгосударственных соглашений и целевых программ в
области охраны здоровья и обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
создание условий, способствующих улучшению качества жизни
человека.
3.3. Принципы сотрудничества
Основными принципами сотрудничества в области обеспечения
охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и формирования единой системы здравоохранения Союзного
государства являются:
обеспечение конституционных прав граждан на охрану здоровья и
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и гарантия
равенства данных прав для граждан обоих государств;
согласованность государственной политики Республики Беларусь и
Российской Федерации в области обеспечения охраны здоровья и
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
максимально возможная унификация основ законодательства о
здравоохранении, стандартов медицинских технологий и
образовательных стандартов подготовки и переподготовки кадров при
сохранении национальной и региональной специфики;
усиление роли Союзного государства в обеспечении соответствия
деятельности в области обеспечения охраны здоровья и
санитарно-эпидемиологического благополучия граждан запросам
личности и общества;
участие общества в осуществлении преобразований и контроле за
их эффективностью;
поддержка инициатив субъектов здравоохранения всех форм
собственности в обоих государствах по организации сотрудничества в
области обеспечения охраны здоровья и
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
развитие кооперации и сотрудничества в учебно-методической и
научно-исследовательской деятельности;
опора на отечественные традиции и международный опыт развития
здравоохранения при проведении реформ;
поэтапность проведения преобразований и их корректировка с
учетом достигнутых результатов;
добровольность и равноправие участия в совместных работах по
конкретным программам и проектам;
сохранение прав на интеллектуальную собственность;
соблюдение и приоритет норм и принципов международного права;
свобода выбора организационной формы сотрудничества;
открытость информации о состоянии здоровья населения и
деятельности систем здравоохранения.
3.4. Основные направления сотрудничества
Стратегической целью политики Союзного государства в сфере
здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения.
Эта цель включает следующие компоненты:
1. Повышение реальной доступности медицинской помощи для
широких слоев населения: создание правовых, экономических и
организационных условий для предоставления медицинских услуг,
виды, качество и объемы которых соответствуют уровню
заболеваемости и запросам населения, современному уровню
медицинской науки и технологии, а также ресурсам, которыми
располагают государство и граждане.
Достижение этой цели предполагает:
обеспечение сбалансированности объемов государственных
гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с
финансовыми возможностями государства;
развитие механизмов координации деятельности всех звеньев
системы управления здравоохранением на основе введения
комплексного территориального планирования;
реформирование системы финансирования здравоохранения,
предусматривающее возможность введения в Республике Беларусь
обязательного медицинского страхования, проведение
реструктуризации сети медицинских организаций, обеспечение
хозяйственной самостоятельности государственных организаций
здравоохранения и расширение спектра организационно-правовых форм
этих организаций;
изменение подходов к организации и оплате труда медицинских
работников;
создание рациональной системы государственных гарантий
лекарственного обеспечения населения;
развитие научных исследований и технологических разработок для
улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и
лекарственных средств;
укрепление институтов защиты прав пациентов и медицинских
работников.
2. Создание условий и стимулов для увеличения средств,
инвестируемых гражданами и работодателями в улучшение состояния
здоровья на основе обеспечения высокого приоритета здоровья в
системе социальных ценностей общества.
3. Создание условий и стимулов для максимально возможного
предотвращения заболеваний и травматизма населения, включая
обеспечение максимально широкой профилактики заболеваний и
травматизма и формирование экономико-правовых условий для
сокращения негативных техногенных воздействий на состояние
здоровья человека.
Главными векторами направленности реформ в здравоохранении
субъектов Союзного государства должны стать:
от лечения заболеваний к их более широкой профилактике и к
возможно более раннему выявлению;
от стационарной медицинской помощи - к амбулаторной, в том
числе к первичной;
от экстенсивного роста объемов ресурсов - к более эффективному
и качественному их использованию.
Необходимо сохранение государственного характера системы
здравоохранения, доступности и бесплатности медицинской помощи
населению. Сохранение этих принципов подразумевает диалектическое
развитие их содержания.
Государственный характер означает, прежде всего, ведущую роль
государства, как собственника, работодателя и регулятора системы
здравоохранения. Необходимо повышение эффективности управления
государственной собственностью в здравоохранении.
Доступность медицинской помощи должна быть обеспечена путем
создания правовых, экономических и организационных условий
предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых
соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения,
современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам,
которыми располагают государство и граждане.
При этом предоставление бесплатной медицинской помощи должно
быть гарантировано, прежде всего, на основе Программы
государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской
помощи, определяющей, по аналогии с российским законодательством,
виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, и
включающей перечень видов медицинской помощи, базовую программу
обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи,
порядок формирования подушевых нормативов финансирования
здравоохранения, обеспечивающих предоставление гарантированных
объемов медицинской помощи.
Особое внимание при обеспечении доступности и бесплатности
медицинской помощи необходимо уделять сельскому населению,
женщинам, детям, пожилым и инвалидам. Для них необходимо сохранять
максимально возможный объем бесплатной медицинской помощи.
Платные услуги в здравоохранении должны рассматриваться как
вынужденная мера на современном этапе развития отрасли. Необходимо
объективизировать для каждого лечебно-профилактического учреждения
границу платной и бесплатной медицинской помощи, стандартизировать
процесс ценообразования на медицинские услуги, исходя из того, что
платными могут быть услуги, выходящие за рамки определенного круга
бесплатного обслуживания. Платность услуг должна быть ранжирована
по экономическим категориям населения, т.е. по уровню финансовой
обеспеченности пациентов. Платная медицинская помощь может
оказываться в случае, если человек не нуждается или не хочет
общественной солидарности в оказании медицинской помощи.
Основными направлениями сотрудничества в обеспечении охраны
здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
являются:
унификация законодательной и нормативной базы в сфере
здравоохранения, включая производство, регистрацию и реализацию
лекарственных средств и медицинской техники (координация систем
подготовки, согласования, экспертизы, принятия и систематизации
нормативно-правовых документов; унификация нормативов бюджетного
финансирования расходов на здравоохранение; нормативов по оказанию
стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской
помощи, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения
за счет средств федерального (республиканского) и местных
бюджетов; норм и нормативов материально-технического,
медикаментозного, кадрового обеспечения в государственных
учреждениях здравоохранения различных типов и видов; норм питания,
обмундирования, мягкого инвентаря в государственных учреждениях
здравоохранения; норм и нормативов льготного обеспечения
лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами
медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными протезами
и зубопротезированием; унификация медико-технологических
стандартов и введение единых протоколов диагностики и лечения в
рамках Союзного государства; разработка унифицированных перечней
основных лекарственных средств и изделий медицинской техники;
разработка единого перечня платных медицинских услуг, бесплатных
медицинских услуг, оказываемых за счет бюджетных, страховых
средств, услуг, оказываемых по принципу соплатежей; разработка
единых классификаторов медицинских услуг; формирование единых
государственных минимальных стандартов в сфере здравоохранения в
рамках Союзного государства);
проведение согласованной политики в обеспечении охраны
здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
проработка вопросов предоставления медицинской помощи
гражданам России в Беларуси и гражданам Беларуси - в России, а
также медицинского страхования граждан, временно находящихся на
территории Союзного государства;
создание механизма принятия согласованных управленческих
решений по реформированию систем здравоохранения Союзного
государства (обязательное участие Российской и Белорусской Сторон
в работе коллегий министерств здравоохранения по итогам работы за
каждый год; ежегодное проведение совместной коллегии Министерства
здравоохранения Российской Федерации и Министерства
здравоохранения Республики Беларусь по вопросам интеграции
деятельности; координация планов работы минздравов и т.д.);
оптимизация использования научных, технических, трудовых и
финансовых ресурсов, направленных на улучшение качества и
формирование здорового образа жизни, повышения
медико-гигиенических знаний населения;
разработка приоритетных направлений и проведение совместных
научных исследований в обеспечении охраны здоровья и
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
сотрудничество в области подготовки, переподготовки и
повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров;
стандартизация высшего и среднего медицинского образования,
обеспечение единых учебных планов, программ обучения студентов и
соответствия их международным требованиям, постоянное обновление
их в соответствии с прогрессом медицинской науки и практики;
развитие работы по заключению межгосударственных соглашений о
взаимопризнании медицинских дипломов и других документов о
профессиональной подготовке, а также стажировке специалистов,
подготовке врачей и медицинских сестер в субъектах Союзного
государства по принципу обмена;
восстановление профессиональных медицинских связей;
координация информационного и научно-методического обеспечения
учебно-воспитательного, научного и творческого процесса в
образовательных учреждениях;
координация правового регулирования негосударственных форм
подготовки и усовершенствования медицинских кадров;
координация работ по разработке программ реформирования
системы медицинского образования, предусматривающих
реструктуризацию подготовки медицинских работников по
специальностям;
координация работ по планированию, прогнозированию и
мониторингу подготовки специалистов;
формирование единых целевых заказов на подготовку специалистов
с заключением контрактов между учебными заведениями и
абитуриентами;
создание общей системы последипломного медицинского
образования, усовершенствования и стажировки в рамках Союзного
государства;
совершенствование и унификация системы государственной
аттестации выпускников медицинских и фармацевтических
образовательных учреждений, а также сертификации специалистов
здравоохранения;
совершенствование и координация системы оплаты труда
работников здравоохранения с учетом условий труда, сложности,
объемов и качества лечебно-профилактической работы;
создание общего информационного пространства с образованием
выделенных национальных органов по обмену информацией о состоянии
здоровья населения, обеспечения его санитарно-эпидемиологического
благополучия и деятельности организаций здравоохранения;
ежегодное издание сборника важнейших показателей развития
систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации;
организация и проведение международных конференций,
симпозиумов и семинаров по актуальным вопросам обеспечения охраны
здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Союзного государства.
4. Основные направления и приоритеты развития
Союзного государства в области культуры
4.1. Общие положения
В современном обществе культура народа рассматривается как
исторически сложившаяся система духовных и материальных ценностей,
формирующих ценность нации, обуславливающих самоидентификацию ее
представителей, влияющих на все сферы гражданского и
государственного бытия, воздействующих на развитие
межгосударственных и межэтнических отношений, на становление
современного общества в целом; координации политики в области
культуры с целью духовного обогащения народов двух стран и их
активного участия в культурной жизни Союзного государства.
Концепция развития культуры в Союзном государстве представляет
собой систему взглядов относительно направлений, средств и
способов взаимообогащения культур при поддержке государственных
органов и общественных организаций.
Реальная перспектива контактов культур народов Беларуси и
России видится сегодня в создании единого культурного
пространства, в котором найдет свое место каждая свободная и
равноправная национальная культура.
4.2. Цель и принципы культурного сотрудничества в рамках
Союзного государства
Главной целью культурного сотрудничества в рамках Союзного
государства выступает дальнейшая гуманизация всех сфер жизни
общества, постепенное превращение его в один из центральных
компонентов целостной стратегии развития и взаимообогащения наций,
развитие творчества в сфере культуры.
Осуществление культурного сотрудничества и развития культурных
связей строится на следующих принципах:
суверенности выбора форм отношений;
паритетности между сторонами;
содействия развитию национальных культур и росту их вклада в
мировое культурное наследие;
исторической взаимосвязи культур России и Беларуси.
4.3. Основные направления и приоритеты культурной политики
Союзного государства
Основными направлениями и приоритетами культурной политики
Союзного государства являются:
создание экономических условий для развития творческой
активности и инициативы в области культуры;
унификация законодательной базы, направленной на
совершенствование правоотношений в сфере культуры;
государственная поддержка культуры;
обеспечение межнациональных и межгосударственных культурных
контактов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в
рамках Союзного государства;
сохранение и использование культурного наследия двух
государств, составляющих основу культурной самобытности каждого
народа;
создание единого информационного культурного пространства, в
первую очередь через развитие современных средств коммуникации и
информатизации;
поддержка спонсорства и меценатства в сфере культуры;
создание условий для объединения усилий двух государств и их
регионов по разработке и совместной реализации общественно
значимых проектов и программ на основе идеи культурного
разнообразия;
развитие науки и образования в области культуры.
Реализация концептуальных положений предусматривает
концентрацию финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов
Беларуси и России, бюджета Союзного государства.
5. Основные направления и приоритеты развития Союзного
государства в области физической культуры и спорта
Важной составной частью социально-экономической политики
Союзного государства является развитие физической культуры и
спорта, оздоровления нации, формирования здорового образа жизни
населения и развития спорта высших достижений.
Политика в области физической культуры и спорта
предусматривает:
создание условий, способствующих развитию массовой физической
культуры и спорта, формированию здорового образа жизни граждан
Республики Беларусь и Российской Федерации, а также достойному
выступлению белорусских и российских спортсменов на крупнейших
международных соревнованиях;
формирование понимания у людей необходимости занятий
физической культурой и спортом, создание мотиваций и установок на
регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и
укрепление своего здоровья, выработка умения и навыков здорового
образа жизни, осознание каждым человеком собственной
ответственности за свое здоровье.
К числу главных направлений в реализации этой политики
относится создание единой нормативной правовой базы развития
физической культуры и спорта.
Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы
развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы,
помимо совершенствования законов "О физической культуре и спорте",
активно участвовать в законодательной деятельности, внося
соответствующие предложения и поправки в законы Республики
Беларусь и Российской Федерации, которые в той или иной степени
влияют на развитие физической культуры и спорта; а также на
основании действующих законов разрабатывать и создавать
нормативную базу для практической деятельности в сфере физической
культуры и спорта.
В настоящее время требуется финансовая поддержка программ,
направленных на формирование здорового образа жизни, подготовку
спортивного резерва и развития спорта высших достижений.
Целесообразная разработка законодательных актов,
способствующих привлечению средств из внебюджетных источников для
развития физической культуры и спорта.
Законодательством должно быть предусмотрено создание
благоприятных условий, в первую очередь, для:
организаций, реализующих программы, направленные на развитие
физической культуры и спорта среди детей, в том числе сирот,
инвалидов, и способствующие формированию здорового образа жизни;
спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на
подготовку спортивного резерва и сборных команд Беларуси и России
к участию в Олимпийских, Паралимпийских играх, других крупнейших
международных соревнованиях.
Кроме того, необходима законодательная проработка вопросов,
связанных:
с борьбой против использования спортсменами допинга,
наркотиков;
с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных
соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения
болельщиков во время спортивных соревнований, проявления
жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий,
оказывающих негативное влияние на личность и общество;
с оттоком спортсменов, особенно молодых, и специалистов за
пределы Российской Федерации и Республики Беларусь;
с детской ранней спортивной специализацией и участием детей в
спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной
подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка.
Важным направлением в деятельности по развитию физической
культуры и спорта является совершенствование управления и
организации физической культуры и спорта с целью их стабилизации.
Требуется поиск новых организационно-управленческих решений,
направленных на создание эффективной системы организации
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди
населения, в том числе сельского, функционирования спортивных школ
всех типов, обеспечения штатных сборных команд Беларуси и России.
Государственным органам исполнительной власти в области
физической культуры и спорта необходимо акцентировать внимание на
решение следующих вопросов:
финансирования детских спортивных клубов по месту жительства,
детских массовых соревнований, таких как "Золотая шайба", "Кожаный
мяч" и др., а также мероприятий по проверке физической
подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;
укрепления нормативной и финансовой базы спортивных школ всех
типов, а также материального стимулирования труда специалистов в
области физической культуры и спорта;
совершенствования системы страхования в спорте; подготовки
специалистов по вопросам спортивного менеджмента, дошкольного
физического воспитания, адаптивной физической культуры, пропаганды
физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо
обеспечить гармоничное сочетание государственного и общественного
управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам
спорта и физкультурно-спортивных объединений, как в развитии видов
спорта, так и физической культуры и спорта в целом.
В решении вопросов развития физической культуры и спорта в
формировании у населения потребности в занятиях физической
культурой и спортом, а также в достижениях спортсменами Беларуси и
России побед на Олимпийских играх, международных спортивных
соревнованиях спортсменов-инвалидов и других крупнейших
международных соревнованиях большое значение имеет качество
профессиональной подготовки специалистов и уровень развития
научных исследований.
В связи с этим необходимо:
обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации
применительно к основным видам их будущей профессиональной
деятельности;
расширить подготовку кадров в образовательных учреждениях
среднего и высшего профессионального образования в области
физической культуры и спорта для работы с дошкольниками и
учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, инвалидами и
пенсионерами;
обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование
деятельности общественных организаторов (волонтеров) по физической
культуре и тренеров по спорту, оказывая им постоянную помощь в
работе;
улучшить подготовку преподавательского, тренерского и
медицинского состава по вопросам обеспечения безопасности занятий
спортом, а также контроль за здоровьем занимающихся.
Преобразование среднего и высшего профессионального образования в
области физической культуры должно осуществляться как по
традиционному пути, т.е. включением известных специальностей,
имеющихся в соответствующих классификаторах работников физической
культуры и спорта, перечнях направлений подготовки и
специальностей высшего и среднего профессионального образования,
так и созданием новых специальностей, вытекающих из направления
физической культуры; а также новых междисциплинарных
специальностей (адаптивная физическая культура, рекреация и
спортивно-оздоровительный туризм, рекреация и досуговая
деятельность, двигательная реабилитация и физиотерапия и др.).
Организация научных исследований в области физической культуры
и спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных
проблем физической культуры и спорта, внедрение результатов
научных исследований в практику физкультурно-спортивного движения.
Приоритетными направлениями развития науки в области
физической культуры и спорта являются:
разработка теоретико-методологических основ формирования
физической культуры личности и здорового образа жизни;
научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки
спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;
организационное, правовое, ресурсное и информационное
обеспечение сферы физической культуры, спорта и
спортивно-оздоровительного туризма;
теоретические и методические основы развития и
совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и
переподготовки кадров.
Одно из ключевых направлений деятельности по развитию
физической культуры и спорта - развитие и укрепление
материально-технической спортивной базы. В новых
социально-экономических условиях нужно провести инвентаризацию и
паспортизацию ведомственных и профсоюзных спортивных сооружений с
целью их максимального использования для развития массового
спорта, предусмотрев выделение средств, в том числе из
внебюджетных источников, на строительство и реконструкцию массовых
физкультурно-оздоровительных комплексов, с привлечением средств
отечественных и зарубежных инвесторов.
Назрела необходимость эффективной эксплуатации
спортсооружений, принадлежащих различным ведомствам и не
используемых по прямому назначению, а также осуществления мер по
стимулированию рынка физкультурно-спортивных услуг, созданию
индустрии спортивных товаров и оборудования, а также использования
спортивных баз Беларуси и России для подготовки сборных команд к
международным соревнованиям.
Государственная поддержка развития физической культуры и
спорта должна осуществляться целенаправленным финансированием из
бюджетов всех уровней.
С учетом мировой практики следует более активно привлекать
внебюджетные источники финансирования физической культуры и
спорта, такие, как отчисления от лотерей, тотализаторов, игрового
бизнеса, прав телетрансляций и т.д.
Исходя из того, что включенность человека в активные занятия
физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом
определяется его отношением к ценностям физической культуры и
осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и
спортом из всего комплекса мер, направленных на развитие
физической культуры среди населения, следует предусмотреть в
качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности
осуществление средствами массовой информации целенаправленной
пропаганды физической культуры и спорта, поскольку очень важно,
чтобы при формировании личности, особенно детской, значительное
место в системе приоритетов, ценностей и ориентиров занимал
здоровый образ жизни.
Фактически речь должна идти о создании целенаправленной
информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий
спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования
престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного
здоровья и здоровья окружающих.
Действенная пропаганда физической культуры и спорта,
эффективная просветительно-образовательная деятельность,
оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и
материально-технической базе будут способствовать увеличению числа
людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих
здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении
заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя, сигарет,
сокращении правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную
помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании
человека, повышении его работоспособности и подготовке к военной
службе.
|