ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2003 года
Дело N 51-Г02-59
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 10 января 2003 г.
гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о
признании недействующей части 1 ст. 31 Закона Алтайского края "О
краевом бюджете на 2002 год" по кассационным жалобам Алтайского
краевого Совета народных депутатов, администрации Алтайского края,
комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации
Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 6 ноября
2002 г., которым часть 1 ст. 31 Закона Алтайского края "О краевом
бюджете на 2002 год" признана не действующей со дня вступления
решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г.
Кебы, выслушав объяснения представителя комитета по финансам,
налоговой и кредитной политике администрации края Зверевой В.А.,
поддержавшей доводы жалобы, заключения прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Засеевой Э.А., полагавшей решение суда подлежащим
оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Алтайским краевым Советом народных депутатов 28 декабря 2001
года принят Закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2002 год",
частью 1 ст. 31 которого предусмотрено, что расходы на детей,
находящихся под опекой (попечительством), в 2002 году учтены в
расчете при определении дотации из краевого фонда финансовой
поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений от
регулирующих доходов в бюджеты районов и городов края.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о
признании недействующей и не подлежащей применению ч. 1 ст. 31
указанного Закона, ссылаясь на то, что она противоречит
действующему федеральному законодательству.
Представители Алтайского краевого Совета народных депутатов,
администрации Алтайского края, комитета по финансам, налоговой и
кредитной политике администрации края возражали против заявленных
требований.
Алтайским краевым судом постановлено указанное выше решение, об
отмене которого в кассационных жалобах просят Алтайский краевой
Совет народных депутатов, администрация Алтайского края и комитет
по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края,
считая, что суд неправильно истолковал и применил материальный
закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований к их удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы
местного самоуправления могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств.
Наделение органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями осуществляется только федеральными
законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной
передачей необходимых материальных и финансовых средств, что также
предусмотрено п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995
года "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (с
изменениями и дополнениями) расходы на реализацию мер по
обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за
счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не
запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий
опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно
физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, утверждается
Правительством Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня
1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность по
финансированию расходов по выплате расходов на выплату пособий на
детей возложена на исполнительные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Рассматривая заявление прокурора, суд правильно
руководствовался указанными выше правовыми актами и обоснованно
пришел к выводу, что заинтересованными лицами не доказан факт
того, что расходы на выплату пособия на детей, находящихся под
опекой (попечительством), в 2002 году в полном объеме учтены в
расчете при определении дотации из краевого фонда финансовой
поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений от
регулирующих доходов в бюджеты районов и городов края, в связи с
чем вывод суда о том, что оспариваемая норма Закона края
противоречит действующему федеральному законодательству и подлежит
признанию не действующей со дня вступления решения суда в законную
силу, является правильным.
Этот вывод в решении подробно мотивирован, доводы, изложенные в
кассационных жалобах, проверены судом при разбирательстве дела и
обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты, как не
основанные на законе, и не подтверждены материалами дела.
Нормы материального и процессуального права применены
правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене
решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Алтайского краевого суда от 6 ноября 2002 г. оставить
без изменения, кассационные жалобы Алтайского краевого Совета
народных депутатов, администрации Алтайского края, комитета по
финансам, налогам и кредитной политике администрации Алтайского
края - без удовлетворения.
|