Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.01.2003] НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБЛАСТИ, КАСАЮЩИЕСЯ УПРАЗДНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ПРАВОМЕРНО ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ВЛЕКУЩИМИ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМЫЕ АКТЫ НАРУШАЮТ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА НАСЕЛЕНИЯ НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ПРОТИВОРЕЧАТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 10 января 2003 года
   
                                                     Дело N 83-Г02-12
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                         Зелепукина А.М.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела   в  судебном  заседании  от  10  января  2003  г.
   кассационные жалобы (основную и дополнительную) Брянской областной
   Думы  от  23  октября  2002  г.  по  заявлению  прокурора Брянской
   области,  а  также  Бородуля  В.Н.  и  Сашкова  С.А.  о  признании
   нормативно-правовых  актов  органов государственной власти области
   частично противоречащими федеральному законодательству.
       Заслушав  доклад судьи Василевской В.П.  и объяснения Бородуля
   В.А., Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       жители  г.  Стародуб  Брянской области Бородуля В.А.  и Сашков
   С.А.  обратились  в суд  с заявлением  о признании  недействующими
   ввиду  противоречия  федеральному  законодательству  постановления
   Брянской  областной  Думы  от  27 июня 2002 г.  "О Законе Брянской
   области   "Об   упразднении   муниципального   образования  "город
   Стародуб"  Брянской  области",  Закона  Брянской области от 3 июля
   2002   г.   "Об   упразднении  муниципального  образования  "город
   Стародуб"  Брянской области,  Закона Брянской области от 7 августа
   2002  г.  "О  внесении  изменений  и дополнений  в Закон  Брянской
   области   "Об  областном  бюджете  на  2002  год"  и постановления
   Брянской  областной  Думы  от  25 июля 2002 г.  "О Законе Брянской
   области   "О  внесении  изменений  в Закон  Брянской  области  "Об
   областном бюджете на 2002 год" в части,  касающейся муниципального
   образования города Стародуб.
       Свои  требования  заявители  обосновали  тем,  что упразднение
   муниципального  образования  состоялось  в нарушение  федерального
   законодательства,   путем   учета   мнения  населения,   повлекшее
   нарушение  конституционных  прав  жителей  г.  Стародуб и всех его
   избирателей,  принимавших  ранее  участие  в формировании  органов
   местного   самоуправления   на   основании   выборов   при  тайном
   голосовании.
       С    заявлением   о  признании   противоречащим   федеральному
   законодательству  Закона  области  "Об  упразднении муниципального
   образования   "город   Стародуб"  Брянской  области"  обратился  и
   прокурор Брянской области, по мнению которого при принятии данного
   нормативного акта органами государственной власти Брянской области
   не  были учтены гарантии конституционных прав населения на местное
   самоуправление  (ст.  ст.  130,  131,  133  Конституции Российской
   Федерации).
       Решением  Брянского  областного  суда  от  23  октября 2002 г.
   заявленные    требования    удовлетворены    частично:    признаны
   противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
   влекущими   правовых  последствий  со  дня  вступления  решения  в
   законную  силу:  постановление  Брянской областной Думы от 27 июня
   2002 г.  "О Законе Брянской области "Об упразднении муниципального
   образования "город Стародуб" Брянской области,  Закон области от 3
   июля  2002  г.  "Об  упразднении муниципального образования "город
   Стародуб" Брянской области", Закон области от 7 августа 2002 г. "О
   внесении  изменений  и дополнений  в Закон  Брянской  области  "Об
   областном  бюджете  на 2002 год" и постановление областной Думы от
   25 июля 2002 г. "О Законе Брянской области "О внесении изменений в
   Закон Брянской области "Об областном бюджете на 2002 год" в части,
   касающейся  муниципального  образования  "город Стародуб" Брянской
   области. В остальной части требования Бородуля В.А. и Сашкова С.А.
   оставлены без удовлетворения.
       В  кассационной  жалобе  Брянская  областная  Дума,  оспаривая
   законность  решения в удовлетворенной части заявленных требований,
   просит  о его  отмене  в указанной  части и направлении дела в суд
   первой   инстанции   на  новое  рассмотрение  ввиду  неправильного
   применения  норм материального права и юридически значимых по делу
   обстоятельств.
       Судебная   коллегия   Верховного  Суда  Российской  Федерации,
   обсудив доводы кассационных жалоб, находит решение суда подлежащим
   оставлению без изменения по следующим основаниям.
       В силу ст. ст. 130, 131 и 133 Конституции Российской Федерации
   местное   самоуправление   в  Российской   Федерации  обеспечивает
   самостоятельное  решение  населением  вопросов  местного значения,
   осуществляемое гражданами путем референдума,  выборов, других форм
   волеизъявления;    изменение   границ   территорий,    в   которых
   осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения
   населения  соответствующих  территорий;  местное  самоуправление в
   Российской  Федерации  гарантируется  запретом на ограничение прав
   местного  самоуправления,  установленных  Конституцией  Российской
   Федерации и федеральными законами.
       Аналогичные      положения,      гарантирующие     обеспечение
   конституционных  прав  населения на местное самоуправление,  в том
   числе   и  на   определение   территорий,   в   границах   которых
   осуществляется  местное самоуправление, закреплены в ст. ст. 2, 3,
   13,  19  Федерального  закона  от  28  августа  1995 г.  "Об общих
   принципах   организации   местного   самоуправления   в Российской
   Федерации" (в ред. ФЗ от 04.08.2000), ст. 1 Федерального закона от
   6 октября 1999 г.  "Об общих принципах организации законодательных
   (представительных) и исполнительных органов государственной власти
   субъектов Российской Федерации".
       С  учетом  указанных  норм федерального  законодательства  суд
   обоснованно  пришел  к выводу,   что  оспариваемый  заявителями  и
   прокурором    Закон   области   "Об   упразднении   муниципального
   образования    "город   Стародуб"   Брянской   области"   нарушает
   конституционные   права   населения   г.   Стародуб   на   местное
   самоуправление   и  противоречит   федеральному  законодательству:
   образованные в 1996 г.  и 2000 г. путем тайного голосования органы
   местного  самоуправления  г.   Стародуб  в нарушение  федерального
   законодательства    при    упразднении    данного   муниципального
   образования  были  ликвидированы  не на основании выявления мнения
   населения  путем  тайного  голосования,  а  лишь посредством сбора
   подписей  граждан,   причем  без  учета  числа  избирателей  (48,4
   процента),   непосредственно   принявших   участие  в формировании
   органов  местного самоуправления и без соблюдения формы подписного
   листа; созданная в соответствии с п.  4 ст.  10 Устава г. Стародуб
   инициативная  группа  по проведению городского референдума в целях
   изучения  мнения  населения  по вопросу упразднения или сохранения
   муниципального   образования   в  установленном  порядке  не  была
   зарегистрирована.
       При  таком  положении  решение  суда о признании постановления
   областной Думы от 27 июня 2002 г.  и Закона области от 3 июля 2002
   г.  "Об  упразднении  муниципального  образования "город Стародуб"
   Брянской   области",   а  также  последующих  производных  от  них
   законодательных  нормативных актов по вопросу внесения изменений и
   дополнений  в областной  бюджет  на  2002 г.  в части,  касающейся
   муниципального   образования  г.   Стародуб,   является  законным,
   обоснованным, и оснований  для  его отмены по доводам кассационной
   жалобы не имеется.
       Изложенные   в  кассационных  жалобах  доводы  были  предметом
   судебного  обсуждения и исследования,  о чем в его решении на этот
   счет содержатся основанные на законе выводы.
       Утверждение  кассатора  о том,   что  требование  о проведении
   референдума  населением г.  Стародуб не выдвигалось,  противоречит
   материалам   дела,   согласно   которым  инициативной  группой  за
   проведение   городского  референдума  по  вопросу  сохранения  или
   упразднения города  было собрано 914 подписей избирателей, или 6,5
   процентов,   что   в  силу  Устава  города  являлось  более    чем
   достаточным (5 процентов), но вопреки его положениям эта группа не
   была зарегистрирована (л.д. 121 - 122, 143).
       Несмотря на то,  что в силу ФЗ "Об общих принципах организации
   местного  самоуправления  в Российской  Федерации"  установление и
   изменение  порядка  образования,  объединения,  преобразования или
   упразднения   муниципальных   образований   и  т.п.   относится  к
   полномочиям  органов  государственной  власти  субъекта Российской
   Федерации,  определяемые  его  законом,  соблюдение  ими  при этом
   конституционных  норм  по  обеспечению  прав  населения на местное
   самоуправление  является  обязательным.  Как  установлено  судом и
   подтверждено  материалами  дела,  при  упразднении  муниципального
   образования - города Стародуб конституционные нормы по обеспечению
   прав населения на местное самоуправление не были соблюдены.
       Другие  доводы кассационных жалоб свидетельствуют об ошибочном
   толковании   их   автором   отдельных   положений  решений  и норм
   федерального  законодательства,   что  на  законность  решения  не
   влияет.
       Что  же  касается  ссылки  на  неправильное  определение судом
   юридически  значимых по делу обстоятельств,  то конкретных фактов,
   подтверждающих это обстоятельство,  жалоба не содержит, каких-либо
   ходатайств   о  дополнительном   исследовании  материалов  дела  в
   судебном  заседании  представителем  Брянской  областной  Думы  не
   заявлялось (л.д. 382).
       На  основании  изложенного  Судебная  коллегия Верховного Суда
   Российской Федерации, руководствуясь ст.  294, 311, п.  1 ст.  305
   ГПК РСФСР,
   
                              определила:
   
       решение  Брянского  областного  суда  от  23  октября  2002 г.
   оставить  без  изменения,  кассационную  жалобу Брянской областной
   Думы - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz