ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 декабря 2004 года
Дело N 55-Г04-20
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Маслова А.М.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 30 декабря 2004 года
гражданское дело по кассационной жалобе Ш. на решение Верховного
Суда Республики Хакасия от 1 декабря 2004 года, которым в
удовлетворении его заявления об отмене решения окружной
избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 22
по выборам депутата Верховного Совета Республики Хакасия
четвертого созыва N 7/18 от 22 ноября 2004 года об отказе в
регистрации его кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики
Хакасия отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение отставить без
изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
23 ноября 2004 года в Верховный Суд Республики Хакасия
обратился Ш. с заявлением об отмене решения окружной избирательной
комиссии одномандатного избирательного округа N 22 (ОИК N 22) по
выборам депутата Верховного Совета Республики Хакасия четвертого
созыва N 7/18 от 22 ноября 2004 года, которым ему было отказано в
регистрации кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики
Хакасия четвертого созыва по названному избирательному округу в
связи с выявлением более 25 процентов недействительных подписей
избирателей, собранных в поддержку его кандидатуры.
В подтверждение требования указал, что избирательная комиссия
незаконно признала недействительными 260 подписей избирателей в
подписных листах, собранных в поддержку его кандидатуры. Неполные
данные в графе "адрес места жительства" избирателей, в частности,
отсутствие наименования субъекта Российской Федерации - Республика
Хакасия, не могло быть основанием к отказу в регистрации. В
образцах подписных листов, утвержденных Законом Республики Хакасия
"О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия
(Приложения N 1, 2, 3), в графе "адрес места жительства" и
разъяснениях по заполнению данной графы указания на необходимость
указания наименования субъекта Российской Федерации (Республика
Хакасия) в данные адреса жительства избирателей отсутствует.
Отсутствие в адресах места жительства избирателей наименования
субъекта Российской Федерации, по мнению Ш., не влечет за собой
неоднозначное понимание этих адресов.
Представители ОИК N 22 с заявлением Ш. не согласились, указав,
что отсутствие в графе "адрес места жительства избирателей" одного
из обязательных требуемых данных - "Республика Хакасия" -
обоснованно послужило основанием для признания подписей
избирателей, представленных в поддержку кандидатуры Ш.,
недействительными и для отказа в регистрации.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в
кассационной жалобе Ш. Полагает, что суд неправильно применил
нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года в
поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов могут
собираться подписи избирателей в порядке, который определяется
законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации
кандидатов, списка кандидатов, устанавливается законом и не может
превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на
территории избирательного округа в соответствии с пунктом 4 статьи
16 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст. 38 названного Федерального закона предусмотрено,
что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения
порядка сбора подписей, оформления подписных листов, удостоверения
сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в
поддержку кандидата. Проверке могут подлежать все представленные
подписи или часть подписей, но не менее 20 процентов от
установленного законом необходимого для регистрации кандидата
количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной
выборки (жребия).
В силу п. 8 этой же нормы Федерального закона при обнаружении
среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и
недействительных подписей или недостаточного для регистрации
соответствующего кандидата, списка кандидатов подписей комиссия
отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Законом Республики Хакасия "О выборах депутатов Верховного
Совета Республики Хакасия" предусмотрено, что основанием для
отказа в регистрации кандидата может быть недостаточное количество
подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или
выявление 25 и более процентов недостоверных и недействительных
подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для
проверки.
Судом установлено, что Ш. было представлено в окружную
избирательную комиссию 300 подписей избирателей, собранных в
поддержку его кандидатуры. 30 подписей избирателей были исключены
из общего количества подписей, как принадлежащие гражданам,
проживающим за пределами избирательного округа, и все они были
подвергнуты проверке.
260 подписей избирателей были признаны недействительными в
связи с отсутствием полного наименования места жительства
избирателей (отсутствие наименования субъекта - Республика
Хакасия).
Суд, исследовав собранные по делу доказательства, пришел к
правильному выводу о том, что избирательной комиссией обоснованно
признаны недействительными 260 подписей избирателей в подписных
листах, где в графе "адрес места жительства избирателей" не было
указано наименование субъекта Российской Федерации - "Республика
Хакасия".
Эти обстоятельства подтверждаются протоколом об итогах проверки
подписных листов, протоколом заседания избирательной комиссии и
решением избирательной комиссии от 22 ноября 2004 года и
объяснениями участников процесса.
При таком положении суд обоснованно признал правильным решение
окружной избирательной комиссии об отказе Ш. в регистрации
кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия по
мотиву превышения установленных законом 25 процентов
недействительных подписей избирателей, при которых возможна
регистрация кандидата.
Судом были тщательно проверены доводы заявителя о незаконном
признании недействительными 260 подписей избирателей по мотиву
неуказания в графе "адрес места жительства" наименования субъекта
Российской Федерации, но они подтверждения не нашли.
Суд, исходя из положений Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" и названного Закона республики,
пришел к правильному выводу о том, что при указании сведений о
месте жительства избирателей должно быть указано наименование
субъекта Российской Федерации, а подписи избирателей в подписных
листах, в которых отсутствуют требуемые формой подписного листа
какие-либо сведения, считаются недействительными.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона республики Хакасия "О
выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" порядок
сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и
оформления подписных листов устанавливается статьей 37
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и
настоящей статьей.
Подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в
соответствии с настоящим Законом сведений считаются
недействительными (п. 44 ст. 2 Закона республики).
Согласно п. 8 ст. 37 упомянутого выше Федерального закона
избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее
внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год
рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно
день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа,
заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства,
указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт.
В силу п. 5 ст. 2 указанного выше Федерального закона адрес
места жительства - адрес (наименование субъекта Российской
Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера
дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации
зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного
учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации.
В п. 1 ст. 4 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что
основные понятия и термины, используемые в названном Законе
Республики Хакасия, применяются в том же значении, что и в
Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Проанализировав вышеприведенные положения федерального и
республиканского законодательства, суд пришел к правильному выводу
о том, что неуказание в подписном листе в графе "адрес места
жительства избирателей" наименования субъекта Российской Федерации
- Республика Хакасия - является нарушением закона и 260 подписей
избирателей обоснованно признаны недействительными.
При таком положении у суда не было оснований для отмены
оспариваемого решения избирательной комиссии.
Суд обоснованно признал неосновательными доводы Ш. о том, что
избиратели не должны были указывать в подписных листах
наименование субъекта Российской Федерации, так как в Приложении N
1 к Закону Республики в графе "адрес места жительства" отсутствует
указание на необходимость указывать "Республика Хакасия". В
названом Федеральном законе и Законе республики содержится
требование об указании наименования субъекта Российской Федерации.
Из текста Приложения N 1 не усматривается, что при указании адреса
места жительства избирателей в подписных листах не нужно указывать
наименование субъекта - Республика Хакасия.
С доводом Ш. о том, что неуказание в графе "адрес места
жительства" наименования - Республика Хакасия - подразумевается и
компенсируется в наименовании и месте пребывания органа, в который
выдвигается кандидат, согласиться нельзя, поскольку это не
исключает возможности сбора подписей у избирателей, имеющих адрес
места жительства не на территории Республики, и противоречит
положениям избирательного законодательства.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию
норм материального права, несостоятельны и не могут служить
поводом к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 декабря 2004
года оставить без изменения, кассационную жалобу Ш. - без
удовлетворения.
|