ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2004 г. N 448
О МЕРАХ РЕАГИРОВАНИЯ НА ПРИНЯТИЕ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ
СУДЕБНЫХ АКТОВ (СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ) НЕ В ПОЛЬЗУ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
По результатам обобщения информации о судебной практике в
области таможенного дела за 2003 - 2004 годы проиграно более 3000
дел, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия)
таможенных органов и/или их должностных лиц, с казны Российской
Федерации взыскано около 775 млн. руб.
Указанные факты свидетельствуют о недостаточном внимании
руководителей таможенных органов к неправомерному поведению
должностных лиц таможенных органов, отсутствии должных мер
реагирования на признание судебными органами незаконными
(недействительными) решений, действий (бездействия) таможенных
органов и их должностных лиц.
В целях повышения ответственности таможенных органов и их
должностных лиц при принятии решений, совершении действий
(бездействия) в ходе осуществления ими своих функций, минимизации
случаев возмещения вреда (убытков), причиненного лицам в
результате незаконных (недействительных) решений, действий
(бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, за счет
казны Российской Федерации приказываю:
1. Установить, что решения, действия (бездействие) таможенного
органа и/или его должностного лица, послужившие причиной
(основанием) для обращения физических или юридических лиц в
судебный орган и принятия судебным органом судебных актов
(судебных постановлений) об удовлетворении заявленных требований,
подлежат периодическому, но не реже одного раза в месяц, анализу
начальником таможенного органа с участием представителей правового
подразделения таможенного органа, а также представителей
подразделения таможенного органа, принявшего (совершившего)
оспоренное в суде решение, действие (бездействие), и других
подразделений таможенного органа.
2. Начальникам таможенных органов:
а) рассматривать в рамках анализа указанных решений, действий
(бездействия):
- выводы суда, принявшего судебный акт (судебное постановление)
об удовлетворении заявленных требований;
- законность и обоснованность принятия таможенным органом и/или
его должностным лицом указанных решений, совершения действий
(бездействия);
- недостатки и ошибки, допущенные при принятии указанных
решений, совершении действий (бездействия), а также в ходе
рассмотрения судебного дела в суде;
- вопросы правовой грамотности и правоприменительного опыта в
принятии решений, совершении действий (бездействия), а также при
отстаивании позиции таможенного органа при рассмотрении дела в
суде, квалификации кадров;
б) принимать меры по результатам проведенного анализа в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
(о проведении служебных проверок, проведении занятий по изучению
положений таможенного и смежного с ним законодательства Российской
Федерации, информировании вышестоящего таможенного органа о
наличии правовых пробелов, коллизий в правоприменительной
деятельности таможенного органа и др.);
в) разъяснять причины удовлетворения заявленных требований и
указывать на недопустимость принятия таких решений, совершения
действий (бездействия) в дальнейшем должностным лицам таможенного
органа, принявшим решения, совершившим действия (бездействие),
которые послужили причиной (основанием) удовлетворения судом
требований, предъявленных к таможенному органу;
г) принимать решение о привлечении к ответственности (в том
числе дисциплинарной) должностных лиц, принявших решения,
совершивших действия (бездействие), признанные в судебном порядке
незаконными (недействительными), в соответствии с порядком,
установленным законодательством Российской Федерации и правовыми
актами ФТС России (ГТК России);
д) обеспечить направление в Правовое управление ФТС России в
течение 5 рабочих дней с даты поступления в таможенный орган
вступившего в законную силу судебного акта (судебного
постановления) копии судебного акта (судебного постановления), за
исключением случаев, когда текст судебного акта (судебного
постановления) направляется с использованием КПС "Судебная
практика", а также копии правовых актов, поручений вышестоящих
таможенных органов, если по результатам анализа решений, действий
(бездействия) установлено, что причиной (основанием) для
удовлетворения заявленных требований физического либо юридического
лица, предъявленных в суд к таможенному органу, послужили решения,
действия (бездействие) таможенного органа и/или его должностного
лица, принятые (совершенные) в соответствии с правовыми актами,
поручениями вышестоящих таможенных органов.
3. Начальникам таможенных органов проводить анализ причин
принятия судебными органами судебных актов (судебных
постановлений) об удовлетворении требований о взыскании убытков за
счет денежных средств соответствующего таможенного органа, казны
Российской Федерации в лице ФТС России (ГТК России) либо Минфина
России по судебным делам о возмещении вреда, причиненного
неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных
органов и/или их должностных лиц, и принимать меры реагирования в
порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящего Приказа.
4. Начальникам правовых подразделений таможенных органов
обеспечить ведение учета судебных актов (судебных постановлений),
в соответствии с которыми признаны незаконными (недействительными)
решения, действия (бездействие) таможенного органа и/или его
должностных лиц, и принятых мер реагирования по форме "10-суд"
согласно Приказу ФТС России "Об отчетности таможенных органов по
основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2005 году".
5. Заместителю руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарову
осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа.
6. Считать настоящий Приказ вступившим в силу с 1 января 2005
года.
Руководитель службы,
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ
|