ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2004 г. N 12
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-
эпидемиологических требований и обеспечением защиты прав
потребителей при оказании услуг в сфере жилищно-коммунального
хозяйства (ЖКХ), установил.
Несмотря на принимаемые меры в данной сфере деятельности, по-
прежнему неудовлетворительно решается вопрос питьевого
водоснабжения и отопления, не создаются условия для безопасного и
комфортного проживания населения, договоры на коммунальное
обслуживание заключаются формально, не обеспечиваются минимальные
стандарты качества обслуживания, необоснованно завышаются тарифы
на жилищно-коммунальные услуги. Требуют совершенствования и
гармонизации с федеральным законодательством действующие нормы и
правила в сфере ЖКХ, активизации профилактические и контрольно-
надзорные мероприятия.
Продолжает снижаться надлежащая эксплуатация водопроводных
сооружений и организация производственного лабораторного контроля
качества питьевой воды.
В 2003 году в Российской Федерации централизованным питьевым
водоснабжением обеспечено 98% городского населения и 64% -
сельского, эксплуатировалось 16966 коммунальных и 46184
ведомственных водопроводов. За счет частичной передачи
ведомственных водопроводов муниципальным органам по сравнению с
2002 г. увеличилось количество коммунальных водопроводов.
Более половины водопроводов с поверхностными источниками (1225)
находится в сельской местности, 531 сельский водопровод (43,3%) не
имеет полного комплекса очистных сооружений, а 376 (30,6%) -
подают воду без должного обеззараживания.
Из городских водопроводов с водозабором из открытых водоемов
(950) полного комплекса очистных сооружений не имеют 27,3%,
обеззараживающих установок - 6,0%.
Вне зависимости от ведомственной принадлежности водопроводов и
вида водоисточника в целом по Российской Федерации 18,9% проб
воды, поступающей непосредственно потребителю из разводящей сети,
не отвечают гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой
воде по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (в
т.ч. 15,4% - по органолептике, 1,2% - общей минерализации, 1,5% -
токсическим веществам, 7,6% - по микробиологическим показателям).
Доля проб питьевой воды с выделенными возбудителями
инфекционных заболеваний составляет 0,09%.
Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой
воды являются: загрязнение источников водоснабжения, отсутствие на
водопроводах очистных сооружений и обеззараживающих установок,
высокая изношенность водопроводов и разводящих сетей, в ряде
территорий нестабильная подача воды в районах, недостаток
материально-технической базы, несвоевременное устранение аварий и
непроведение очистных и дезинфекционных мероприятий после их
устранения, что приводит к низкому качеству подаваемой воды
населению.
Сельские водопроводы зачастую находятся в аварийном состоянии,
работают нерегулярно и подают воду, не отвечающую гигиеническим
нормативам. Из общего числа источников нецентрализованного
питьевого водоснабжения (колодцы, каптажи, родники) 22,2% (168
тыс.) не отвечает санитарным правилам и нормативам.
Наибольшее количество проб воды из источников
нецентрализованного водоснабжения не отвечает гигиеническим
нормативам по микробиологическим показателям (более 50%) - во
Владимирской, Архангельской, Вологодской, Калининградской,
Кемеровской областях, Приморском крае (при среднем показателе по
Российской Федерации 27,6%) и по санитарно-химическим показателям
- в Воронежской, Ростовской, Нижегородской, Курганской, Томской
областях, Республике Саха (Якутия) против 29,8% по Российской
Федерации.
Микробное и вирусное загрязнение питьевой воды как
централизованного, так и нецентрализованного водоснабжения создает
риск возникновения заболеваний людей кишечными инфекциями, прежде
всего вирусным гепатитом "А" и бактериальной дизентерией.
В течение 2003 г. в стране было зарегистрировано 64 "водные"
вспышки острых кишечных заболеваний, в том числе 50 вспышек
связано с централизованным водоснабжением, с общим количеством
пострадавших 1533 человека.
Наиболее остро проблема шума стоит в крупных городах (Москва,
Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону). Существенным
источником шума в населенных пунктах являются встроенные в жилые
дома и пристроенные к ним, а также расположенные внутри жилой
застройки предприятия: магазины, кафе, развлекательные центры и
т.д. Шум, создаваемый этими предприятиями в жилых помещениях,
значительно превышает предельно допустимый уровень. В общем
количестве жалоб на избыточный шум доля обоснованных жалоб на шум
от встроенных предприятий составляет не менее 50% от общего
объема. Всего в России по данным Госсанэпиднадзора
сверхнормативному воздействию шума подвергается около 8 млн.
человек.
Актуальными остаются вопросы обеспечения требований
продолжительности инсоляции и естественного освещения в жилых
домах.
Не принимается должных мер по устранению нарушений, связанных с
микробным загрязнением почвы на территориях жилой застройки.
В 2003 году отмечалось увеличение количества проб почвы
территорий жилой застройки, превышающих гигиенические нормативы по
микробиологическим показателям до 17,14% против 14,41% в 2002
году.
Причиной этого являются постоянное увеличение количества
твердых бытовых отходов, изношенность и дефицит специализированных
транспортных средств, отсутствие условий для мойки и дезинфекции
мусоросборных контейнеров, отсутствие централизованной системы
канализации в ряде населенных пунктов, ненадлежащее состояние
канализационных сетей, медленный переход на современные и
эффективные модели санитарной очистки, неудовлетворительное
состояние контейнеров, площадок и бункеров-накопителей для сбора
бытового мусора (захламленность, нарушение асфальтного покрытия,
разрушены или отсутствуют ветрозащитные стенки).
Сложно решаемыми остаются вопросы сбора и вывоза твердых
бытовых отходов в садоводческих товариществах и частном секторе,
что приводит к образованию несанкционированных свалок.
Не решены вопросы с обеспечением специального транспорта для
вывоза отходов, мойки и дезинфекции мусоросборочных контейнеров.
Неудовлетворительная организация плановой санитарной очистки
территорий населенных мест, особенно от бытовых отходов, где
пищевые отходы составляют до 32% от общего количества, а также
уменьшение объема работ по дератизации, особенно в крупных
городах, приводит к увеличению заселенности синантропными
грызунами - крысами и мышами, которые являются переносчиками
зоонозов (лептоспироз, иерсиниоз, псевдотуберкулез). Так,
например, в г. Екатеринбурге заселенность грызунами составляет 4
грызуна на 1000 кв. м при норме не более 0,5 грызуна на 1000 кв.
м. Заселению грызунов способствует наличие крупных подземных
городских коммуникаций, а также завоз большого количества грузов,
необходимых для жизнеобеспечения города. В целом по стране доля
объектов, заселенных грызунами, уменьшилась незначительно и по
сравнению с 2002 годом составила 10,93% (11,11% - в 2002 году).
В России заболеваемость лептоспирозом за шесть месяцев текущего
года составила 0,11 на 100 тыс. населения, наибольшая
заболеваемость зарегистрирована в Краснодарском крае - 1,02 на 100
тыс. населения. Процент летальности от лептоспироза достигает 30%.
Растет число пострадавших от укусов крыс, так в С.-Петербурге в
2001 г. число пострадавших от укусов составило 141 человек против
146 в 2002 г.
Значительное количество жалоб от населения поступает в
Федеральную службу в связи с затоплением подвальных и цокольных
помещений жилых и административных зданий, а также непринятием мер
или затягиванием сроков проведения необходимых мероприятий. В 2003
году доля объектов, заселенных малярийными комарами, составила
16,59% от общего их числа (немалярийными комарами - 70,22%).
Указанные нарушения устанавливались в Республиках Карелия,
Коми, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Адыгея, Хакасия,
Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Красноярском крае, Брянской,
Смоленской, Ярославской, Ленинградской, Мурманской, Псковской,
Пермской, Кировской, Магаданской, Тюменской областях, Ненецком,
Таймырском, Агинском Бурятском, Корякском автономных округах,
Еврейской автономной области.
Все вышеотмеченные нарушения происходят из-за недостаточности
организационных мероприятий со стороны органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления по совершенствованию системы управления,
эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве,
малоэффективности принимаемых мер государственными контролирующими
органами.
Как показывает анализ жалоб и обращений граждан в целом,
поступающих в Федеральную службу, актуальной является и проблема
защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. При этом чаще
всего в основе претензий потребителей лежит:
- несоблюдение соответствующими организациями и предприятиями -
исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего
законодательства по оформлению договорных отношений;
- навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных
услуг, ущемляющих права потребителей;
- несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты
жилищно-коммунальных услуг;
- нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и
односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств,
связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений
(квартир) граждан;
- невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями
обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых
многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных
клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и
соответствующих приборов учета, вывозу бытовых отходов и
содержанию придомовой территории.
С учетом вышеизложенного и в целях обеспечения охраны здоровья
граждан Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав потребителей постановляю:
1. Утвердить План действий Роспотребнадзора по надзору и
контролю за соблюдением законодательства о санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения и защите прав
потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на декабрь
2004 - 2005 г. (приложение) <*>.
------------------------------------
<*> Не приводится.
2. Руководителям территориальных управлений - Главным
государственным санитарным врачам по субъектам Российской
Федерации:
2.1. Осуществлять действенный государственный санитарно-
эпидемиологический надзор за обеспечением населения качественной
питьевой водой и активизировать работу по разработке и утверждению
региональных программ по улучшению питьевого водоснабжения
населения.
2.2. В течение I квартала 2005 года проанализировать выполнение
мероприятий по соблюдению законодательства о санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения и защите прав
потребителей при эксплуатации жилых помещений и оказании жилищно-
коммунальных услуг, подготовить совместно с жилищно-коммунальными
хозяйствами план мероприятий по активизации работы.
2.3. Провести рейдовые проверки санитарного состояния и
содержания жилого фонда, подвальных помещений, территории
населенных мест и обеспечить эффективное выполнение требований
законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения и защите прав потребителей при контроле оказания жилищно-
коммунальных услуг. О результатах проделанной работы доложить в
Федеральную службу до 1 мая 2005 года.
2.4. Организовать систематическое информирование органов
исполнительной власти, органов местного самоуправления и населения
о результатах государственного санитарно-эпидемиологического
надзора и контроля за соблюдением законодательства о защите прав
потребителей в сфере ЖКХ.
2.5. Организовать обучение специалистов территориальных органов
Службы, хозяйствующих субъектов и потребителей по вопросам
применения законодательства о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения и о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
3. Главам органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления рекомендовать:
3.1. В ходе реализации государственной политики, определенной
Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
17.09.2001 N 675 (в редакции Постановления Правительства РФ от
14.02.2002 N 104), и Концепции реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации принять меры по обеспечению
условий проживания населения, отвечающих стандартам качества,
снижению издержек производителей услуг и тарифов при поддержании
стандартов качества предоставляемых услуг путем совершенствования
системы управления, эксплуатации и оплаты жилья и коммунальных
услуг, контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, развития
конкурентной среды (переход на договорные отношения), обеспечения
возможности потребителей влиять на объем и качество потребляемых
услуг, дифференциации оплаты в зависимости от качества и
местоположения жилья.
3.2. В рамках соответствующего взаимодействия с
территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека ввести в практику
работы предварительное согласование проектов нормативных актов по
вопросам, затрагивающим законные права и интересы потребителей.
Контроль за выполнением возложить на заместителей руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (Л.П. Гульченко, Н.А. Назина).
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|