КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2004 г. N 472-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ КУЗЬМИНОЙ ЗИНАИДЫ МИХАЙЛОВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР,
СТАТЬЯМИ 84, 96 И 97 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
"О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г.
Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев по требованию гражданки З.М. Кузьминой вопрос о
возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
гражданка З.М. Кузьмина, проходившая в период с 29 января 2000
года по 5 февраля 2001 года военную службу в составе контингента
Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в
миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в
рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и
Герцеговине от 14 декабря 1995 года, просит признать не
соответствующими статьям 1, 2, 3, 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15,
17, 18, 19, 33, 37 (часть 3), 45, 46, 47, 52, 53, 54 (часть 1) и
55 (часть 3) Конституции Российской Федерации Постановления
Правительства Российской Федерации от 26 июля 2001 г. N 553 "Об
обеспечении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации,
направленного для участия в миротворческой операции
многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего
рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине" и от 26 июля
2001 г. N 554 "Об обеспечении контингента Вооруженных Сил
Российской Федерации, направленного для участия в международном
присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика
Югославия", Постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1988
г. N 223-57 "Об утверждении Положения о денежном и материальном
обеспечении личного состава, направляемого Министерством обороны
СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и Министерством
внутренних дел СССР за границу для оказания технической помощи и
выполнения иных обязанностей" и от 10 сентября 1973 г. N 662-208
"О штатных должностях и окладах в иностранной валюте советских
военных специалистов и специалистов органов и войск
государственной безопасности, направляемых за границу для оказания
технической и другой помощи", а также статьи 84, 96 и 97
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял заявительницу о том, что данная жалоба не соответствует
требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные гражданкой З.М. Кузьминой материалы, не находит
оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно абзацу шестому пункта 2 статьи 12 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, временно
проходящим военную службу за пределами территории Российской
Федерации, иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке,
которые определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 23 июня 1995 года "О порядке предоставления
Российской Федерацией военного и гражданского персонала для
участия в деятельности по поддержанию или восстановлению
международного мира и безопасности" установление и обеспечение
предоставления гарантий и компенсаций военному персоналу,
направляемому для участия в деятельности по поддержанию или
восстановлению международного мира и безопасности, в соответствии
с федеральными законами возложено на Правительство Российской
Федерации (статья 14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля
1996 г. N 402 установлено, что материальное и денежное обеспечение
контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного
для участия в миротворческой операции многонациональных сил по
стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного соглашения о
мире в Боснии и Герцеговине от 14 декабря 1995 года, производится
в порядке, применяемом в отношении российских специалистов,
направляемых за границу Министерством обороны Российской Федерации
для оказания технического содействия и других услуг (пункт 1);
российскому воинскому контингенту, направленному для участия в
миротворческой операции в Боснии и Герцеговине, должностные оклады
в иностранной валюте устанавливаются в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995
г. N 1678-р исходя из должностных окладов руководителей учреждений
Российской Федерации в Союзной Республике Югославии (пункт 2).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря
1995 г. N 1678-р, которым были установлены должностные оклады
посла Российской Федерации и торгового представителя Российской
Федерации в Союзной Республике Югославии (в долларах США),
признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 января 2001 г. N 34-1, а пункт 2 Постановления
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 402
признан утратившим силу Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 июля 2001 г. N 553 "Об обеспечении контингента
Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в
миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в
рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и
Герцеговине".
2.2. Как полагает заявительница, ее должностной оклад должен
быть равен должностному окладу торгового представителя Российской
Федерации в Союзной Республике Югославии. Однако вопрос о том, в
каком соотношении должны находиться должностные оклады
военнослужащих российского воинского контингента, направленного
для участия в миротворческой операции в Боснии и Герцеговине, и
руководителей учреждений Российской Федерации в Союзной Республике
Югославии, не относится к числу конституционных.
Фактически заявительница выражает несогласие с тем, что в ее
деле судами общей юрисдикции были применены именно оспариваемые
подзаконные нормативные правовые акты - Постановления
Правительства Российской Федерации и Совета Министров СССР. Между
тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской
Федерации в своих решениях, выбор норм, подлежащих применению в
конкретном деле, по смыслу статьи 120 (часть 2) Конституции
Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 118, 125 и 126,
осуществляется судами общей юрисдикции самостоятельно. Разрешение
данного вопроса, равно как и проверка законности и обоснованности
правоприменительных решений Конституционному Суду Российской
Федерации неподведомственны.
Что касается оспариваемых заявительницей статей 84, 96 и 97
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", то статья 84 не применялась и не подлежала
применению в ее деле; статьи же 96 и 97, по существу, лишь
воспроизводят и конкретизируют конституционно установленное
полномочие Конституционного Суда Российской Федерации по защите
прав граждан (статья 125, часть 4, Конституции Российской
Федерации), а следовательно, их проверка фактически означала бы
оценку самой статьи 125 (часть 4) Конституции Российской
Федерации, чего Конституционный Суд Российской Федерации делать не
вправе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от
21 декабря 1998 г. N 183-О по жалобе гражданки Р.А. Моховой на
нарушение ее конституционных прав статьями 96 и 97 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки
Кузьминой Зинаиды Михайловны, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение
поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской
Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|