ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2004 г. N 11359/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Бойкова О.В., Витрянского
В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А.,
Козловой А.С., Козловой О.А., Куликовой В.Б., Наумова О.А.,
Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф.
рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации и заявление администрации города Костромы о
пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Костромской
области от 03.02.2004 по делу N А31-3006/5 и постановления
Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.06.2004
по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от прокурора Костромской области и Генеральной прокуратуры
Российской Федерации - Веретина Е.П.;
от администрации города Костромы (ответчика) - Виноградов Л.Н.,
Зиновьева М.П.;
от третьего лица - некоммерческой организации "Фонд содействия
развитию Костромы" - Жаров Н.Б., Коробов Б.К., Полыгалова Г.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Куликовой В.Б., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Прокурор Костромской области в защиту интересов муниципального
образования "Город Кострома" (далее - муниципальное образование)
обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к
администрации города Костромы, Комитету по управлению городскими
землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы
(далее - комитет), некоммерческой организации "Фонд содействия
развитию Костромы" (далее - фонд) и Учреждению юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним на территории Костромской области (далее - учреждение) о
признании недействительным ненормативного правового акта -
постановления главы администрации города Костромы от 25.01.2001 N
239 "О внесении вклада в Фонд содействия развитию Костромы", о
применении последствий недействительности ничтожной сделки -
договора о передаче имущественного вклада фонду от 14.02.2001,
заключенного во исполнение оспариваемого акта между комитетом и
фондом, а также о признании недействительным свидетельства о
государственной регистрации за фондом права собственности на
переданные ему объекты недвижимого имущества.
На стадии предварительного рассмотрения дела после уточнения
прокурором заявленных требований суд определением от 11.09.2003
выделил в отдельное производство (N А31-4377/5) исковое требование
о применении последствий недействительности ничтожной сделки -
упомянутого договора и оставил в производстве по настоящему делу
(N А31-3006/5) заявление прокурора об оспаривании указанного
ненормативного акта, исключив из числа ответчиков по этому делу
учреждение.
В качестве ответчика по настоящему делу судом привлечена
администрация города Костромы, а в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска,
на стороне ответчика - фонд.
Согласно оспариваемому постановлению органа местного
самоуправления в качестве взноса на уставные цели в фонд было
внесено муниципальное имущество, поименованное в приложении к
указанному акту. В состав переданного муниципального имущества
вошли определенные объекты движимого и недвижимого имущества на
общую сумму более 3,5 млн. рублей. На основании данного
постановления между комитетом и фондом 14.02.2001 заключен договор
о безвозмездной передаче последнему муниципального имущества,
оформлен акт приема-передачи этого имущества, и фонд 27.03.2001
осуществил государственную регистрацию за собой права
собственности на переданное ему недвижимое имущество.
Заявление прокурора мотивировано тем, что оспариваемый
ненормативный акт издан не в соответствии с действующим
законодательством и нарушает права и интересы муниципального
образования, поскольку в период его издания законодательством не
предусматривалась безвозмездная передача органами местного
самоуправления муниципального имущества в собственность
некоммерческой организации.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2004 в удовлетворении
требования о признании недействительным постановления главы
администрации города Костромы от 25.01.2001 N 239 отказано.
В обоснование данного решения суд сослался на следующее.
Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации", действовавшие в
спорный период, не распространяются на случаи передачи
государственного и муниципального имущества некоммерческим
организациям. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях" не содержат положений, запрещающих
передачу муниципальным образованием некоммерческой организации в
качестве вклада в ее уставный капитал муниципального имущества.
Согласно оспариваемому постановлению орган местного
самоуправления как учредитель внес в фонд вклад в виде
муниципального имущества для его использования, что не означает
передачи этого имущества в собственность фонда. Суд сослался на
статью 69 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", которая вступает в силу с 01.01.2006 и согласно
которой представительные органы муниципальных образований могут
принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме
автономных некоммерческих организаций и фондов.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановлением от 08.06.2004 решение оставил без изменения по тем
же мотивам.
В представлении заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации и заявлении администрации города Костромы, поданных в
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в
порядке надзора указанных судебных актов содержатся ссылки на
противоправное отчуждение оспариваемым ненормативным актом в
собственность некоммерческой организации муниципального имущества.
Генеральная прокуратура Российской Федерации считает, что
обжалуемые судебные акты приняты с нарушением требований пункта 1
статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1
статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях",
согласно которым фонд как некоммерческая организация учреждается
гражданами или юридическими лицами на основе добровольных
имущественных взносов, а органы государственной власти и органы
местного самоуправления могут создать государственные или
муниципальные учреждения, закрепляя за ними имущество на праве
оперативного управления. Органы местного самоуправления в пределах
своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям
экономическую поддержку в различных формах, перечисленных в статье
31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в числе
которых не указана возможность передачи некоммерческой организации
муниципального имущества в качестве вклада.
Генеральная прокуратура Российской Федерации считает также, что
оспариваемые судебные акты препятствуют принятию законных судебных
актов по другому делу (N А31-4377/5) о применении последствий
недействительности ничтожной сделки по передаче спорного имущества
фонду.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в представлении
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и в
заявлении администрации города Костромы, а также выслушав
объяснения присутствующих в заседании представителей сторон,
Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с
принятием нового решения об удовлетворении заявления прокурора
Костромской области о признании недействительным оспариваемого
ненормативного акта по следующим основаниям.
Главой администрации города Костромы издано постановление от
25.01.2001 N 239 о внесении в фонд вклада в виде объектов
муниципальной собственности общей балансовой стоимостью свыше 3,5
млн. рублей, включающих: здание гостиницы, расположенное по
адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 2/1; нежилое помещение,
находящееся в жилом доме по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д.
111б; имущественный комплекс базы отдыха на озере Каменник;
определенное движимое имущество (офисная мебель, оргтехника). Во
исполнение данного постановления между комитетом и фондом был
заключен договор от 14.02.2001 о безвозмездной передаче последнему
указанного имущества. В тот же день подписан акт приема-передачи
имущества. На основании этих документов фонд 27.03.2001
зарегистрировал за собой право собственности на переданные ему
органом местного самоуправления объекты недвижимого имущества.
При оценке оспариваемого постановления от 25.01.2001 N 239
судебные инстанции сделали ошибочные выводы о том, что положения
Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и Федерального закона "О некоммерческих организациях"
допускают возможность безвозмездной передачи органами местного
самоуправления объектов муниципальной собственности в уставный
капитал некоммерческой организации (фонда) в качестве вклада
муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 118 Гражданского кодекса Российской
Федерации фонд - некоммерческая организация учреждается гражданами
и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных
взносов, и имущество, переданное фонду его учредителями, является
собственностью фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от
12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы
государственной власти и местного самоуправления могут создавать
лишь государственные и муниципальные учреждения и закреплять за
ними имущество на праве оперативного управления.
Положениями Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" в той редакции, которая действовала на день издания
оспариваемого ненормативного акта, не предусмотрена возможность
внесения органами местного самоуправления муниципального имущества
в качестве вкладов в некоммерческие организации (фонды).
Ссылка судебных инстанций на статью 69 Федерального закона от
06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", предусматривающую
возможность принятия представительными органами муниципального
образования решений о создании некоммерческих организаций в форме
автономных некоммерческих организаций и фондов, приведена
неосновательно, поскольку названная законодательная норма вступает
в действие с 01.01.2006.
Таким образом, обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в
толковании и применении арбитражными судами названных выше норм
права и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку оспариваемое постановление главы администрации города
Костромы от 25.01.2001 N 239 не соответствует требованиям пункта 1
статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1
статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и
нарушает права и законные интересы муниципального образования,
заявление прокурора Костромской области о признании
недействительным этого ненормативного акта подлежит
удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1
статьи 304, пунктом 3 части 1 статьи 305 и статьей 306
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 03.02.2004 по
делу N А31-3006/5 и постановление Федерального арбитражного суда
Волго-Вятского округа от 08.06.2004 по тому же делу отменить.
Постановление главы администрации города Костромы от 25.01.2001
N 239 "О внесении вклада в Фонд содействия развитию Костромы"
признать недействительным.
Председательствующий
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|