ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2004 г. N 820
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ
(с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 19.10.2005 N 629)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном пожарном
надзоре.
2. Установить предельную численность сотрудников федеральной
противопожарной службы, осуществляющих функции государственного
пожарного надзора, в количестве 21110 единиц.
3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти внести в 3-месячный срок в Правительство
Российской Федерации проект федерального закона о внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части уточнения перечня должностных лиц органов
государственного пожарного надзора.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2004 г. N 820
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2005 N 629)
1. В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской
Федерации должностные лица органов государственного пожарного
надзора федеральной противопожарной службы (далее - органы
государственного пожарного надзора), являющиеся государственными
инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность
по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями (далее - организации),
гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами
без гражданства (далее - граждане), а также должностными лицами
требований пожарной безопасности.
2. Основной задачей государственного пожарного надзора является
защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и
муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров
и ограничение их последствий.
3. К органам государственного пожарного надзора относятся:
1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу
ведения которого входят вопросы организации и осуществления
государственного пожарного надзора;
2) управления государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
3) управления (отделы, отделения) государственного пожарного
надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий - органов, специально
уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам
Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения,
инспекции);
4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного
пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной
службы, созданных в целях организации профилактики и тушения
пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.
4. Деятельность органов государственного пожарного надзора
осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов
государственного пожарного надзора вышестоящим.
5. Органы государственного пожарного надзора руководствуются в
своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
6. Органы государственного пожарного надзора в рамках своей
компетенции:
1) организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований
пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, организациями, а также
должностными лицами и гражданами;
2) проводят в соответствии с законодательством Российской
Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях
требований пожарной безопасности;
3) ведут в установленном порядке производство по делам об
административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
4) осуществляют официальный статистический учет и ведение
государственной статистической отчетности по пожарам и их
последствиям;
5) определяют должностных лиц органов государственного
пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для
включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс)
строительства, а также комиссий по приемке завершенных
строительством (реконструкцией) объектов;
6) осуществляют взаимодействие с федеральными органами
исполнительной власти, в том числе с органами государственного
контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и организациями, по вопросам
обеспечения пожарной безопасности;
7) рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по
вопросам обеспечения пожарной безопасности.
7. Органы государственного пожарного надзора имеют печати с
изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы и
бланки установленного образца со своим наименованием.
8. Осуществлять деятельность от имени органов государственного
пожарного надзора вправе следующие государственные инспекторы по
пожарному надзору:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по
пожарному надзору - главный государственный инспектор Российской
Федерации по пожарному надзору, пользующийся правами заместителя
Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий;
2) заместители главного государственного инспектора Российской
Федерации по пожарному надзору - начальник структурного
подразделения центрального аппарата Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения
которого входят вопросы организации и осуществления
государственного пожарного надзора, и его заместители;
3) государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному
надзору - сотрудники структурного подразделения центрального
аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и
осуществления государственного пожарного надзора, сотрудники
управлений государственного пожарного надзора территориальных
органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий;
4) главные государственные инспекторы субъектов Российской
Федерации по пожарному надзору и их заместители - соответственно
начальники управлений (отделов, отделений) государственного
пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально
уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам
Российской Федерации, и их заместители;
5) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по
пожарному надзору - сотрудники управлений (отделов, отделений)
государственного пожарного надзора территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской
обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской Федерации;
6) главные государственные инспекторы закрытых административно-
территориальных образований по пожарному надзору и их заместители
- соответственно начальники отделов (отделений, инспекций, групп)
государственного пожарного надзора подразделений федеральной
противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики
и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных
образованиях, и их заместители;
7) государственные инспекторы закрытых административно-
территориальных образований по пожарному надзору - сотрудники
отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного
надзора подразделений федеральной противопожарной службы,
созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в
закрытых административно-территориальных образованиях;
8) главные государственные инспекторы городов (районов)
субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их
заместители - соответственно начальники территориальных отделов
(отделений, инспекций) государственного пожарного надзора
управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий - органов, специально
уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам
Российской Федерации, и их заместители;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2005 N 629)
9) государственные инспекторы городов (районов) субъектов
Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники
территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного
пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного
пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально
уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам
Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2005 N 629)
9. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов
Российской Федерации по пожарному надзору и государственные
инспекторы закрытых административно-территориальных образований по
пожарному надзору имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением
требований пожарной безопасности организациями, а также
должностными лицами и гражданами;
2) проводить обследования и проверки территорий, зданий,
сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в
нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований
пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
3) требовать представления документов, информации, образцов
(проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
4) входить беспрепятственно в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения,
на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о
нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу
возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;
5) давать руководителям юридических лиц и индивидуальным
предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для
исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной
безопасности;
6) проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-
изыскательские работы, выборочные проверки для определения
соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной
документации требованиям пожарной безопасности;
7) прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях, деятельность филиалов,
представительств, структурных подразделений юридического лица,
производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов,
объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов
деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для
предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и
(или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение
указанных обстоятельств другими способами невозможно;
(пп. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2005 N 629)
8) вносить в соответствующие организации и представлять
соответствующим должностным лицам в порядке, установленном
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,
представления об устранении причин и условий, способствующих
совершению административных правонарушений в области пожарной
безопасности;
9) участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по
выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке
завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
10) составлять протоколы, рассматривать дела об
административных правонарушениях и назначать в соответствии с
законодательством Российской Федерации административные наказания
за нарушения требований пожарной безопасности.
10. Главные государственные инспекторы городов (районов)
субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их
заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых
административно-территориальных образований по пожарному надзору и
их заместители пользуются правами, указанными в пункте 9
настоящего Положения, а также имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением
требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;
2) давать руководителям юридических лиц и индивидуальным
предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для
исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в
отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства,
прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ,
услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
3) вызывать в органы государственного пожарного надзора
должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве
делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые
объяснения, справки, документы и их копии;
4) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.10.2005
N 629;
5) вносить в органы местного самоуправления предложения об
установлении особого противопожарного режима на соответствующей
территории;
6) вносить в органы местного самоуправления предложения о
выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
7) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные
решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по
пожарному надзору.
11. Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации
по пожарному надзору пользуются правами, указанными в пунктах 9 и
10 настоящего Положения, а также имеют право рассматривать в
установленном порядке в части соблюдения требований пожарной
безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на
строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и
техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других
объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований
пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.
12. Главные государственные инспекторы субъектов Российской
Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются
правами, указанными в пунктах 9 - 11 настоящего Положения, а также
имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением
требований пожарной безопасности органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
2) вносить в органы государственной власти субъектов Российской
Федерации предложения о выполнении мер пожарной безопасности в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) вносить в органы государственной власти субъектов Российской
Федерации предложения об установлении особого противопожарного
режима на территориях субъектов Российской Федерации.
13. Государственные инспекторы Российской Федерации по
пожарному надзору пользуются правами, указанными в пунктах 9 - 12
настоящего Положения, а также имеют право осуществлять
государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной
безопасности федеральными органами исполнительной власти.
14. Главный государственный инспектор Российской Федерации по
пожарному надзору и его заместители наделяются правами,
установленными законодательством Российской Федерации, в полном
объеме.
15. Должностным лицам органов государственного пожарного
надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и
должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных
печатей, а также порядок их выдачи определяются Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
16. Должностные лица органов государственного пожарного надзора
обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в
соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия
по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в
области пожарной безопасности;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и
законные интересы организаций и граждан;
3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом
соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного
надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
4) посещать объекты (территории и помещения) организаций в
целях проведения мероприятий по контролю только во время
исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных
удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного
надзора о проведении мероприятий по контролю;
5) не препятствовать представителям организаций присутствовать
при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по
вопросам, относящимся к предметам их проверок;
6) предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным
предпринимателям либо их представителям, присутствующим при
проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;
7) знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий
по контролю;
8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных
нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений,
их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей
среды и имущества, а также не допускать необоснованного
ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
9) доказывать законность своих действий при их обжаловании в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную
работу по применению законодательства Российской Федерации о
пожарной безопасности;
11) соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
17. Должностные лица органов государственного пожарного надзора
за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут
ответственность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
18. Правами и обязанностями государственных инспекторов по
пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской
Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование,
проходящие службу в Министерстве Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, аттестованные на соответствие
квалификационным требованиям, установленным Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
19. Научно-техническое обеспечение деятельности органов
государственного пожарного надзора осуществляется
подведомственными Министерству Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий пожарно-техническими научно-
исследовательскими и образовательными учреждениями, создаваемыми в
установленном порядке.
20. Контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной
безопасности на объектах Министерства обороны Российской
Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации,
Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Службы
внешней разведки Российской Федерации осуществляется в порядке,
установленном положениями об их ведомственной пожарной охране,
согласованными с главным государственным инспектором Российской
Федерации по пожарному надзору.
21. Настоящее Положение не распространяется на порядок
осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований
пожарной безопасности в лесном фонде Российской Федерации и лесах,
не входящих в лесной фонд Российской Федерации, а также на
подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении,
использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях,
ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов
промышленного назначения.
22. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов
государственного пожарного надзора является расходным
обязательством Российской Федерации.
|