ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2004 г. N 12-4-7/3968
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ
Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка
России рассмотрел запрос о порядке применения Федерального закона
от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и
сообщает следующее.
По первому и второму вопросам.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-
ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон) кредитные организации
относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными
средствами или иным имуществом и на основании пункта 1 статьи 7
Федерального закона обязаны документально фиксировать и
представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня,
следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим
обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным
имуществом, в том числе вид операции и основания ее совершения,
дату совершения операции с денежными средствами или иным
имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
Согласно п. 1.1 статьи 6 Федерального закона, в редакции
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма", сделка с
недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма,
на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей
либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000
рублей, или превышает ее.
В соответствии с п. 4 указанной статьи Федерального закона
сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом,
подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно
в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с
денежными средствами или иным имуществом. Данную норму следует
рассматривать как общую, адресованную всем организациям,
осуществляющим операции с денежными средствами или иным
имуществом, в том числе и кредитным организациям.
Следовательно, по нашему мнению, кредитная организация должна
сообщать в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым
имуществом, предусмотренных п. 1.1 статьи 6 Федерального закона,
если из представленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации клиентом документов кредитной организации
стало известно о совершении такой сделки.
Также следует иметь в виду, что Положением Банка России от 20
декабря 2002 года N 207-П "О порядке представления кредитными
организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных
Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма", с изменениями, внесенными Указанием Банка России от
17.08.2004 N 1490-У, установлен код вида такой операции,
подлежащей обязательному контролю, как сделка с недвижимым
имуществом (код 8001).
При этом анализ пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона
позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат
любые сделки с недвижимым имуществом, в том числе сделки, в
которых кредитная организация выступает стороной по договору и
предметом договора является обременение недвижимого имущества
(залог, аренда и т.п.).
По третьему вопросу.
Согласно статье 5 Федерального закона кредитные организации
отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными
средствами или иным имуществом.
При этом в соответствии со статьей 7 Федерального закона
(подпункт 4 пункта 1 и пункт 3) организации, осуществляющие
операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, по
общему правилу, представлять в уполномоченный орган сведения по
операциям, подлежащим обязательному контролю, т.е. по операциям,
указанным в статье 6 Федерального закона.
Статья 7.1 Федерального закона устанавливает права и
обязанности иных лиц, не являющихся организациями, осуществляющими
операции с денежными средствами и иным имуществом, и
распространяется на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или
бухгалтерских услуг.
При этом статья 7.1 Федерального закона содержит перечень
операций, сведения о которых указанные лица при наличии оснований
полагать, что указанные операции осуществляются или могут быть
осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны
направлять в уполномоченный орган.
Таким образом, кредитные организации не обязаны направлять в
уполномоченный орган сведения об операциях, указанных в статье 7.1
Федерального закона.
В то же время следует отметить, что такая обязанность у
кредитных организаций возникает, когда в результате применения
правил внутреннего "противолегализационного" контроля кредитная
организация приходит к выводу, что проводимая операция является
подозрительной и принимает решение о направлении о ней сведений в
уполномоченный орган.
По четвертому вопросу.
В соответствии с Федеральным законом кредитные организации
осуществляют внутренний контроль - деятельность по выявлению
операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с
денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и
финансированием терроризма (статья 3 Федерального закона).
Полагаем, что днем выявления подозрительной операции следует
считать день, в который в результате применения правил внутреннего
"противолегализационного" контроля кредитной организацией принято
окончательное решение о признании операции клиента подозрительной.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона не
позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций,
кредитная организация обязана представить соответствующие сведения
в уполномоченный орган.
Заместитель директора
Департамента
Т.А.АРТАМОНОВА
|