КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2004 г. N 449-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА МОЛОКОВИЧА ИГОРЯ НИКОЛАЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 23
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г.
Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина И.Н. Молоковича,
установил:
1. Решением Реутовского гарнизонного военного суда от 28
сентября 2001 года были удовлетворены требования гражданина И.Н.
Молоковича, имевшего стаж военной службы более 10 лет и уволенного
с военной службы, в части, касающейся расчета по денежному
довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению. В то же
время, поскольку И.Н. Молокович увольнялся с военной службы в
связи с окончанием срока действия контракта, суд, установив, что
за ним было сохранено право на оставление в списках нуждающихся в
улучшении жилищных условий, признал его увольнение без
предоставления жилья законным и обоснованным. Данное решение было
подтверждено судами кассационной и надзорной инстанций.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.Н.
Молокович оспаривает конституционность положений пункта 1 статьи
23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего,
в частности, что военнослужащие, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении
жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их
согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений (абзац второй).
Ссылаясь на пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения
военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации
от 16 сентября 1999 года N 1237), согласно которому
военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из
списков личного состава воинской части должен быть полностью
обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и
вещевым обеспечением, а до проведения всех необходимых расчетов он
не может быть исключен из списков личного состава воинской части
без его согласия, заявитель утверждает, что жилье следует
рассматривать как разновидность довольствия и обеспечения
военнослужащего, а потому независимо от срока военной службы и
основания увольнения с военной службы его необходимо обеспечить
жильем до момента исключения из списков личного состава воинской
части и увольнения со службы; при этом жилое помещение должно
предоставляться на праве собственности или по договору социального
найма, который предусматривает владение, пользование и
распоряжение жильем и после увольнения с военной службы.
По мнению И.Н. Молоковича, оспариваемые им законоположения
противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 19
(часть 2), 27 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 37 (части
2, 3 и 5) и 55 (часть 3), поскольку не предусматривают возможность
обеспечения жильем всех военнослужащих, независимо от срока службы
и основания увольнения, и тем самым ставят в неравное положение
военнослужащих, увольняемых в связи с истечением срока контракта,
и военнослужащих, увольняемых по иным основаниям.
2. Конституция Российской Федерации гарантирует малоимущим,
иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище,
предоставление жилья бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в
соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть
3).
В особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, для которых установлен льготный порядок реализации права
на обеспечение бесплатным жильем, выделены военнослужащие и лица,
уволенные с военной службы. Порядок приобретения и реализации ими
этого права, регулируемый военным и жилищным законодательством,
дифференцирован в зависимости от сроков и условий прохождения
военной службы.
Введение соответствующей дифференциации в зависимости от
оснований увольнения с военной службы не может рассматриваться как
дискриминация военнослужащих, увольняемых в связи с истечением
срока контракта, по отношению к военнослужащим, уволенным по иным
указанным в законе основаниям, таким как достижение предельного
возраста пребывания на военной службе, организационно-штатные
мероприятия, состояние здоровья. Тем самым законодатель
предоставил преимущественное право на получение жилья
военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим
стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по
обстоятельствам, не зависящим от их воли, чем не исключается
возможность для остальных увольняемых получить жилье из
государственного и муниципального жилищного фонда после увольнения
в установленные законом сроки.
Вытекающее из абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" различие в правах военнослужащих
является разумным и объективным, оно не может рассматриваться как
дискриминационное и нарушающее конституционные права и свободы
гражданина И.Н. Молоковича, в связи с чем его жалоба в этой части
не отвечает критерию допустимости, установленному статьей 97
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации".
Что касается других положений пункта 1 статьи 23 Федерального
закона "О статусе военнослужащих", согласно которым
военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не
достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не
могут быть уволены с военной службы без их согласия до
приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением
случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным
законодательством (абзац первый); указанным категориям
военнослужащих в последний год военной службы по их желанию
выдается государственный жилищный сертификат для приобретения
жилого помещения на семью после увольнения с военной службы в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (абзац
третий), то, как следует из представленных материалов, названные
положения в деле заявителя не применялись и не подлежали
применению, а потому в этой части данная жалоба также не может
быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к
рассмотрению.
Разрешение же вопроса об устранении противоречий между
положениями пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" и пункта 16 статьи 34 Положения о порядке
прохождения военной службы, на наличие которых указывает
заявитель, не входит в компетенцию Конституционного Суда
Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции
Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Молоковича Игоря Николаевича, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение
поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской
Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|