ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2004 года
Дело N 79-Г04-22
(извлечение)
Прокурор Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
обратился в суд с заявлением о признании недействующим абз. 4 ст.
1 Закона округа от 10 ноября 2003 г. N 136-ОЗ "О контрольно-
счетной палате Усть-Ордынского Бурятского автономного округа",
ссылаясь на то, что контрольно-счетная палата как орган,
образованный Думой названного автономного округа, не может
обладать правами юридического лица.
Решением Суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от
7 сентября 2004 г. заявление удовлетворено.
В кассационных жалобах администрации автономного округа и
контрольно-счетной палаты ставился вопрос об отмене решения суда
ввиду неправильного толкования норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15
декабря 2004 г. решение отменила, указав следующее.
Удовлетворяя требования прокурора, суд сослался на нормы п. 7
ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 125 ГК
РФ, ст. 157 БК РФ и пришел к выводу, что названный орган не может
обладать статусом юридического лица.
Однако ст. 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" не предусмотрено запретов на правомочие субъектов
Российской Федерации по созданию органов субъекта Российской
Федерации и наделению их правами юридического лица.
Из содержания нормы ст. 153 БК РФ усматривается, что в сфере
финансового контроля законодательные органы вправе самостоятельно
определять правовой статус создаваемых им органов финансового
контроля.
Право законодательных органов создавать собственные контрольные
органы для проведения внешнего аудита предусмотрено и в главе 26
раздела 9, п. 2 ст. 265 БК РФ.
Следовательно, к полномочиям законодательных органов власти
относится определение статуса органа финансового контроля.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает, что,
создав контрольно-счетную палату и наделив ее правами юридического
лица, Дума округа реализовала свое право создавать государственные
учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного
управления, а учреждение, чем фактически является контрольно-
счетная палата, в соответствии со ст. 120 ГК РФ и есть юридическое
лицо.
Согласно п. 3 ст. 157 БК РФ полномочия органов государственного
финансового контроля определяются в том числе и законами субъектов
Российской Федерации о контрольных органах.
Законом округа от 10 ноября 2003 г. на контрольно-счетную
палату возложено полномочие государственного органа власти - Думы
округа по осуществлению контроля за исполнением окружного бюджета,
проведение внешнего аудита бюджета, которое вместе с тем не
перестает оставаться полномочием Думы округа.
Данный Закон определяет правовой статус контрольно-счетной
палаты как самостоятельного органа - контрольно-счетной палаты
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Она образована
Думой округа и подотчетна ей, но тем не менее является
самостоятельным органом государственного финансового контроля,
созданным законодательным (представительным) органом, в силу ст.
157 БК РФ, а не органом Думы округа. Определив ее как
самостоятельный орган, Бюджетный кодекс Российской Федерации в
вышеназванной норме наделяет ее конкретными полномочиями, в то
время как полномочия законодательных органов в сфере финансового
контроля закреплены отдельной нормой в ст. 153 БК РФ.
Ссылка суда на ст. 157 БК РФ необоснованна, поскольку в ней не
установлен перечень субъектов финансового контроля, а содержатся
нормы, определяющие компетенцию органов государственного и
муниципального контроля.
Статья 125 ГК РФ регулирует порядок участия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством. Однако в Законе округа "О контрольно-счетной
палате Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" нет норм,
дающих право контрольно-счетной палате округа выступать от имени
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Следовательно, ссылку суда на указанную норму Гражданского
кодекса Российской Федерации нельзя признать правильной.
Более того, по правилам гражданского законодательства
контрольно-счетная палата округа - государственное учреждение, а
не орган власти округа.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
решение Суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 7
сентября 2004 г. отменила, вынесла новое решение, которым в
удовлетворении заявления прокурора Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа о признании недействующим абз. 4 ст. 1 Закона
округа от 10 ноября 2003 г. N 136-ОЗ "О контрольно-счетной палате
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" отказала.
|