ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2004 года
Дело N 24-Г04-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании 15 декабря 2004 г. гражданское
дело по частной жалобе К. на определение Верховного Суда
Республики Адыгея от 4 ноября 2004 г., которым Кабинету Министров
Республики Адыгея предоставлена отсрочка исполнения решения
Верховного Суда Республики Адыгея от 30 сентября 2004 г. и
дополнительного решения этого же суда от 6 октября 2004 г.,
которыми на 19 декабря 2004 г. назначена дата проведения выборов
депутатов представительного органа местного самоуправления
муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" до 22
мая 2005 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения К., представителей Кабинета Министров
Республики Адыгея Бергезова В.Н. и Шаову И.К., Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Верховного Суда Республики Адыгея от 30 сентября 2004
года и дополнительным решением от 6 октября 2004 года на 19
декабря 2004 года назначены выборы депутатов в представительный
орган местного самоуправления муниципального образования
"Яблоновский поселковый округ".
Решение суда вступило в законную силу.
Кабинет Министров Республики Адыгея просил отсрочить исполнение
указанных решений суда до 31 октября 2005 года в связи с
проводимой реформой местного самоуправления, наделением
муниципального образования "Яблоновский поселковый округ" Законом
Республики Адыгея "О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Адыгея "О наделении муниципального образования
"Тахтамукайский район" статусом муниципального района, об
образовании муниципальных образований в его составе и установлении
их границ" статусом городского поселения, а также в связи с
отсутствием денежных средств в республиканском бюджете Республики
Адыгея для проведения выборов в указанную судом дату.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров
Республики Адыгея, представитель Государственного Совета - Хасэ
Республики Адыгея, представитель Центральной избирательной
комиссии Республики Адыгея поддержали заявление об отсрочке
исполнения указанных судебных решений.
При этом сослались на то, что в Законе Республики Адыгея "О
республиканском бюджете Республики Адыгея на 2004 год" финансовые
средства на проведение выборов в муниципальном образовании
"Яблоновский поселковый округ" не предусмотрены. Дополнительных
источников финансирования либо ресурсов финансовых средств
Республика Адыгея не имеет. Республика Адыгея является
высокодотационным субъектом Российской Федерации, испытывает
жесткий дефицит финансовых ресурсов, в связи с чем возможность
финансирования выборов за счет средств республиканского бюджета
Республики Адыгея в 2004 г. отсутствует. Вместе с тем в проекте
Закона Республики Адыгея о республиканском бюджете на 2005 г.
предусмотрены средства на выборы органов местного самоуправления
муниципальных образований, в том числе и в муниципальном
образовании "Яблоновское городское поселение".
Проведение выборов в органы местного самоуправления
муниципальных образований в октябре 2005 г. будет способствовать
экономии денежных средств республиканского бюджета и
соответствовать пункту 2 части 1 статьи 85 Федерального закона от
6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими
изменениями), согласно которому субъекты Российской Федерации
обязаны обеспечить проведение выборов в органы местного
самоуправления до 1 ноября 2005 г. на всей территории субъекта
Российской Федерации.
Кроме того, представитель Кабинета Министров Республики Адыгея
в судебном заседании пояснила, что главная причина просьбы об
отсрочке исполнения судебных решений от 30 сентября и 6 октября
2004 г. - отсутствие денег в республиканском бюджете Республики
Адыгея на 2003 г.
Требования, связанные с наделением муниципального образования
"Яблоновский поселковый округ" статусом городского поселения
Законом Республики Адыгея "О наделении муниципального образования
"Тахтамукайский район" статусом муниципального района, об
образовании муниципальных образований в его составе и установлении
их границ", просила суд не рассматривать. Кроме того, просила
отсрочить исполнение решения суда до 22 мая 2005 г., поскольку к
этому периоду будет сформирован республиканский бюджет, будет
принят Закон Республики Адыгея "О республиканском бюджете на 2005
год" и будут назначены выборы во всех муниципальных образованиях
республики.
Представитель Центральной избирательной комиссии Республики
Адыгея, поддержав заявление представителя Кабинета Министров
Республики Адыгея, кроме того, дополнительно пояснил суду, что,
исполняя решения Верховного Суда Республики Адыгея от 30 сентября
и 6 октября 2004 г., Центральная избирательная комиссия Республики
Адыгея, начав организационные мероприятия по подготовке выборов в
муниципальном образовании "Яблоновский поселковый округ",
обратилась с письмом в Министерство финансов Республики Адыгея с
просьбой о выделении из республиканского бюджета Республики Адыгея
денежных средств на проведение выборов. Однако Министерство
финансов Республики Адыгея официальным письмом уведомило ЦИК
Республики Адыгея об отсутствии в республиканском бюджете
Республики Адыгея в 2004 г. средств на проведение выборов в органы
местного самоуправления муниципального образования "Яблоновский
поселковый округ".
Заявитель К. в судебном заседании возражал против
удовлетворения заявления представителя Кабинета Министров
Республики Адыгея об отсрочке исполнения решения Верховного Суда
Республики Адыгея от 30 сентября и 6 октября 2004 г. о назначении
выборов в муниципальном образовании "Яблоновский поселковый округ"
на 19 декабря 2004 г. При этом пояснил, что деньги на проведение
выборов в республиканском бюджете изыскать возможно. В Законе
Республики Адыгея "О бюджете Республики Адыгея на 2004 год" деньги
на проведение выборов в республике предусмотрены. Органы, на
которые судом возложена обязанность проведения выборов, умышленно
не выполняют решение суда.
Определением Верховного Суда Республики Адыгея от 4 ноября 2004
г. Кабинету Министров Республики Адыгея предоставлена отсрочка
исполнения решений суда до 22 мая 2005 г. В частной жалобе К.
поставлен вопрос об отмене определения суда по мотиву его
незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы,
Судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по
следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление Кабинета Министров Республики Адыгея,
суд исходил из того, что Центральной избирательной комиссией
Республики Адыгея начата работа по организации выборов в
муниципальном образовании "Яблоновский поселковый округ", однако
выборы не могут быть проведены в установленный судом срок из-за
отсутствия денежных средств в республиканском бюджете Республики
Адыгея на эти цели.
В республиканском бюджете Республики Адыгея на 2004 г. не
предусмотрены средства на проведение выборов в органы местного
самоуправления муниципального образования "Яблоновский поселковый
округ" в декабре 2004 г., республиканский бюджет на 2004 г.
расходуется с большим дефицитом, в связи с чем изыскание
дополнительных средств в бюджете в конце финансового года
невозможно, поскольку все расходные статьи распределены Законом
Республики Адыгея "О бюджете Республики Адыгея на 2004 год".
Между тем у суда отсутствовали основания для предоставления
отсрочки исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по
заявлениям лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного
положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить
исполнение решения суда.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" голосование на выборах в органы местного
самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней
и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении
выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в
средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со
дня его принятия.
Предоставление же отсрочки исполнения решения свидетельствует о
переносе дня голосования, что вступает в противоречие с п. 2 ст.
10 данного Федерального закона.
Кроме того, в порядке ст. 203 ГПК РФ не допускается изменение
решения по существу. В данном случае, когда судом назначена
конкретная дата выборов, предоставление отсрочки исполнения
решения означает фактически изменение решения суда.
Удовлетворяя заявление Кабинета Министров Республики Адыгея о
предоставлении отсрочки исполнения решения суда, Верховный Суд
Республики Адыгея по существу назначил новую дату выборов, что
допустимо только при принятии нового решения.
Судебная коллегия, не соглашаясь с определением суда, исходит
также из того, что дата выборов еще не наступила, поэтому отсрочка
исполнения решения не может быть предоставлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366
ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
определение Верховного Суда Республики Адыгея от 4 ноября 2004
г. отменить. Вынести новое определение, которым Кабинету Министров
Республики Адыгея в удовлетворении заявления о предоставлении
отсрочки исполнения решения Верховного Суда Республики Адыгея от
30 сентября 2004 г. и дополнительного решения этого же суда от 6
октября 2004 г. отказать.
|