ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2004 г. N 787
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ТАРИФОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В целях упорядочения государственного регулирования на
железнодорожном транспорте Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об основах государственного регулирования тарифов на
железнодорожном транспорте;
Правила предоставления исключительных тарифов на
железнодорожном транспорте.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта
2001 г. N 194 "Об утверждении Положения об основах
государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные
перевозки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001,
N 13, ст. 1250; N 46, ст. 4366);
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря
2002 г. N 917 "Об утверждении Правил предоставления исключительных
тарифов на грузовые железнодорожные перевозки" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5223).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2004 г. N 787
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТАРИФОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Настоящее Положение определяет основы государственного
регулирования тарифов на осуществляемые субъектами естественной
монополии на железнодорожном транспорте на территории Российской
Федерации железнодорожные перевозки и услуги по использованию
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования,
подлежащих государственному регулированию в соответствии с
законодательством Российской Федерации (далее - тарифы на
железнодорожном транспорте).
Исключительные тарифы на железнодорожном транспорте,
предусматривающие особые условия тарификации, устанавливаются в
соответствии с Правилами предоставления исключительных тарифов на
железнодорожном транспорте, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации.
2. Формирование и реализация государственной политики в области
регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и рассмотрение
предложений по ее совершенствованию осуществляются Федеральной
службой по тарифам и Министерством транспорта Российской Федерации
в пределах их компетенции.
3. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном
транспорте осуществляется в целях:
а) достижения баланса интересов субъектов естественной
монополии на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;
б) защиты экономических интересов потребителей услуг субъектов
естественной монополии на железнодорожном транспорте и обеспечения
доступности услуг железнодорожного транспорта для потребителей;
в) развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
г) обеспечения устойчивого и экономически эффективного
функционирования субъектов естественной монополии на
железнодорожном транспорте;
д) создания в отношении субъектов естественной монополии на
железнодорожном транспорте экономических стимулов к снижению
себестоимости перевозок и повышению качества транспортного
обслуживания, а в отношении потребителей их услуг - стимулов к
оптимизации транспортных связей.
4. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном
транспорте основывается на следующих принципах:
а) возмещение экономически обоснованных затрат субъектов
естественной монополии на железнодорожном транспорте с учетом
ежегодно устанавливаемых Правительством Российской Федерации
уровней тарифов;
б) распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;
в) обеспечение равных условий доступа пользователей к услугам
железнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;
г) установление для всех пользователей услуг железнодорожного
транспорта единых правил, предусматривающих особые условия
тарификации на железнодорожном транспорте;
д) обеспечение гласности принятия решений по вопросам
государственного регулирования тарифов, в том числе по вопросам
установления и изменения уровня тарифов и правил применения
тарифов;
е) соответствие системы построения тарифов рыночным условиям
хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и
конкуренции от тарифов, регулируемых государством, к тарифам,
определяемым на договорной основе);
ж) ведение раздельного учета затрат в естественно монопольном и
потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;
з) ограничение перекрестного субсидирования одних видов
деятельности за счет других.
5. Государственное регулирование тарифов на железнодорожном
транспорте осуществляется путем утверждения и введения в действие
тарифов или их предельного уровня, а также контроля за
правильностью их применения.
6. Государственное регулирование тарифов осуществляют:
Федеральная служба по тарифам - на грузовые железнодорожные
перевозки во внутригосударственном сообщении (в том числе на
перевозки грузов по территории Российской Федерации в прямом
железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в
непрямом смешанном сообщении) и международном сообщении (в том
числе на перевозки экспортно-импортных грузов по территории
Российской Федерации в непрямом международном сообщении через
российские порты, в прямом международном сообщении, в непрямом
международном сообщении через пограничные передаточные станции
Российской Федерации (за исключением международных транзитных
железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации), на
перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа во
внутригосударственном сообщении;
Министерство транспорта Российской Федерации - на международные
транзитные железнодорожные перевозки по территории Российской
Федерации.
7. Для определения (установления) тарифов на железнодорожном
транспорте (кроме исключительных тарифов) в Федеральную службу по
тарифам или Министерство транспорта Российской Федерации в
соответствии с их компетенцией представляются следующие материалы:
а) расчет предлагаемого уровня тарифов;
б) сводные бухгалтерские балансы субъектов естественной
монополии на железнодорожном транспорте;
в) расчет изменения затрат по элементам расходов, включая их
постатейное обоснование, исходя из следующих показателей:
состав затрат, установленный законодательством Российской
Федерации;
нормы и нормативы затрат;
прогнозируемое изменение цен на продукцию (услуги),
потребляемую субъектами естественной монополии на железнодорожном
транспорте;
мероприятий по сокращению издержек субъектов естественной
монополии на железнодорожном транспорте;
мероприятий по повышению эффективности использования
производственного персонала субъектов естественной монополии на
железнодорожном транспорте;
г) расчеты (в том числе их обоснование) показателей
деятельности и размера прибыли субъектов естественной монополии на
железнодорожном транспорте, прогнозируемых на рассматриваемый
период регулирования;
д) планы капитальных вложений;
е) сравнительные данные по элементам затрат, показателям
деятельности и размеру прибыли за предыдущие 3 года;
ж) иные материалы по вопросам определения (установления)
тарифов и осуществления контроля по вопросам, связанным с
определением (установлением) и применением тарифов.
8. Материалы, представленные в соответствии с пунктом 7
настоящего Положения, рассматриваются в порядке, установленном
соответственно Федеральной службой по тарифам или Министерством
транспорта Российской Федерации, и при необходимости направляются
для рассмотрения в другие заинтересованные федеральные органы
исполнительной власти и независимым экспертам.
9. Решение об определении (установлении) тарифов или их
предельного уровня на железнодорожном транспорте (за исключением
тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки по
территории Российской Федерации) принимается с учетом анализа
основных ценообразующих факторов, в том числе:
а) объемов перевозок и их особенностей;
б) расходов субъектов естественной монополии на железнодорожном
транспорте, в том числе расходов на выплату заработной платы,
оплату сырья и материалов, накладных расходов;
в) конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг;
г) амортизационных отчислений;
д) потребности в средствах на обслуживание привлеченного
капитала, развитие производства и финансирование за счет прибыли
других обоснованных расходов;
е) объемов государственной поддержки, а также налогов и других
платежей.
10. Тарифы на железнодорожном транспорте вводятся в действие
актами Федеральной службы по тарифам или Министерства транспорта
Российской Федерации в сроки, установленные законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской
Федерации.
11. Федеральная служба по тарифам разрабатывает с участием
Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации,
Министерства финансов Российской Федерации и принимает в
установленном порядке нормативно-методические документы по
вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожном
транспорте.
12. Федеральная служба по тарифам и Министерство транспорта
Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют
анализ практики применения тарифов и дают разъяснения по вопросам
государственного регулирования тарифов на железнодорожном
транспорте.
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2004 г. N 787
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ТАРИФОВ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления
исключительных тарифов, предусматривающих особые условия
тарификации, на железнодорожные перевозки и услуги по
использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования (далее - исключительные тарифы).
2. Исключительные тарифы применяются на территории Российской
Федерации с учетом условий перевозок, состояния рынков товаров и
услуг, необходимости обеспечения конкурентоспособности
транспортной системы, стимулирования развития новых технологий на
железнодорожном транспорте и обеспечения равных условий
предоставления услуг всем потребителям.
3. Рассмотрение предложений о предоставлении исключительных
тарифов осуществляют:
Федеральная служба по тарифам - во внутригосударственном и
международном сообщении;
Министерство транспорта Российской Федерации - при
осуществлении международных транзитных железнодорожных перевозок
по территории Российской Федерации.
4. Предложения о предоставлении исключительных тарифов содержат
технико-экономическое обоснование необходимости их установления, а
также материалы, перечень которых определяется соответственно
Федеральной службой по тарифам или Министерством транспорта
Российской Федерации.
Поступившие предложения о предоставлении исключительных тарифов
направляются Федеральной службой по тарифам в Министерство
транспорта Российской Федерации, Министерством транспорта
Российской Федерации - в Федеральную службу по тарифам, а также
при необходимости - субъекту естественной монополии на
железнодорожном транспорте, в заинтересованные федеральные органы
исполнительной власти и независимым экспертам для представления
заключения.
Заключения в течение 14 дней с даты получения материалов
представляются в Федеральную службу по тарифам или в Министерство
транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
5. Предложения о предоставлении исключительных тарифов, о
сроках их предоставления и условиях возмещения понесенных
железнодорожным транспортом расходов рассматриваются после
получения всех необходимых материалов в порядке и в сроки,
устанавливаемые Федеральной службой по тарифам или Министерством
транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
При необходимости к такому рассмотрению привлекаются работники
органов государственной власти, представители организаций -
потребителей услуг железнодорожного транспорта и независимые
эксперты.
6. Федеральная служба по тарифам или Министерство транспорта
Российской Федерации по результатам рассмотрения предложений о
предоставлении исключительных тарифов принимают соответствующее
решение. Введение в действие исключительных тарифов осуществляется
в установленном порядке актами Федеральной службы по тарифам или
Министерства транспорта Российской Федерации.
7. Предоставление исключительных тарифов на железнодорожном
транспорте в индивидуальном порядке не допускается.
|