ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 2004 г. N КА-09-25/13379
О ПРИМЕНЕНИИ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 01.04.1996 N 27-ФЗ
Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями
территориальных органов ПФР рассмотрел вопрос о применении
финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17
Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования", и сообщает.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки
сведений, необходимых для осуществления индивидуального
(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного
страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных
сведений к страхователям, в том числе физическим лицам,
самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются
финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за
отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном
порядке.
Нормы, освобождающей от ответственности за указанные
правонарушения, вышеназванным Федеральным законом не
предусмотрено.
Однако на практике возникают ситуации, при которых:
страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных
сведениях по персонифицированному учету и сообщил об этом
территориальным органам ПФР;
при представлении страхователем индивидуальных сведений о
застрахованных лицах в установленный частью 2 статьи 11
Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального
закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ) срок - не позднее 1 марта года,
следующего за расчетным периодом, территориальные органы ПФР
обнаруживают ошибку и возвращают страхователю формы документов
персонифицированного учета для ее исправления. После чего в
предусмотренный пунктом 29 Инструкции о порядке ведения
индивидуального (персонифицированного) учета сведений о
застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного
страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.03.1997 N 318 (в редакциях Постановлений
Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422 и от
12.02.2004 N 73), 2-недельный срок страхователь представляет
исправленные формы.
В указанных случаях следует исходить из того, что любая санкция
должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и
противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция
невиновности.
Наличие ошибки формально образует состав нарушения
Постановления Правления ПФР от 21.10.2002 N 122п "О формах
документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе
государственного пенсионного страхования и Инструкции по их
заполнению".
Однако формальный подход к наложению штрафа недопустим.
Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской
Федерации от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке
конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов
1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи
11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с
запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО
"Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО
"Коммерческая компания "Балис" предусматривает, что при
рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические
обстоятельства, а не ограничиваться только установлением
формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет
общий характер и касается любых правоприменителей.
Таким образом, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и
представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а
также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные
территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской
Федерации считает возможным не применять финансовые санкции,
предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать
заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном
устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений
индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить
напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами
ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите
интересов ПФР.
Первый заместитель
Председателя Правления
А.В.КУРТИН
|