ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2004 года
Дело N 85-Г04-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Маслова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению И.,
М. о признании незаконными разъяснений заместителя председателя
избирательной комиссии Калужской области N 01-21/380 от 29
сентября 2004 года о порядке применения пункта 7 статьи 4 Закона
Калужской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания
Калужской области" и защите избирательных прав по кассационным
жалобам И., М. и К. на решение Калужского областного суда от 11
ноября 2004 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, объяснения К., поддержавшей доводы кассационных жалоб,
заключение Генерального прокурора Российской Федерации Э.С.
Засеевой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
И. и М. обратились в Калужский областной суд с заявлением о
признании незаконными разъяснений заместителя председателя
избирательной комиссии Калужской области от 29 сентября 2004 года
N 01-21/380 о порядке применения пункта 7 статьи 4 Закона
Калужской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания
Калужской области".
В подтверждение требования указали, что положения оспариваемого
разъяснения исключают их возможность участвовать в выборах
депутатов Законодательного Собрания Калужской области. В то время
как подпункты 6 и 7 статьи 4 Закона Калужской области "О выборах
депутатов Законодательного Собрания Калужской области" наделяют
граждан Российской Федерации, проживающих в общежитиях и
зарегистрированных по месту пребывания в Калужской области,
активным избирательным правом на указанных выборах. Заявители
просили суд обязать избирательную комиссию включить их в списки
избирателей по месту нахождения общежития в г. Обнинске Калужской
области.
Оспариваемые разъяснения, по мнению заявителей, являются также
незаконными: в части возложения на руководителей мест временного
пребывания граждан обязанности отражать в предоставляемых
сведениях адрес регистрации по месту жительства каждого
конкретного избирателя (абзац 4); в части невключения в списки
избирателей лиц, имеющих место жительства в другом субъекте
Российской Федерации и зарегистрированных на территории Калужской
области по месту пребывания (абзац 5); в части требования о подаче
лицами, находящимися в местах временного пребывания, письменного
заявления в территориальную или участковую избирательную комиссию
не позднее чем за семь дней до голосования (абзац 6); а также в
части признания недействительными подписей в подписных листах
избирателей, зарегистрированных по месту пребывания в округе, где
они не имеют места жительства (абзац 9). Эти положения, по мнению
заявителей, противоречат федеральному законодательству,
препятствуют реализации активного избирательного права на выборах
депутатов Законодательного Собрания Калужской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
просят в кассационных жалобах И., М. и К., считая его
неправильным. Полагают вывод суда о соответствии оспариваемых
положений разъяснения федеральному законодательству ошибочным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по
следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно
исходил из законности оспариваемых положений разъяснения
заместителя председателя избирательной комиссии Калужской области
от 29 сентября 2004 года N 01-21/380, соответствия их статьям 4,
17, 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 4 названного Федерального закона
активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства
которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание
гражданина Российской Федерации вне его места жительства по время
проведения в округе, в котором расположено данное место
жительства, выборов не может служить основанием для лишения его
права на участие в выборах в органы государственной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного
самоуправления. Законом активное избирательное право может быть
предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за
пределами избирательного округа.
П. 10 ст. 17 этого же Федерального закона предусмотрено, что
гражданин Российской Федерации включается в список избирателей
только на одном избирательном участке.
В силу ст. 2, п. 2 ст. 16, ст. 62 упомянутого Федерального
закона, ст. ст. 4 и 28 Закона Калужской области "О выборах
депутатов Законодательного Собрания Калужской области" от 23 июня
2003 года N 218-ОЗ основанием для включения гражданина в списки
избирателей на конкретном избирательном участке является факт
нахождения его места жительства на территории этого участка, а в
случаях, предусмотренных данным Законом, иным законом, и при
условии нахождения места жительства на территории избирательного
округа, где расположен избирательный участок, - факт временного
пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина
открепительного удостоверения. При этом факт нахождения места
жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей
территории устанавливается органами регистрационного учета граждан
Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным
законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места
жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписи в
поддержку выдвижения кандидата в депутаты могут собираться только
среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том
избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на
выдвижение. Проанализировав названные правовые нормы, суд пришел к
правильному выводу о том, что граждане, место жительства которых
по данным регистрационного учета не расположено на территории
соответствующего избирательного округа, не обладают активным
избирательным правом и их подписи в поддержку кандидата,
баллотирующегося по этому округу, признаются недействительными.
Учитывая изложенное, у суда не было оснований для
удовлетворения требований заявителей.
Рассматривая данное дело, суд правильно учел, что местом
жительства заявителей, согласно данным регистрации, является г.
Десногорск Смоленской области: у И. - 2 микрорайон 5-24, у М. - 1
микрорайон 5-53. На территории Калужской области они
зарегистрированы по месту пребывания как обучающиеся на очной
форме обучения в общежитии. По данным избирательной комиссии
Смоленской области они включены в БД "Регистр избирателей,
участников референдума" ГАС "Выборы" по Десногорску Смоленской
области. С заявлениями в территориальную или соответствующие
участковые избирательные комиссии по вопросу включения их в списки
избирателей по месту нахождения общежитий они не обращались. При
таком положении обоснованным является вывод суда о том, что
избирательные права заявителей не были нарушены.
Суд правильно указал в решении, что оспариваемые разъяснения не
противоречат положениям Закона Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25
июня 1993 года N 5241-1.
Доводы кассационных жалоб, направленные к иному толкованию норм
материального права, примененных судом при разрешении данного
дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Калужского областного суда от 11 ноября 2004 года
оставить без изменения, а кассационные жалобы И., М. и К. - без
удовлетворения.
|