Принят
на двадцать четвертом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 24-13
от 4 декабря 2004 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СТАТУСЕ УЧИТЕЛЯ
Настоящий Модельный закон определяет принципы государственной
политики, регулирует правовые, социально-экономические отношения,
связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание
условий, обеспечивающих качественное улучшение правового положения
учителей, реализацию гарантий их социальной защищенности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Содержание статуса учителя
Учитель - лицо, имеющее необходимое профессиональное
образование и соответствующую квалификацию, работающее в
учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования,
начального и среднего профессионального образования, выполняющее
учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и
руководящую деятельность.
Условия и характер педагогической работы определяют содержание
статуса учителя, включающее в себя права, обязанности и
ответственность учителя, а также гарантии их реализации.
Учитель пользуется всеми правами и свободами гражданина,
закрепленными конституцией государства.
Статья 2. Лица, имеющие статус учителя
Статус учителя имеют граждане, получившие необходимое
профессиональное образование и соответствующую квалификацию,
работающие в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного
образования, начального и среднего профессионального образования
различных типов и форм собственности.
Лицам, не имеющим педагогического образования и квалификации,
предоставляется право заниматься педагогической деятельностью по
решению педагогического совета школ, дошкольных и внешкольных
учреждений после прохождения соответствующей педагогической
переподготовки и аттестации.
Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации,
аморального поступка, не совместимого с принципами учебно-
воспитательной деятельности, производится в соответствии с
национальным законодательством.
Статья 3. Законодательство о статусе учителя
Законодательство о статусе учителя основывается на положениях
конституции государства, закона об образовании и состоит из
настоящего Модельного закона и иных нормативно-правовых актов,
определяющих права, обязанности и ответственность учителя.
Статья 4. Принципы педагогической деятельности учителя
Основными принципами педагогической деятельности учителя
являются:
- личностно ориентированный подход к обучению, воспитанию,
развитию учащегося;
- гуманистический характер обучения и воспитания,
обеспечивающий уважение прав и свобод учащегося, национально-
культурных традиций;
- приверженность общечеловеческим моральным принципам и
нравственным ценностям;
- недопущение прямой, скрытой и (или) косвенной дискриминации,
ограничения прав или предоставления привилегий учащимся по
признаку пола, этнической принадлежности, языка, вероисповедания
или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или
общественного характера;
- воспитание учащихся в духе любви к Родине, высокой
гражданственности, дружбы между народами;
- преемственность образования;
- свобода выбора методов и форм педагогической деятельности;
- единство принципов обучения и воспитания;
- совершенствование своих знаний на основе новейших достижений
науки, техники и культуры;
- тесный контакт с учащимися и их родителями (законными
представителями);
- сотрудничество с детскими и молодежными объединениями,
трудовыми коллективами, а также заинтересованными государственными
и негосударственными организациями, деятельность которых не
запрещена национальным законодательством.
Глава 2. ПРАВА УЧИТЕЛЯ
Статья 5. Права учителя в профессиональной деятельности
Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие
необходимое профессиональное образование и соответствующую
педагогическую квалификацию, определяемые законом, независимо от
национальной принадлежности, пола, социального происхождения и
вероисповедания.
Учитель имеет право:
- на свободу выбора учебных программ, форм и методов
преподавания, учебников и учебных пособий, согласно
государственным образовательным стандартам, утверждаемым
уполномоченным органом государственного управления образованием;
- участие в разработке новых авторских программ, учебников и
учебных пособий;
- создание и использование новаторских методов и приемов,
проведение научно-педагогического эксперимента, внедрение
передового педагогического опыта в практику;
- поощрение за создание, использование и внедрение новаторских
методов и приемов в педагогической деятельности;
- индивидуальную педагогическую деятельность в порядке,
установленном национальным законодательством;
- досрочную аттестацию с целью повышения категории;
- повышение квалификации в установленном порядке не реже одного
раза в пять лет;
- охрану прав и интересов учащихся.
Учитель пользуется правом работы по совместительству в
соответствии с трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми
актами.
Учитель имеет право участвовать в управлении школой.
Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже в
том случае, когда полностью или частично изменяется организация
системы школьного образования.
Статья 6. Защита чести и достоинства учителя
Учителю как гражданину гарантируется защита чести и
достоинства.
Не допускается привлечение учителей общеобразовательных школ,
дошкольных и внешкольных учреждений к другим работам, не связанным
с их профессиональной деятельностью.
Родители учащихся не имеют права на неоправданное вмешательство
в вопросы, которые по своему характеру входят в круг
профессиональных обязанностей учителя.
Статья 7. Право на материальное обеспечение
Заработная плата и должностной оклад учителю выплачиваются за
выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных
трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других
работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за
исключением случаев, предусмотренных национальным
законодательством.
Размеры ставок и должностных окладов учителей устанавливаются с
учетом образования, педагогического стажа, итогов аттестации,
результатов работы, наличия документов о повышении квалификации,
наличия ученых степеней, государственных наград и званий.
Начальный уровень ставок заработной платы и должностных окладов
устанавливается в размере не ниже уровня средней заработной платы
в стране.
Учителям устанавливается доплата: за пять лет стажа
педагогической работы - в размере 10%, 10 лет - 20%, 15 и более
лет - 30% от заработной платы.
Заработная плата учителей, имеющих почетные звания,
увеличивается на 50%, имеющих почетное звание "Народный учитель" -
на 100%.
Учителям, работающим в школах, дошкольных и внешкольных
учреждениях, имеющим ученую степень, устанавливаются надбавки в
соответствии с национальным законодательством.
Учителям, работающим в тяжелых природно-климатических условиях,
предусматриваются льготы и надбавки к заработной плате в порядке,
устанавливаемом правительством.
Школы в пределах имеющихся у них средств на оплату труда могут
устанавливать работникам премии, другие виды материального
стимулирования и компенсации, а также выделять средства для
приобретения учебной, методической и научной литературы.
Работа учителя, превышающая стандартную норму (ставку),
оплачивается.
Размер надбавки к заработной плате за классное руководство
составляет: в 1 - 4-х классах - 20% от стандартной нормы (ставки);
в 5 - 10 (11)-х классах - 30% от стандартной нормы (ставки).
Молодым специалистам, прибывающим на работу в сельские школы,
за счет средств местного бюджета выплачивается единовременное
пособие в размере десятикратного должностного оклада на
хозяйственное обустройство.
Педагогические работники государственных организаций
образования, проживающие и работающие в сельской местности, имеют
право на повышение не менее чем на 25% должностных окладов и
тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, проживающих
и работающих в городских условиях.
Молодые специалисты, получившие профессиональное педагогическое
образование по системе государственного образовательного
кредитования и отработавшие на селе в организации образования не
менее пяти лет, освобождаются от оплаты этих кредитов.
Учителям производится доплата за проверку тетрадей, письменных
работ, за заведование учебными кабинетами, классное руководство и
другие выплаты, предусмотренные правительством и уполномоченным
органом государственного управления образованием.
Статья 8. Право на социальное обеспечение
Государство обеспечивает учителю надлежащие условия труда, быта
и социальные льготы в соответствии с национальным
законодательством.
Работникам образования, имеющим стаж педагогической работы 25 и
более лет, предоставляется право выхода на пенсию по выслуге лет.
Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета
обязаны предоставлять учителям льготы по оплате эксплуатационных
расходов на содержание жилой площади и коммунальных услуг и
беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство в
соответствии с национальным законодательством.
Статья 9. Право на отдых
Право учителя на отдых обеспечивается рациональным
планированием учебной нагрузки, предоставлением еженедельного
отдыха и ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотренных
национальным законодательством.
Государство гарантирует предоставление учителям не реже чем
через каждые 10 лет непрерывной педагогической деятельности
творческого отпуска сроком не менее одного года для научно-
педагогической и учебно-методической деятельности.
Продолжительность рабочего дня и рабочей недели учителя
устанавливается в пределах, предусмотренных законом об
образовании.
Статья 10. Право на охрану здоровья
Учитель имеет право на охрану здоровья, реализуемое путем
проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-
профилактических мероприятий в соответствии с национальным
законодательством.
Ежегодно в обязательном порядке проводится бесплатное
амбулаторное медицинское обследование учителей в государственных
лечебно-профилактических учреждениях.
Учитель имеет право на санаторно-курортное лечение, отдых в
пансионатах и на туристических базах на льготных условиях,
устанавливаемых правительством.
Статья 11. Право на обеспечение земельными наделами
Учитель, проживающий в сельской местности, обеспечивается
наравне с членами крестьянских и фермерских хозяйств земельным
наделом, недвижимостью и иным имуществом в соответствии с
национальным законодательством.
Учителям, проживающим и работающим в районных центрах, поселках
городского типа, городах районного и областного подчинения,
предоставляется право на внеочередное строительство жилого дома и
выделение дачного участка.
Статья 12. Право на отсрочку от призыва на действительную
воинскую службу выпускников педагогических факультетов высших
профессиональных и средних профессиональных учебных заведений
Выпускникам педагогических факультетов высших профессиональных
и средних профессиональных учебных заведений, направленным на
работу в сельскую местность, на весь период трудовой деятельности
в сельских школах, дошкольных или внешкольных учреждениях
предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую
службу.
Статья 13. Право на поощрение
За достижение высоких результатов в обучении и воспитании
подрастающего поколения учитель может быть представлен к наградам
уполномоченного органа государственного управления образованием,
ведомств и к государственным наградам.
Статья 14. Фонды поддержки учителей
Фонды поддержки учителей формируются в установленном
национальным законодательством порядке за счет добровольных
взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
Для защиты своих интересов учителя могут создавать в
установленном национальным законодательством порядке общественные
объединения, ассоциации, фонды, дома учителя.
Статья 15. Ограничение видов деятельности учителя
Учитель не имеет права:
- проводить религиозную или атеистическую пропаганду в школах;
- организовывать политические группы, партии в школах;
- распространять шовинистическую, националистическую,
милитаристскую идеологию;
- вовлекать школьников в забастовочное движение и политические
акции;
- осуществлять насильственные действия в отношении учащихся.
Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Статья 16. Обязанности учителя
Учитель обязан:
- проводить обучение на высоком профессиональном уровне,
обеспечивать усвоение учащимися учебной программы не ниже уровня
государственных образовательных стандартов;
- проводить учебно-воспитательную работу в духе уважения к
родителям, старшим, культурно-историческим ценностям страны, ее
государственному устройству, воспитывать бережное отношение к
окружающей среде;
- утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали:
доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде,
справедливости и другим добродетелям;
- постоянно совершенствовать свои педагогические знания и
мастерство;
- уважать честь и достоинство учащихся;
- готовить учащихся к сознательной жизни в духе
взаимопонимания, мира, согласия между народами;
- содействовать развитию индивидуальных творческих способностей
учащихся;
- соблюдать требования педагогической и служебной этики.
Статья 17. Административная, гражданско-правовая и уголовная
ответственность учителя
Учитель за совершение правонарушения несет ответственность в
соответствии с национальным законодательством.
Глава 4. ПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ
Статья 18. Подготовка учительских кадров
В государстве профессиональную подготовку учительских кадров
осуществляют профессиональные педагогические средние и высшие
учебные заведения различных типов, видов и форм собственности.
Профессиональное педагогическое учебное заведение несет
ответственность за свою деятельность перед личностью, государством
и обществом. Контроль за соответствием деятельности
профессионального педагогического учебного заведения целям,
предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей
компетенции учредитель (учредители) профессионального
педагогического учебного заведения и уполномоченный орган
государственного управления образованием, выдавший лицензию на
ведение образовательной деятельности.
Прием студентов по педагогической специальности в
государственные профессиональные педагогические учебные заведения
осуществляется на конкурсной основе по плану приема на подготовку
специалистов в пределах государственного заказа в основном за счет
средств государственного бюджета.
Статья 19. Повышение квалификации и переподготовка учительских
кадров
Государство гарантирует создание условий для повышения
квалификации и переподготовки учителей государственных школ,
дошкольных и внешкольных учреждений.
Повышение квалификации учителей осуществляется по договорам,
заключенным юридическими лицами с центральными, региональными
институтами усовершенствования учителей, высшими учебными
заведениями и научными организациями или учреждениями как за счет
средств государственного бюджета, так и за счет юридических лиц.
Государство гарантирует предоставление учителям и научно-
педагогическим работникам творческого отпуска для научно-
педагогической, учебно-методической, изобретательской,
экспериментальной и экспертной деятельности.
Порядок, виды и формы повышения квалификации учителей и научно-
педагогических работников в части, не урегулированной национальным
законодательством, устанавливаются правительством.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Обязанность и ответственность органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц по
обеспечению реализации настоящего Модельного закона
Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
предприятия и их объединения, учреждения, организации, должностные
лица, органы государственного управления образованием в пределах
своих полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию настоящего
Модельного закона. Должностные и другие лица, виновные в
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по
реализации прав учителей, несут ответственность в соответствии с
национальным законодательством.
Вред, причиненный учителям незаконными действиями указанных
органов и должностных лиц при исполнении ими служебных
обязанностей в области административного управления, возмещается в
полном объеме в соответствии с национальным законодательством.
|