Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ УЧИТЕЛЯ (ПРИНЯТ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 04.12.2004 ПОСТАНОВЛЕНИЕМ 24-13 НА 24-ОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                                Принят
                                       на двадцать четвертом пленарном
                                  заседании Межпарламентской Ассамблеи
                                             государств-участников СНГ
                                                (Постановление N 24-13
                                               от 4 декабря 2004 года)
                                   
                            МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
                           О СТАТУСЕ УЧИТЕЛЯ
                                   
       Настоящий  Модельный закон определяет принципы  государственной
   политики,  регулирует правовые, социально-экономические  отношения,
   связанные   с  деятельностью  учителя,  и  направлен  на   создание
   условий,  обеспечивающих качественное улучшение правового положения
   учителей, реализацию гарантий их социальной защищенности.
   
                       Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Содержание статуса учителя
   
       Учитель    -   лицо,   имеющее   необходимое   профессиональное
   образование   и   соответствующую   квалификацию,   работающее    в
   учреждениях    общего,   дошкольного,   внешкольного   образования,
   начального  и  среднего профессионального образования,  выполняющее
   учебную,  научную, методическую, воспитательную, организационную  и
   руководящую деятельность.
       Условия  и характер педагогической работы определяют содержание
   статуса   учителя,   включающее  в  себя   права,   обязанности   и
   ответственность учителя, а также гарантии их реализации.
       Учитель   пользуется  всеми  правами  и  свободами  гражданина,
   закрепленными конституцией государства.
   
       Статья 2. Лица, имеющие статус учителя
   
       Статус   учителя   имеют   граждане,   получившие   необходимое
   профессиональное   образование   и  соответствующую   квалификацию,
   работающие   в   учреждениях   общего,  дошкольного,   внешкольного
   образования,  начального  и среднего профессионального  образования
   различных типов и форм собственности.
       Лицам,  не  имеющим педагогического образования и квалификации,
   предоставляется  право заниматься педагогической  деятельностью  по
   решению  педагогического  совета  школ,  дошкольных  и  внешкольных
   учреждений   после   прохождения   соответствующей   педагогической
   переподготовки и аттестации.
       Лишение  статуса учителя вследствие недостаточной квалификации,
   аморального   поступка,  не  совместимого  с   принципами   учебно-
   воспитательной   деятельности,  производится   в   соответствии   с
   национальным законодательством.
   
       Статья 3. Законодательство о статусе учителя
   
       Законодательство о статусе учителя основывается  на  положениях
   конституции  государства,  закона  об  образовании  и  состоит   из
   настоящего  Модельного  закона  и иных  нормативно-правовых  актов,
   определяющих права, обязанности и ответственность учителя.
   
       Статья 4. Принципы педагогической деятельности учителя
   
       Основными   принципами   педагогической  деятельности   учителя
   являются:
       -  личностно  ориентированный подход  к  обучению,  воспитанию,
   развитию учащегося;
       -    гуманистический    характер   обучения    и    воспитания,
   обеспечивающий  уважение  прав  и  свобод  учащегося,  национально-
   культурных традиций;
       -   приверженность  общечеловеческим  моральным   принципам   и
   нравственным ценностям;
       -  недопущение прямой, скрытой и (или) косвенной дискриминации,
   ограничения   прав  или  предоставления  привилегий   учащимся   по
   признаку  пола,  этнической принадлежности, языка,  вероисповедания
   или  по  каким-либо  иным  условиям и обстоятельствам  личного  или
   общественного характера;
       -   воспитание   учащихся  в  духе  любви  к  Родине,   высокой
   гражданственности, дружбы между народами;
       - преемственность образования;
       - свобода выбора методов и форм педагогической деятельности;
       - единство принципов обучения и воспитания;
       -  совершенствование своих знаний на основе новейших достижений
   науки, техники и культуры;
       -  тесный  контакт  с  учащимися  и  их  родителями  (законными
   представителями);
       -   сотрудничество  с  детскими  и  молодежными  объединениями,
   трудовыми  коллективами, а также заинтересованными государственными
   и   негосударственными  организациями,  деятельность   которых   не
   запрещена национальным законодательством.
   
                        Глава 2. ПРАВА УЧИТЕЛЯ
   
       Статья 5. Права учителя в профессиональной деятельности
   
       Правом  на  педагогическую деятельность обладают лица,  имеющие
   необходимое    профессиональное   образование   и   соответствующую
   педагогическую  квалификацию, определяемые законом,  независимо  от
   национальной  принадлежности,  пола,  социального  происхождения  и
   вероисповедания.
       Учитель имеет право:
       -   на   свободу  выбора  учебных  программ,  форм  и   методов
   преподавания,    учебников    и    учебных    пособий,     согласно
   государственным     образовательным    стандартам,     утверждаемым
   уполномоченным органом государственного управления образованием;
       -  участие  в разработке новых авторских программ, учебников  и
   учебных пособий;
       -  создание  и  использование новаторских  методов  и  приемов,
   проведение    научно-педагогического    эксперимента,     внедрение
   передового педагогического опыта в практику;
       -  поощрение за создание, использование и внедрение новаторских
   методов и приемов в педагогической деятельности;
       -   индивидуальную  педагогическую  деятельность   в   порядке,
   установленном национальным законодательством;
       - досрочную аттестацию с целью повышения категории;
       - повышение квалификации в установленном порядке не реже одного
   раза в пять лет;
       - охрану прав и интересов учащихся.
       Учитель   пользуется   правом  работы  по  совместительству   в
   соответствии  с  трудовым  кодексом и другими  нормативно-правовыми
   актами.
       Учитель имеет право участвовать в управлении школой.
       Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже  в
   том  случае,  когда  полностью или частично изменяется  организация
   системы школьного образования.
   
       Статья 6. Защита чести и достоинства учителя
   
       Учителю   как   гражданину   гарантируется   защита   чести   и
   достоинства.
       Не  допускается привлечение учителей общеобразовательных  школ,
   дошкольных и внешкольных учреждений к другим работам, не  связанным
   с их профессиональной деятельностью.
       Родители учащихся не имеют права на неоправданное вмешательство
   в   вопросы,   которые   по   своему  характеру   входят   в   круг
   профессиональных обязанностей учителя.
   
       Статья 7. Право на материальное обеспечение
   
       Заработная  плата и должностной оклад учителю выплачиваются  за
   выполнение  им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных
   трудовым  договором  (контрактом).  Выполнение  работником   других
   работ  и обязанностей оплачивается по дополнительному договору,  за
   исключением       случаев,       предусмотренных       национальным
   законодательством.
       Размеры ставок и должностных окладов учителей устанавливаются с
   учетом   образования,  педагогического  стажа,  итогов  аттестации,
   результатов  работы,  наличия документов о повышении  квалификации,
   наличия   ученых   степеней,  государственных  наград   и   званий.
   Начальный  уровень  ставок заработной платы и  должностных  окладов
   устанавливается  в размере не ниже уровня средней заработной  платы
   в стране.
       Учителям   устанавливается   доплата:   за   пять   лет   стажа
   педагогической  работы - в размере 10%, 10 лет - 20%,  15  и  более
   лет - 30% от заработной платы.
       Заработная    плата   учителей,   имеющих   почетные    звания,
   увеличивается на 50%, имеющих почетное звание "Народный учитель"  -
   на 100%.
       Учителям,   работающим  в  школах,  дошкольных  и   внешкольных
   учреждениях,  имеющим  ученую степень, устанавливаются  надбавки  в
   соответствии с национальным законодательством.
       Учителям, работающим в тяжелых природно-климатических условиях,
   предусматриваются льготы и надбавки к заработной плате  в  порядке,
   устанавливаемом правительством.
       Школы  в пределах имеющихся у них средств на оплату труда могут
   устанавливать   работникам   премии,  другие   виды   материального
   стимулирования  и  компенсации,  а  также  выделять  средства   для
   приобретения учебной, методической и научной литературы.
       Работа   учителя,   превышающая  стандартную  норму   (ставку),
   оплачивается.
       Размер  надбавки  к  заработной плате за  классное  руководство
   составляет: в 1 - 4-х классах - 20% от стандартной нормы  (ставки);
   в 5 - 10 (11)-х классах - 30% от стандартной нормы (ставки).
       Молодым  специалистам, прибывающим на работу в сельские  школы,
   за  счет  средств  местного  бюджета  выплачивается  единовременное
   пособие   в   размере   десятикратного   должностного   оклада   на
   хозяйственное обустройство.
       Педагогические     работники    государственных     организаций
   образования,  проживающие и работающие в сельской местности,  имеют
   право  на  повышение  не  менее чем на 25%  должностных  окладов  и
   тарифных  ставок по сравнению со ставками специалистов, проживающих
   и работающих в городских условиях.
       Молодые специалисты, получившие профессиональное педагогическое
   образование    по    системе   государственного    образовательного
   кредитования  и  отработавшие на селе в организации образования  не
   менее пяти лет, освобождаются от оплаты этих кредитов.
       Учителям  производится доплата за проверку тетрадей, письменных
   работ,  за заведование учебными кабинетами, классное руководство  и
   другие  выплаты,  предусмотренные правительством  и  уполномоченным
   органом государственного управления образованием.
   
       Статья 8. Право на социальное обеспечение
   
       Государство обеспечивает учителю надлежащие условия труда, быта
   и    социальные    льготы    в    соответствии    с    национальным
   законодательством.
       Работникам образования, имеющим стаж педагогической работы 25 и
   более лет, предоставляется право выхода на пенсию по выслуге лет.
       Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета
   обязаны  предоставлять  учителям льготы по оплате  эксплуатационных
   расходов  на  содержание  жилой  площади  и  коммунальных  услуг  и
   беспроцентные  ссуды  на  индивидуальное жилищное  строительство  в
   соответствии с национальным законодательством.
   
       Статья 9. Право на отдых
   
       Право    учителя    на   отдых   обеспечивается    рациональным
   планированием   учебной  нагрузки,  предоставлением   еженедельного
   отдыха   и   ежегодных   оплачиваемых   отпусков,   предусмотренных
   национальным законодательством.
       Государство  гарантирует предоставление учителям  не  реже  чем
   через   каждые   10  лет  непрерывной  педагогической  деятельности
   творческого  отпуска  сроком  не  менее  одного  года  для  научно-
   педагогической и учебно-методической деятельности.
       Продолжительность  рабочего  дня  и  рабочей   недели   учителя
   устанавливается    в   пределах,   предусмотренных    законом    об
   образовании.
   
       Статья 10. Право на охрану здоровья
   
       Учитель  имеет  право  на  охрану здоровья,  реализуемое  путем
   проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических,  лечебно-
   профилактических   мероприятий  в   соответствии   с   национальным
   законодательством.
       Ежегодно   в   обязательном   порядке   проводится   бесплатное
   амбулаторное  медицинское обследование учителей  в  государственных
   лечебно-профилактических учреждениях.
       Учитель  имеет  право на санаторно-курортное лечение,  отдых  в
   пансионатах   и  на  туристических  базах  на  льготных   условиях,
   устанавливаемых правительством.
   
       Статья 11. Право на обеспечение земельными наделами
   
       Учитель,   проживающий  в  сельской  местности,  обеспечивается
   наравне  с  членами  крестьянских и фермерских  хозяйств  земельным
   наделом,   недвижимостью  и  иным  имуществом  в   соответствии   с
   национальным законодательством.
       Учителям, проживающим и работающим в районных центрах, поселках
   городского   типа,  городах  районного  и  областного   подчинения,
   предоставляется право на внеочередное строительство жилого  дома  и
   выделение дачного участка.
   
       Статья  12.  Право  на  отсрочку от призыва  на  действительную
   воинскую  службу  выпускников  педагогических  факультетов   высших
   профессиональных и средних профессиональных учебных заведений
   
       Выпускникам  педагогических факультетов высших профессиональных
   и  средних  профессиональных  учебных  заведений,  направленным  на
   работу  в  сельскую местность, на весь период трудовой деятельности
   в   сельских   школах,   дошкольных  или  внешкольных   учреждениях
   предоставляется  отсрочка  от призыва  на  действительную  воинскую
   службу.
   
       Статья 13. Право на поощрение
   
       За  достижение  высоких  результатов в  обучении  и  воспитании
   подрастающего поколения учитель может быть представлен  к  наградам
   уполномоченного  органа  государственного управления  образованием,
   ведомств и к государственным наградам.
   
       Статья 14. Фонды поддержки учителей
   
       Фонды    поддержки   учителей   формируются   в   установленном
   национальным   законодательством  порядке  за   счет   добровольных
   взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.
       Для   защиты   своих  интересов  учителя  могут   создавать   в
   установленном  национальным законодательством порядке  общественные
   объединения, ассоциации, фонды, дома учителя.
   
       Статья 15. Ограничение видов деятельности учителя
   
       Учитель не имеет права:
       - проводить религиозную или атеистическую пропаганду в школах;
       - организовывать политические группы, партии в школах;
       -     распространять    шовинистическую,    националистическую,
   милитаристскую идеологию;
       -  вовлекать школьников в забастовочное движение и политические
   акции;
       - осуществлять насильственные действия в отношении учащихся.
   
            Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ
   
       Статья 16. Обязанности учителя
   
       Учитель обязан:
       -   проводить  обучение  на  высоком  профессиональном  уровне,
   обеспечивать  усвоение учащимися учебной программы не  ниже  уровня
   государственных образовательных стандартов;
       -  проводить  учебно-воспитательную работу в  духе  уважения  к
   родителям,  старшим,  культурно-историческим ценностям  страны,  ее
   государственному  устройству,  воспитывать  бережное  отношение   к
   окружающей среде;
       -  утверждать  уважение  к  принципам общечеловеческой  морали:
   доброте,     трудолюбию,     гуманизму,    патриотизму,     правде,
   справедливости и другим добродетелям;
       -  постоянно  совершенствовать  свои  педагогические  знания  и
   мастерство;
       - уважать честь и достоинство учащихся;
       -    готовить   учащихся   к   сознательной   жизни   в    духе
   взаимопонимания, мира, согласия между народами;
       - содействовать развитию индивидуальных творческих способностей
   учащихся;
       - соблюдать требования педагогической и служебной этики.
   
       Статья  17.  Административная, гражданско-правовая и  уголовная
   ответственность учителя
   
       Учитель  за  совершение правонарушения несет ответственность  в
   соответствии с национальным законодательством.
   
                    Глава 4. ПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ
                КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ
   
       Статья 18. Подготовка учительских кадров
   
       В  государстве  профессиональную подготовку учительских  кадров
   осуществляют  профессиональные  педагогические  средние  и   высшие
   учебные заведения различных типов, видов и форм собственности.
       Профессиональное   педагогическое   учебное   заведение   несет
   ответственность за свою деятельность перед личностью,  государством
   и     обществом.    Контроль    за    соответствием    деятельности
   профессионального   педагогического   учебного   заведения   целям,
   предусмотренным   его  уставом,  осуществляют  в   пределах   своей
   компетенции      учредитель     (учредители)      профессионального
   педагогического   учебного   заведения   и   уполномоченный   орган
   государственного  управления  образованием,  выдавший  лицензию  на
   ведение образовательной деятельности.
       Прием    студентов    по   педагогической    специальности    в
   государственные  профессиональные педагогические учебные  заведения
   осуществляется на конкурсной основе по плану приема  на  подготовку
   специалистов в пределах государственного заказа в основном за  счет
   средств государственного бюджета.
   
       Статья  19. Повышение квалификации и переподготовка учительских
   кадров
   
       Государство   гарантирует  создание   условий   для   повышения
   квалификации   и  переподготовки  учителей  государственных   школ,
   дошкольных и внешкольных учреждений.
       Повышение  квалификации учителей осуществляется  по  договорам,
   заключенным   юридическими  лицами  с  центральными,  региональными
   институтами    усовершенствования   учителей,   высшими    учебными
   заведениями и научными организациями или учреждениями как  за  счет
   средств государственного бюджета, так и за счет юридических лиц.
       Государство  гарантирует  предоставление  учителям  и   научно-
   педагогическим   работникам   творческого   отпуска   для   научно-
   педагогической,        учебно-методической,       изобретательской,
   экспериментальной и экспертной деятельности.
       Порядок, виды и формы повышения квалификации учителей и научно-
   педагогических работников в части, не урегулированной  национальным
   законодательством, устанавливаются правительством.
   
                   Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья    20.    Обязанность    и    ответственность    органов
   государственной    власти,    органов   местного    самоуправления,
   предприятий,   учреждений,  организаций  и   должностных   лиц   по
   обеспечению реализации настоящего Модельного закона
   
       Органы  государственной власти, органы местного самоуправления,
   предприятия  и их объединения, учреждения, организации, должностные
   лица,  органы государственного управления образованием  в  пределах
   своих  полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию настоящего
   Модельного   закона.  Должностные  и  другие   лица,   виновные   в
   неисполнении   или   ненадлежащем   исполнении   обязанностей    по
   реализации  прав учителей, несут ответственность в  соответствии  с
   национальным законодательством.
       Вред,  причиненный  учителям незаконными  действиями  указанных
   органов   и   должностных   лиц  при   исполнении   ими   служебных
   обязанностей в области административного управления, возмещается  в
   полном объеме в соответствии с национальным законодательством.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz