ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2004 года
Дело N 82-Г04-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Соловьева В.Н.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 27 ноября 2004 года
гражданское дело по заявлению В. об отмене регистрации кандидата в
депутаты Курганской областной Думы четвертого созыва Б. по
кассационному представлению прокурора прокуратуры Курганской
области на решение Курганского областного суда от 17 ноября 2004
года, которым в удовлетворении заявления В. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, объяснения представителей избирательной комиссии
Курганской области В.П. Пшеничникова и Р.В. Вяткина, заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М.
Гермашевой, полагавшей решение суда оставить без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
постановлением Курганской областной Думы от 7 сентября 2004
года N 3649 назначены выборы депутатов Курганской областной Думы
четвертого созыва на 28 ноября 2004 года.
В., зарегистрированный кандидат в депутаты Курганской областной
Думы четвертого созыва, обратился в областной суд с заявлением об
отмене регистрации кандидата в депутаты Б., зарегистрированного
решением окружной избирательной комиссии одномандатного
избирательного округа N 14 от 15 октября 2004 года на основании
подписей избирателей, собранных в его поддержку.
В подтверждение требования указал, что на основании решения
избирательной комиссии Курганской области от 28 октября 2004 года
N 58/490-4 подписные листы, представленные кандидатом Б., были
направлены для проведения графологической экспертизы в экспертно-
криминалистический центр УВД Курганской области. Справкой эксперта
подтверждается, что дата подписей избирателей в подписных листах
выполнена одним лицом. В связи с тем что действующим избирательным
законодательством предусмотрено, что дату в подписном листе ставит
избиратель собственноручно, а невыполнение этого требования влечет
признание подписей избирателей недействительными, по мнению
заявителя, регистрация кандидата Б. подлежит отмене.
Выявленные при дополнительной проверке подписных листов
нарушения, по мнению заявителя, являются вновь открывшимися
обстоятельствами в соответствии с пп. "а" п. 5 ст. 76 Федерального
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судом принято вышеприведенное решение, об отмене которого и
принятии нового решения об удовлетворении требования В. просит в
кассационном представлении прокурор Курганской области. Считает,
что суд неправильно применил нормы материального права, дал
неправильную оценку собранным по делу доказательствам.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационного представления, возражения на кассационное
представление, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N
67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки
соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов,
достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей,
собранных в поддержку кандидата. Проверке могут подлежать все
представленные подписи или часть из этих подписей, но не менее 20
процентов от установленного законом необходимого для регистрации
кандидата, отобранных для проверки посредством случайной выборки.
В соответствии с положениями ст. 16 Закона Курганской области
"О выборах депутатов Курганской областной Думы" от 6 июня 2003
года (с последующими изменениями и дополнениями) после окончания
сбора необходимого количества подписей избирателей, но не позднее
окончания периода сбора подписей подписные листы передаются в
соответствующую избирательную комиссию, которая в течение 10 дней
проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных
листов, достоверности сведений об избирателях и подписей
избирателей, собранных в поддержку кандидата. По результатам
проверки соответствующая избирательная комиссия составляет
протокол об итогах проверки подписных листов с указанием оснований
(причин) признания подписей избирателей недостоверными и
недействительными. Соответствующая избирательная комиссия в
течение десяти дней со дня представления документов на регистрацию
обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата
требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата.
Избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы
с представлением о проверке достоверности сведений об избирателях,
о соблюдении порядка подписей избирателей.
Судом установлено, что Б. был зарегистрирован кандидатом в
депутаты Курганской областной Думы решением избирательной комиссии
от 15 октября 2004 года на основании подписей избирателей,
собранных в поддержку его кандидатуры.
Подписные листы, представленные Б. и послужившие основанием для
его регистрации кандидатом в депутаты, были направлены на проверку
28 октября 2004 года после регистрации Б. Между тем действующим
законодательством не предусмотрена повторная проверка подписных
листов. Федеральное и местное законодательство о выборах
ограничивает проверку определенным сроком, представляемым
избирательной комиссии для принятия решения о возможности
регистрации кандидата, и не допускает пересмотра закрепленных
протоколом итогов проверки подписных листов после принятия решения
о регистрации. При таком положении повторное исследование
подписных листов, представленных Б., не является юридически
значимым, и суд правильно не согласился с доводами В. об
обоснованности его требования.
В случае проведения повторной проверки подписных листов одного
из кандидатов будет нарушен закрепленный в ст. 39 названного
Федерального закона принцип равенства зарегистрированных
кандидатов.
В соответствии с пп. "а" п. 5 ст. 76 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата
может быть отменена судом по заявлению кандидата,
зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае
вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа
в регистрации, предусмотренным в п. 23 ст. 38 этого Закона.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из
того, что в данном случае нельзя признать вновь открывшимися
обстоятельствами сведения о том, что даты подписей избирателей в
подписных листах выполнены одним лицом.
В соответствии со сложившейся практикой под вновь открывшимися
обстоятельствами следует понимать такие обстоятельства, которые не
были и не могли быть известны заявителю; обстоятельства, на
которые ссылается заявитель в обоснование своего требования,
таковыми не являются. Суд правильно принял во внимание, что при
проверке подписных листов кандидата Б. доверенные лица кандидата
В. имели право знакомиться с материалами, в том числе и с
подписными листами, представленными Б. По утверждению Б., они
присутствовали на заседании избирательной комиссии при решении
вопроса о регистрации, замечаний никаких не высказали, согласились
с результатом проверки подписных листов.
Кроме того, из справки эксперта (л.д. 14) усматривается, что
ответить на вопрос в отношении некоторых цифровых записей даты
подачи подписей избирателей в категорической форме не
представляется возможным по причинам упрощенной конструктивной
сложности движений при выполнении цифровых записей.
Доводы кассационного представления о неправильном применении
судом норм материального права нельзя признать обоснованными.
Выводы суда основаны на законодательстве, регулирующем
поставленные в заявлении В. вопросы, и с учетом собранных по делу
доказательств.
Не могут служить поводом к отмене решения суда доводы
кассационного представления, направленные к иной оценке собранных
по делу доказательств. Суд дал оценку доказательствам по делу по
правилам ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Курганского областного суда от 17 ноября 2004 года
оставить без изменения, кассационное представление прокурора
прокуратуры Курганской области - без удовлетворения.
|