ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА
ПИСЬМО
от 25 ноября 2004 г. N 43-01-05-25/1700
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора направляет для
использования в работе разъяснения о порядке применения некоторых
нормативных правовых актов.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
(далее - Указ N 314) создана Федеральная служба финансово-
бюджетного надзора с передачей ей функций по контролю и надзору в
бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов Российской
Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 4 Постановления Правительства
Российской Федерации от 08.04.2004 N 198 "Вопросы Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора" (далее - Постановление N 198)
одной из основных функций Росфиннадзора является проведение
ревизий и проверок правомерности и эффективности использования
средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных
фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной
собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а
также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному
обращению руководителей правоохранительных органов федерального
уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов
Российской Федерации.
Согласно п. 3 распоряжения Правительства Российской Федерации
от 30.07.2004 N 1024-р контрольно-ревизионные органы и
территориальные органы по валютному контролю Минфина России
подчинены Росфиннадзору.
Вместе с тем до настоящего времени положение о территориальных
органах Росфиннадзора не принято, в связи с чем контрольно-
ревизионные органы Минфина России действуют на основании Положения
о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов
Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, утвержденном
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N
888 (далее - Положение о КРУ).
Таким образом, до реорганизации контрольно-ревизионных органов
Минфина России и принятия положения о территориальных органах
Росфиннадзора контрольно-ревизионные органы Минфина России
руководствуются в своей деятельности Положением о КРУ, которое
применяется в части, не противоречащей вышеуказанным нормативным
актам.
При поступлении в контрольно-ревизионные органы Минфина России
мотивированного обращения правоохранительных органов с требованием
проведения проверки организаций негосударственных форм
собственности руководители территориальных управлений
Росфиннадзора в ответе на данное обращение должны ссылаться на
Указ N 314, пп. 1 п. 4 Постановления N 198, а также на пп. 5.1.1,
5.1.3, 5.14.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного
надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.06.2004 N 278 (далее - Положение о Росфиннадзоре),
определяющие круг полномочий, за рамки которых территориальные
управления Росфиннадзора не могут выходить в своей деятельности, в
том числе при привлечении их к проверкам правоохранительными
органами.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1
"О Прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1)
прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе
требовать от руководителей и других должностных лиц, в том числе
федеральных служб, представления необходимых документов,
материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов
для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по
поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий
деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
При этом пунктом 4 указанной статьи Закона N 2202-1 установлено,
что должностные лица, в том числе федеральных служб, обязаны
приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о
проведении проверок и ревизий незамедлительно.
В соответствии со ст. 6 Закона N 2202-1 требования прокурора,
вытекающие из его полномочий, перечисленных в том числе в ст. 22
названного Закона, подлежат безусловному исполнению в
установленный срок. Неисполнение требований прокурора и
следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от
явки по их вызову влекут за собой установленную законом
ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ).
Пунктом 25 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N
1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) предусмотрено право
милиции требовать обязательного проведения проверок и ревизий
производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также
проводить их в пределах сроков, установленных уголовно-
процессуальным законодательством и законодательством об
административных правонарушениях для проверки сведений о
совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном
административном правонарушении. При этом согласно ст. 23 Закона N
1026-1 законные требования сотрудника милиции обязательны для
исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных
требований сотрудника милиции и действия, препятствующие
выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой
ответственность в установленном законом порядке (ст. 17.7 КоАП
РФ).
В соответствии со ст. 168 УПК РФ следователь вправе привлечь к
участию в следственном действии специалиста. В качестве
специалиста к участию в следственном действии привлекается лицо,
обладающее специальными знаниями, когда возникает необходимость в
использовании таких знаний для обнаружения и закрепления следов
преступления, изъятия имеющих значение для уголовного дела
предметов и документов, а также для формулирования вопросов перед
экспертом и консультирования следователя. При этом согласно п. 3
ст. 58 УПК РФ специалист вправе отказаться от участия в
производстве по уголовному делу, если он не обладает
соответствующими специальными знаниями.
Также в качестве специалиста в соответствии с п. 1 ст. 25.8
КоАП РФ может быть привлечено любое лицо, обладающее познаниями,
необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и
изъятии доказательств. Права и обязанности специалиста установлены
в п. п. 2 - 4 ст. 25.8 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение
требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных
федеральным законом, а равно законных требований следователя,
дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по
делу об административном правонарушении, влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц - от двадцати до
тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, при неисполнении законных требований прокурора,
следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего
производство по делу об административном правонарушении,
должностные лица могут быть привлечены к административной
ответственности в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ. При этом
следует отметить, что специалисты ТУ Росфиннадзора при привлечении
их к проведению ревизий и проверок в рамках следственных действий,
а также оперативно-розыскной деятельности не могут выходить за
рамки полномочий, установленных действующим законодательством, о
чем должно быть сообщено представителю правоохранительного органа,
привлекающего к проверке специалистов ТУ Росфиннадзора, со ссылкой
на указанные в п. 1 данного письма нормативно-правовые акты.
В части использования Инструкции "О порядке проведения ревизии
и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов
Российской Федерации", утвержденной Приказом Минфина России от
14.04.2000 N 42н (далее - Инструкция), и Положения о порядке
взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства
финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой
Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации
при назначении и проведении ревизий (проверок), утвержденного
совместным Приказом Минфина России, МВД России, ФСБ России от
07.12.1999 N 89н/1033/717 (далее - Положение о порядке
взаимодействия), сообщаем, что названные правовые акты в настоящее
время могут применяться в части, не противоречащей действующему
законодательству.
Таким образом, Инструкцию и Положение о порядке взаимодействия
следует применять с учетом Указа N 314, пп. 1 п. 4 Постановления N
198, пп. 5.1.1, 5.1.3, 5.14.2 Положения о Росфиннадзоре. При этом
рекомендуем при разработке должностных инструкций (регламента)
соответствующих подразделений Росфиннадзора, а именно при
определении полномочий должностных лиц, учитывать названные
положения Постановления N 198 и Положения о Росфиннадзоре.
И.о. Заместителя Руководителя
Н.А.МАЛАКОВ
|