ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2004 года
Дело N 56-Г04-27
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании 24 ноября 2004 года
гражданское дело по кассационным жалобам С-ка и С-ва на решение
Приморского краевого суда от 1 сентября 2004 года, которым им
отказано в удовлетворении заявления на бездействие избирательной
комиссии Приморского края и о возложении на нее обязанности
зарегистрировать инициативную группу по проведению местного
референдума.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
населением военного городка N 11, место дислокации с.
Воздвиженка Уссурийского района, входящего в состав муниципального
образования г. Уссурийск и Уссурийский район, образована
инициативная группа по проведению местного референдума по вопросу
образования муниципального образования на территории данного
городка.
17 июня 2004 года члены инициативной группы обратились в
избирательную комиссию Приморского края с ходатайством о
регистрации группы.
29 июня 2004 года члену инициативной группы С-к за подписью
председателя избирательной комиссии Приморского края был дан ответ
о том, что законодательством о выборах и референдумах не
предусмотрена возможность регистрации (отказа в регистрации)
избирательной комиссией Приморского края инициативных групп по
проведению местных референдумов. Право инициативы по вопросу
образования муниципального образования может быть реализовано
путем внесения соответствующего предложения инициативной группой в
Думу г. Уссурийск и Уссурийский район.
С-к, С-в обратились в суд с заявлением на бездействие
избирательной комиссии Приморского края.
В судебном заседании заявители уточнили требования, просили о
возложении обязанности на избирательную комиссию Приморского края
зарегистрировать инициативную группу по проведению местного
референдума. По мнению заявителей, военный городок, в котором они
проживают (городок Воздвиженка - исторически сложившееся
наименование), не входит в состав муниципального образования г.
Уссурийск и Уссурийский район, в связи с чем жители данного
населенного пункта лишены права на осуществление местного
самоуправления.
Представитель избирательной комиссии Приморского края возражала
против удовлетворения заявления и пояснила в суде, что в
соответствии с действующим региональным законодательством
регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума
вправе осуществить только избирательная комиссия муниципального
образования и только после проверки представительным органом
муниципального образования соответствия вопросов, предлагаемых для
вынесения на местный референдум.
Решением Приморского краевого суда от 1 сентября 2004 года в
удовлетворении заявления отказано.
В кассационных жалобах С-ка и С-ва поставлен вопрос об отмене
решения суда в связи с нарушением норм материального и
процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с Законом Приморского края N 161-КЗ от 14 ноября
2001 года "Об административно-территориальном устройстве
Приморского края" (ст. 12) администрацией Приморского края ведется
Реестр административно-территориальных единиц и населенных
пунктов. В данный Реестр внесена административно-территориальная
единица Уссурийский район, в состав которой входит с. Воздвиженка.
Согласно Уставу муниципального образования г. Уссурийск и
Уссурийский район (статья 1) в состав муниципального образования
г. Уссурийск и Уссурийский район входят г. Уссурийск, Уссурийский
район, которые включают 37 пунктов, объединенных в сельсоветы, в
том числе Воздвиженский: село Воздвиженка, станция Воздвиженская,
станция Лимичевка, поселок Тимирязевский.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ N 752-р от 1
июня 2000 г. место дислокации военных городков N 11 (в котором
проживают заявители) и N 4 - село Воздвиженка Уссурийского района.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в Приморском
крае создана необходимая правовая база, позволяющая определить
территории местного самоуправления. Кроме того, в г. Уссурийске и
Уссурийском районе уже создано муниципальное образование, Устав
которого не предусматривает создания в районе внутренних
муниципальных образований. В г. Уссурийске и Уссурийском районе
сформированы органы местного самоуправления, принят и
зарегистрирован в установленном порядке Устав муниципального
образования, в силу которого создание органов местного
самоуправления на нижестоящем уровне не предусмотрено. В состав
муниципалитета входит и сельская администрация Воздвиженская,
являющаяся территориальным подразделением администрации
муниципалитета.
То есть право жителей на местное самоуправление военного
городка (N 11), расположенного на территории сельской
администрации Воздвиженская, входящей в состав муниципалитета,
реализовано путем участия в формировании органов местного
самоуправления г. Уссурийск и Уссурийский район. Имеющееся у них
право создания собственного муниципального образования может быть
реализовано на основании федерального краевого законодательства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" местный референдум в Приморском крае
назначается в соответствии с федеральным и региональным
законодательством. Согласно пункту 4 статьи 14 этого Федерального
закона для назначения референдума инициативная группа по
проведению референдума должна представить в орган, установленный
Законом Приморского края, подписи участников референдума в
поддержку инициативы его проведения. Статья 36 данного
Федерального закона регулирует этап инициирования референдума с
момента образования инициативной группы до ее регистрации.
Законом Приморского края "О местном референдуме в Приморском
крае" от 5 января 2004 года N 97-КЗ установлен порядок назначения
и проведения местного референдума в Приморском крае.
В соответствии с п. п. 3, 6 статьи 21 данного Закона
Приморского края инициативная группа по проведению местного
референдума обращается с ходатайством о регистрации группы в
избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня
обращения инициативной группы действует в качестве комиссии
местного референдума. Избирательная комиссия муниципального
образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства
инициативной группы по проведению местного референдума обязана
рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять
решение о направлении документов в представительный орган
муниципального образования, уполномоченный принимать решение о
назначении местного референдума, либо отказать в регистрации
инициативной группы по проведению местного референдума.
При этом регистрация инициативной группы по проведению местного
референдума осуществляется избирательной комиссией муниципального
образования только после проверки представительным органом
муниципального образования соответствия вопросов, предлагаемых для
вынесения на местный референдум, требованиям действующего
законодательства (п. п. 7, 8 статьи 21 названного Закона
Приморского края).
Как правильно указал суд в решении, по смыслу приведенных
статей регистрацию инициативной группы по проведению местного
референдума осуществляет избирательная комиссия муниципального
образования.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не
обладает полномочиями по регистрации инициативной группы по
проведению местного референдума.
Следовательно, учитывая, что действия избирательной комиссии
Приморского края осуществлены в пределах ее полномочий, в
соответствии с ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и
Законом Приморского края "О местном референдуме в Приморском
крае", и не нарушают права и свободы заявителей, в удовлетворении
заявления С-ку и С-ву отказано обоснованно.
Вывод суда основан на анализе действующего законодательства,
мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать
его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Довод кассационных жалоб об отсутствии избирательной комиссии
муниципального образования не свидетельствует о незаконности
решения суда. В таком случае в соответствии с п. 4 ст. 24 ФЗ "Об
основных гарантиях..." полномочия избирательной комиссии
муниципального образования по решению соответствующей
избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на
основании обращения представительного органа местного
самоуправления этого муниципального образования, могут возлагаться
на территориальную комиссию.
Из материалов дела видно, что на территории места жительства
заявителей действует территориальная избирательная комиссия г.
Уссурийска и Уссурийского района.
Доводы заявителей о том, что городок Воздвиженка является
самостоятельным территориальным образованием, статус которого не
определен ни одним нормативно-правовым актом; на территории
городка Воздвиженка действующим муниципальным образованием не
решаются вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления, не
имеют правового значения в данном случае, поскольку предметом
спора являлся вопрос о полномочии избирательной комиссии
Приморского края по регистрации инициативной группы по проведению
местного референдума.
Нарушений судом норм процессуального права, которые бы привели
или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и
тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, судом не
допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 1 сентября 2004 года
оставить без изменения, кассационные жалобы С-ка и С-ва - без
удовлетворения.
|