ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2004 г. N 8
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко, проанализировав состояние обеспечения радиационной
безопасности населения от воздействия всех основных видов
источников ионизирующего излучения: техногенных, медицинских и
природных, по итогам радиационно-гигиенической паспортизации и
результатам представления форм государственного федерального
статистического наблюдения за дозами облучения населения за 2001 -
2003 годы, установил.
Требования Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О
радиационной безопасности населения" <*> и Постановлений
Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 93 "О
порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций
и территорий" <**> и от 16 июня 1997 г. N 718 "О порядке создания
единой государственной системы контроля и учета доз облучения
граждан" <***> в части организации радиационно-гигиенической
паспортизации и учета индивидуальных доз облучения населения до
настоящего времени не выполнены на территориях Республик Бурятия,
Дагестан, Ингушетия, Чеченской Республики и в Корякском автономном
округе.
------------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3,
ст. 141.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5,
ст. 688.
<***> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N
25, ст. 2940.
В 29 субъектах Российской Федерации дозы облучения населения
превышают федеральные показатели. Работа по снижению доз облучения
населения проводится в недостаточном объеме, что не позволяет
добиться необходимого эффекта. В первую очередь, это относится к
дозам облучения при использовании источников ионизирующего
излучения в медицинских целях и от природных источников.
В 2003 году с использованием рентгенологических методов
исследования было обследовано более 85 млн. человек, т.е. более
60% населения страны. В 28 субъектах Российской Федерации дозы
облучения пациентов выше федерального показателя - 0,97 мЗв в год.
Наиболее высокие они в Московской (2,71), Магаданской (1,56),
Амурской (1,28), Орловской (1,2) областях, Красноярском крае
(1,2), Республике Дагестан (1,26).
Остается высоким количество рентгеноскопических исследований,
доза облучения при которых значительно (в 2 - 3 раза) выше, чем
при других диагностических исследованиях. Наибольшее количество
рентгеноскопических процедур в 2003 году проведено в Московской
(1424900), Свердловской (159549), Пермской (159126) областях и г.
Москве (529434). За год по Российской Федерации этим методом
проведены более 5 млн. процедур.
Около 70% используемого медицинского рентгенодиагностического
оборудования устарело, гарантированные сроки его использования
закончились, что приводит к увеличению доз облучения пациентов при
проведении исследований.
Медленно внедряются в практику медицинских учреждений
инструментальные методы измерения доз облучения пациентов. Они
применяются только в 19 субъектах Российской Федерации. Полностью
отсутствуют статистические данные за 2003 год по дозам облучения
пациентов по 18 субъектам Российской Федерации.
До настоящего времени в 10 субъектах Российской Федерации не
организована работа по оценке доз облучения населения от природных
источников ионизирующего излучения, в том числе по Республикам
Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тыва, в которых природные
источники облучения в структуре доз занимают ведущее место. Не
представлены отчеты по государственным статистическим формам о
дозах облучения природными источниками за 2002 - 2003 год по
Волгоградской и Тверской областям, Корякскому, Ненецкому, Усть-
Ордынскому-Бурятскому автономным округам.
Увеличение доз облучения соответственно увеличивает
радиационный риск - вероятность возникновения у человека или его
потомства вредного эффекта в результате облучения. При этом
принимается, что облучение в коллективной эффективной дозе в 1
чел.-Зв приводит к потенциальному ущербу, равному потере 1 чел.-
года жизни населения.
В целях дальнейшего снижения доз облучения населения и
персонала до оптимально достижимых уровней облучения населения
Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от
30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" и от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О
радиационной безопасности населения" постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации:
1.1. Потребовать от руководителей организаций, использующих
источники ионизирующего излучения:
1.1.1. Не допускать работу с источниками ионизирующего
излучения без наличия лицензий на соответствующий вид
деятельности.
1.1.2. Обеспечить индивидуальный контроль доз облучения
персонала и их учет в соответствии с формами государственного
федерального статистического наблюдения.
1.2. Принять меры для обеспечения контроля за радиационной
безопасностью от воздействия природных источников ионизирующего
излучения населения при отводе земельных участков под
строительство жилых, общественных и производственных зданий,
производстве и использовании строительных материалов, минерального
сырья.
1.3. Предложить руководителям лечебно-профилактических
организаций независимо от их организационно-правовой формы
провести комплекс работ по снижению доз облучения пациентов при
использовании источников ионизирующего излучения в медицинских
целях.
1.4. Обсудить на заседаниях органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации итоги радиационно-гигиенической
паспортизации 2001 - 2003 годов, а также вопросы создания,
финансирования и ведения региональных банков доз облучения
населения.
1.5. Разработку планов по дальнейшему снижению доз облучения
населения и замене устаревшего рентгенодиагностического
оборудования на "низкодозовую" аппаратуру, в первую очередь, для
детских ортопедических и туберкулезных больниц и диспансеров как
наиболее облучаемой группы населения.
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
2.1. Принять меры по обеспечению в установленном порядке
контроля и учета индивидуальных доз облучения медицинского
персонала, непосредственно работающего с источниками ионизирующего
излучения, и пациентов.
2.2. Организовать информирование пациентов о дозах облучения
при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
2.3. Провести анализ доз облучения пациентов и разработать на
2005 год и перспективу до 2010 года мероприятия по их снижению.
2.4. Не допускать использование рентгенодиагностического
оборудования без санитарно-эпидемиологического заключения на
аппарат и определителя доз облучения пациентов на аппараты для
рентгеноскопических исследований, в связи с чем при покупке
убедиться в их наличии.
3. Главным государственным санитарным врачам в субъектах
Российской Федерации:
3.1. Повысить требовательность к руководителям организаций,
использующим источники ионизирующего излучения, по контролю и
учету индивидуальных доз облучения населения.
3.2. Установить контроль за выполнением в установленном порядке
сроков представления и качеством информации форм государственного
федерального статистического наблюдения.
3.3. Обеспечить своевременное информирование органов
государственной власти в субъектах Российской Федерации о дозах
облучения населения с предложениями мероприятий по их дальнейшему
снижению и состоянию радиационной безопасности на объектах,
использующих источники ионизирующего излучения, и территории
субъекта Российской Федерации.
3.4. Просить руководителей средств массовой информации
регулярно освещать вопросы состояния радиационной безопасности
населения, организовать публикации радиационно-гигиенических
паспортов субъектов Российской Федерации и паспорта России с
комментариями и разъяснениями специалистов.
3.5. Довести текст настоящего Постановления до сведения всех
заинтересованных лиц и организаций.
3.6. Доложить о мерах по выполнению мероприятий до 30 сентября
2005 года.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|