ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 ноября 2004 г. N 21-12/7958
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 376 ТК РОССИИ
В целях единообразного применения таможенными органами
таможенного законодательства Российской Федерации направляем
разъяснения Правового управления по вопросам применения положений
статьи 376 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14, пунктами 3 и 5 статьи 153
Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России)
проверка возможной недостоверности сведений, заявленных в
таможенной декларации, может проводиться таможенными органами
любым способом, в порядке и на условиях, предусмотренных ТК
России. Из этого следует, что при оценке возможности применения
той или иной формы таможенного контроля следует исходить из
положений глав 34 и 35 ТК России. При этом согласно статье 153 ТК
России выпуск товаров не может зависеть от окончания проведения
указанной проверки. Условиями выпуска согласно пунктам 3 и 5
указанной статьи могут быть только представление документов,
подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений. При
выполнении лицом, декларирующим товары (декларант или таможенный
брокер (представитель) - абзац второй пункта 1 статьи 124 ТК
России), данных условий выпуск товаров должен быть произведен
таможенным органом в сроки, предусмотренные абзацем вторым пункта
6 статьи 153 ТК России, вне зависимости от завершения к этому
времени проведения проверки.
Согласно статье 376 ТК России таможенная ревизия представляет
собой проверку факта выпуска товаров, а также достоверности
сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах,
представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих
сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами,
с другой информацией лиц, указанных в данной статье. Учитывая
использованную законодателем грамматическую конструкцию "а также"
и причастие несовершенного вида "представляемых", грамматическое
толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что
таможенная ревизия в части проверки достоверности сведений,
указанных в таможенной декларации и иных документах, может
проводиться вне зависимости от факта выпуска товаров.
Вместе с тем, учитывая установленную в настоящее время
процедуру декларирования, до выпуска товаров в зависимости от
условий поставки бухгалтерский учет лица, декларирующего товары,
может не содержать данных, необходимых для сопоставления с
заявленными при декларировании сведениями. В дальнейшем, принимая
во внимание международную практику, федеральным министерством,
уполномоченным в области таможенного дела, может быть установлена
упрощенная форма декларирования путем отражения соответствующих
сведений в своем бухгалтерском учете (см., например, статью 76
Таможенного кодекса Европейских Сообществ). Согласно данной
процедуре отдельный специальный документ для таможенных целей
декларантом не составляется, проверка факта декларирования и
достоверности сведений проводится с использованием информационных
технологий с удаленным доступом к автоматизированной системе
бухгалтерского учета декларанта. В этом случае наиболее приемлемой
формой таможенного контроля будет являться общая таможенная
ревизия.
В связи с изложенным при принятии решения о проведении
таможенной ревизии до выпуска товаров следует учитывать, во-
первых, пункт 3 статьи 14 ТК России и, во-вторых, определять
возможность проведения сопоставления данных исходя из условий
перемещения товаров через таможенную границу.
В случае возникновения вопросов по применению норм ТК России по
направлениям деятельности инспекционных подразделений запросы с
целью их разъяснения просим направлять непосредственно в
Управление таможенной инспекции.
И.о. начальника Управления
таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
Н.Н.ШИТОВА
|