ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2004 г. N ГКПИ2004-1296
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению закрытого акционерного общества "Татойлгаз" о признании
недействующим и не подлежащим применению абзаца второго п. 5.1
"Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных
бумаг", утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг от 2 июля 2003 года N 03-32/пс,
установил:
В соответствии с абзацем вторым пункта 5.1 "Положения о
раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг",
утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг от 2 июля 2003 года N 03-32/пс, обязанность осуществлять
раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке,
предусмотренном настоящим Положением, распространяется на
эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена
регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг.
Закрытое акционерное общество "Татойлгаз" обратилось в
Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением,
просило признать недействующим и не подлежащим применению
Положение в оспариваемой части.
При этом заявитель считает, что данной нормой возложена
обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального
отчета, которая не вытекает из пункта 2 ст. 19 Федерального закона
"О рынке ценных бумаг" и Федерального закона от 26 декабря 1995 г.
N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В судебном заседании представитель закрытого акционерного
общества "Татойлгаз" А.И. Шадский поддержал требования по
указанным в заявлении основаниям, пояснив, что по существу
разделяет изложенную в возражениях позицию. Однако с этой точкой
зрения не согласны контролирующие органы на местах, что повлекло
привлечение их общества к ответственности, а поэтому он настаивает
на удовлетворении заявления.
Представители Федеральной службы по финансовым рынкам С.М.
Астахов и В.Н. Копенкин просили заявление оставить без
удовлетворения, поскольку последняя редакция оспариваемой части
Положения не возлагает на закрытые акционерные общества
обязанность раскрытия информации в форме ежеквартального отчета в
отличие от ранее действовавшей, за исключением случая, указанного
в абзаце пятом пункта 5.1 Положения.
Заслушав представителя закрытого акционерного общества
"Татойлгаз" А.И. Шадского, представителей Федеральной службы по
финансовым рынкам С.М. Астахова и В.Н. Копенкина, представителя
Министерства юстиции Российской Федерации Е.П. Гончаренко,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Е.Л. Воскобойниковой, просившей заявление оставить без
удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит
оснований к удовлетворению заявления.
Согласно ст. 42, 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года
N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998
г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29
июня, 28 июля 2004 г.) на Федеральную комиссию по рынку ценных
бумаг возлагается обязанность обеспечивать раскрытие информации о
зарегистрированных выпусках ценных бумаг.
В соответствии с абзацами четвертым и пятым ст. 30 Федерального
закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в
случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан
осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета
эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет).
При этом в силу абзаца первого п. 2 ст. 19 Федерального закона
от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с
последующими изменениями) государственная регистрация выпуска
(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается
регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных
бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди
круга лиц, число которых превышает 500.
В то же время в соответствии абзацем 7 ст. 19 Федерального
закона "О рынке ценных бумаг" до внесения изменения в нее
Федеральным законом от 28 декабря 2002 года N 185-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих
организациях" было предусмотрено, что при эмиссии ценных бумаг
регистрация проспекта эмиссии производится при размещении
эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев,
число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем
эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, оспариваемая часть п. 5.1 "Положения о раскрытии
информации эмитентами эмиссионных "ценных бумаг" полностью
соответствует вышеуказанным нормам закона в последней редакции,
принята в пределах предоставленных полномочий федеральным органом
исполнительной власти по рынку ценных бумаг, во исполнение
требования о необходимости разработки и утверждения необходимых
нормативных правовых актов, изложенного в абзаце 2 ст. 2
Федерального закона от 28 декабря 2002 года N 185-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих
организациях".
При этом следует учитывать, что в соответствии с данной
редакцией оспариваемого абзаца на закрытые акционерные общества не
возлагается обязанность раскрытия информации путем публикации
ежеквартального отчета, за исключением случая, предусмотренного
абзацем пятым этого же пункта Положения. В соответствии с абзацем
пятым обязанность раскрытия информации имеется у эмитентов, ценные
бумаги которых обращались на торгах фондовых бирж и/или у иных
организаторов торговли на рынке ценных бумаг на момент вступления
в силу Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих
организациях" в случае, если такие ценные бумаги не были исключены
из списков ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже
и/или у иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Как следует из представленных письменных доказательств, за
нарушение, связанное с раскрытием информации, заявитель
действительно был привлечен к ответственности.
Законность такого привлечения может быть проверена при
обращении заявителя в соответствующий суд и на выводы о
соответствии данного нормативного правового акта действующему
законодательству не влияет.
В связи с этим оснований к удовлетворению заявления не имеется,
поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах
полномочий Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и не
противоречит федеральным законам.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный
Суд Российской Федерации
решил:
заявление закрытого акционерного общества о признании
недействующим и не подлежащим применению абзаца второго п. 5.1
"Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионный ценных
бумаг", утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг от 2 июля 2003 года N 03-32/пс, оставить без
удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
изготовления в окончательной форме.
|