МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 11 ноября 2004 г. N 8.15-1448
ИНФОРМАЦИЯ О СЕРЬЕЗНОМ АВИАЦИОННОМ ИНЦИДЕНТЕ
С САМОЛЕТОМ ИЛ-76ТД 4K-AZ31
14.09.2004 экипаж самолета Ил-76ТД 4K-AZ31 авиакомпании "Silk
Way" Азербайджанской Республики в составе КВС Малиева А.П.,
второго пилота Джумаева Р.И., штурмана Алиева Р.М., бортинженера
Кавкази В.К., бортрадиста Мухортова Б.Д., бортоператора Гамидова
Ш.Б. выполнял полет по маршруту Баку - Эйндховен (Голландия).
Взлетный вес самолета составлял 175 т, центровка 27% САХ, что не
выходило за установленные ограничения.
На 11-й минуте полета, в режиме набора высоты, на высоте около
3000 метров произошел отказ двигателя 3-й СУ из-за разрушения вала
турбины низкого давления в основании галтельного перехода
центральной части вала к фланцу крепления диска 3-й ступени
турбины, что привело к его раскрутке и разрушению. Процесс
разрушения носил скоротечный характер без предупредительных
признаков и сигнализации экипажу.
Нелокализованное разрушение турбины 3-й СУ привело к разрушению
корпуса 3-го двигателя в районе турбины низкого давления, топливно-
масляного радиатора 4-го двигателя, трубопровода топливной системы
3-го и 4-го двигателей, правого борта фюзеляжа в районе 29 - 31
шпангоутов и носка средней части крыла, в результате чего пробита
гидравлическая трубка высокого давления и деформирован трубопровод
низкого давления. Повреждение трубопроводов топливной системы
двигателей разлетающимися деталями ТНД привело к возникновению
пожара внутри двигателя 3 СУ и подкапотном пространстве на
двигателях 3 и 4 СУ.
Падение оборотов двигателей 3-й и 4-й СУ произошло практически
одновременно, сработала сигнализация "Пожар" на главном табло,
красное сигнальное табло места пожара "Пож. в гонд." 3-го
двигателя. При этом был слышен металлический удар. Через 20 секунд
после отказа 3-й СУ произошло падение давления во 2-й ГС.
С началом появления особой ситуации в полете и до посадки
активное пилотирование ВС выполнял КВС. Он принял решение о
выполнении посадки на аэродроме вылета и через 11 секунд после
возникновения особой ситуации приступил к выполнению левого
разворота. Диспетчерская служба УВД Международного аэропорта
Гейдар Алиев (Баку) обеспечила внеочередной заход на посадку с
обратным курсом.
Бортовой инженер ВС Кавкази В.К. доложил о пожаре на 3-м
двигателе и установил, что огнетушитель 1-й очереди пожаротушения
разрядился в подкапотное пространство двигателя 3-й СУ
автоматически.
Табло "Пожар", "Пож. в гонд." продолжали гореть, поэтому
бортинженер вручную разрядил огнетушитель 2-й очереди
пожаротушения в подкапотное пространство двигателя 3-й СУ.
Примерно через 30 секунд вновь сработало табло "Пожар",
свидетельствовавшее о пожаре на 4-м двигателе.
Бортовой инженер выключил двигатель 4-й СУ и разрядил
огнетушитель 3-й очереди пожаротушения в подкапотное пространство
двигателя.
Экипаж произвел выпуск шасси от основной гидросистемы и от
ручки аварийного выпуска. В процессе захода на посадку была
выпущена механизация в положение: предкрылки 25-, закрылки 30-.
Посадочный вес ВС составил 171,1 т, центровка 27,5% САХ. Пролет
района внешнего маркера, расположенного на удалении 4250 метров,
был выполнен на высоте 280 метров (с превышением в 50 метров) и
скорости 300 км/ч. Посадка на двух работающих двигателях была
выполнена через 16 минут после отказа двигателей. На пробеге был
включен реверс 1 и 2 двигателей. Данный режим работы двигателей
использовался до конца пробега.
За время эксплуатации двигателей Д-3ОКП/КП-2 было зафиксировано
2 случая разрушения вала ТНД, приведшие к инциденту 14.12.1988 с
самолетом Ил-76 ЦУ МВС и катастрофе 17.10.1989 самолета Ил-76 ВТА
ВВС. Разрушение вала ТНД происходило в зоне межвального
роликоподшипника (передняя опора ТНД) из-за разрушения самого
межвального подшипника, сопровождающегося заклинением
маслоуплотнительной втулки на валу ротора высокого давления и
трением ее внутренней поверхности о вал ротора низкого давления.
Разрушение вала ТНД в основании галтельного перехода 3-й
ступени турбины встретилось впервые и является производственным
дефектом. Предварительное заключение по результатам исследования
фрагмента вала ТНД указывает на усталость металла в месте
разрушения вала.
Комиссия продолжает работу.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов ВТ Минтранса России
довести настоящую информацию до руководителей подконтрольных
организаций гражданской авиации.
2. Руководителям авиапредприятий и авиакомпаний:
2.1. Изучить со всем летным и инженерно-техническим составом
обстоятельства серьезного инцидента с самолетом Ил-76ТД 4K-AZ31 в
аэропорту Баку.
2.2. Совместно с руководителями УТЦ при очередных тренировках
экипажей на тренажерах предусмотреть отработку действий при пожаре
двигателя, пожаре на ВС и отказе более чем одного двигателей.
Начальник Управления инспекции
по безопасности полетов
В.А.РУДАКОВ
|