ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2004 г. N ВКПИ04-110
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре -
капитане юстиции Ушаковой М.В.,
с участием заявителя З.,
представителей ответчика
Министра обороны
Российской Федерации Флягина А.В.
и Радько В.Ю.,
старшего военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению гражданина З. о признании недействующим Руководства по
организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства
обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 80 от 12
марта 2003 года "Об утверждении Руководства по организации работы
высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской
Федерации",
установила:
З. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором
указывает, что оспариваемый им нормативный правовой акт в части
введения нового вида учебного подразделения - цикл противоречит
Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" и Постановлениям Правительства РФ "Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении)
Российской Федерации" и "Об утверждении Типового положения о
военном образовательном учреждении высшего профессионального
образования".
При этом он указывает, что Закон не делит должности
педагогического состава в зависимости от типа реализуемых учебных
программ и преподаваемых дисциплин. По мнению заявителя, Перечень
структурных подразделений учебных заведений, предусмотренный
указанными Типовыми положениями, является исчерпывающим и
расширительному толкованию не подлежит. В связи с этим введение
обжалуемым нормативным актом нового структурного подразделения -
цикл на законе не основано.
З. настаивает на том, что обжалуемый нормативный акт нарушает
его права, поскольку на его основании военный суд отказал ему в
удовлетворении заявления о выплате денежного содержания по новым
тарифным разрядам, установленным профессорско-преподавательскому
составу кафедр высших военно-учебных заведений Приказом Министра
обороны РФ N 99-2001 г.
З. в судебном заседании полностью поддержал свое заявление и
просил признать незаконным оспариваемый им Приказ Министра обороны
РФ.
Представители Министра обороны РФ Флягин А.В. и Радько В.Ю.
возражали против удовлетворения заявления З., указав, что
указанные акты позволяют иметь в высшем военном учебном заведении
не только факультеты и кафедры, но и иные структурные учебные
подразделения, поэтому Приказ Министра обороны N 80 от 12 марта
2003 года является законным.
Выслушав выступление заявителя З., представителей Министра
обороны РФ Флягина А.В. и Радько В.Ю., исследовав материалы дела и
заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной
военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего
необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия
Верховного Суда РФ находит, что заявление З. не подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" N 125-ФЗ от 22
августа 1996 года высшие учебные заведения самостоятельны в
формировании своей структуры, за исключением их филиалов. Статус и
функции структурного подразделения высшего учебного заведения
определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном
уставом высшего учебного заведения.
Аналогичная норма содержится в п. 17 Постановления
Правительства РФ от 5 апреля 2001 года N 264 "Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении)
Российской Федерации".
Пунктом 15 указанного Типового положения предусмотрено, что в
состав высшего учебного заведения входят кафедры по отраслям
знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов.
Высшее учебное заведение может иметь филиалы, представительства,
научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро,
аспирантуру, интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные
подразделения дополнительного профессионального образования,
внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и
курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры,
общежития, клинические базы и другие структурные подразделения.
Типовым положением об образовательном учреждении высшего
профессионального образования установлено, что деятельность
военного образовательного учреждения высшего профессионального
образования регулируется соответствующим типовым положением,
утвержденным Правительством Российской Федерации.
Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего
профессионального образования утверждено Постановлением
Правительства от 18 июня 1999 г. N 650.
Учредителем высших учебных заведений, реализующих военные
профессиональные образовательные программы (военно-учебных
заведений), в силу ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона
может быть только Правительство Российской Федерации.
Вместе с тем Правительство РФ Постановлением от 18 июня 1999
года N 650 (п. 2 Типового положения о военном образовательном
учреждении высшего профессионального образования) делегировало
свои полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего
военно-учебного заведения федеральным органам, в которых законом
предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 6 указанного Типового положения в
состав высшего военно-учебного заведения могут входить кафедры и
факультеты по направлениям (специальностям) подготовки офицеров.
Высшее военно-учебное заведение может иметь филиалы, научные и
научно-исследовательские подразделения, подразделения слушателей и
курсантов, подразделения послевузовского и дополнительного
профессионального образования, учреждения (организации)
обеспечения и другие структурные подразделения.
Указанный нормативный правовой акт предусматривает, что
структурное подразделение высшего военно-учебного заведения не
является юридическим лицом, а его статус и функции определяются
положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом
высшего военно-учебного заведения. Структура и штат высшего военно-
учебного заведения разрабатываются на основе типовых штатов высших
военно-учебных заведений и утверждаются в порядке, установленном
нормативными правовыми актами федерального органа.
Устав высшего военно-учебного заведения в силу пункта 18
указанного Типового положения принимается общим собранием
(конференцией) руководящего, научно-педагогического состава, а
также представителей других категорий постоянного и переменного
состава высшего военно-учебного заведения и утверждается
руководителем федерального органа.
Руководство по организации работы высшего военно-учебного
заведения Министерства обороны Российской Федерации утверждено
Приказом Министра обороны РФ от 12 марта 2003 года N 80 (далее -
Руководство).
В соответствии с указанным Руководством высшее военно-учебное
заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством
Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской
Федерации. Полномочия учредителя после создания (реорганизации)
высшего военно-учебного заведения выполняет Министерство обороны.
Пунктом 7 Руководства предусмотрено, что структура и штат
военно-учебного заведения разрабатываются на основе задач,
возложенных на вуз, и типовых штатов вузов. Штатная численность
слушателей, курсантов, докторантов и адъюнктов вуза
устанавливается Министром обороны Российской Федерации.
В указанном пункте Руководства установлено, что к основным
структурным учебно-научным подразделениям высшего военно-учебного
заведения относятся факультеты, кафедры, циклы.
Согласно пункту 10 данного Руководства кафедра является
основным учебно-научным подразделением высшего военно-учебного
заведения, а цикл - учебно-методическим подразделением,
создаваемым в высшем военно-учебном заведении, реализующим
профессиональные образовательные программы среднего
профессионального образования.
Анализ приведенных норм нормативных правовых актов позволяет
прийти к следующим выводам.
Вопреки утверждению заявителя, перечень структурных
подразделений высших учебных заведений, содержащийся в Типовых
положениях, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 18
июня 1999 года N 650 и от 5 апреля 2001 года N 264, исчерпывающим
не является, так как в них оговорена возможность создания в ВУЗах
других структурных подразделений.
Поскольку Министерство обороны РФ обладает полномочиями
учредителя после создания (реорганизации) высших военно-учебных
заведений, в том числе по утверждению их Уставов, а также
полномочиями по разработке и утверждению как типовых, так и штатов
конкретных ВВУЗов, оно правомочно издавать нормативные правовые
акты, устанавливающие возможность создания в высших военно-учебных
заведениях структурных подразделений, которые не содержатся в
перечне Типовых положений.
Более того, создание в высших военно-учебных заведениях циклов
обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии с п. 11
Типового положения о военном образовательном учреждении высшего
профессионального образования и п. 16 Руководства военные
институты и филиалы высших военно-учебных заведений могут
реализовывать профессиональные образовательные программы среднего
профессионального образования.
Что же касается дифференциации в оплате труда
преподавательского состава ВВУЗов в зависимости от занимаемой
должности, то данное обстоятельство не может свидетельствовать о
незаконности оспариваемого заявителем нормативного акта, поскольку
регулируется иными нормативными правовыми актами.
На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что
оспариваемый заявителем нормативный акт по указанным в заявлении
З. основаниям не противоречит названным Федеральному закону и
Постановлениям Правительства РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная
коллегия Верховного Суда РФ
решила:
З. о признании недействующим Руководства по организации работы
высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ,
утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 80 от 12 марта 2003
года "Об утверждении Руководства по организации работы высшего
военно-учебного заведения Министерства обороны Российской
Федерации", отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК
|