МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 ноября 2004 г. N АН-92-р(фс)
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ
С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-24622
14 сентября 2004 г. перед началом полетов с площадки
туристского лагеря, расположенной в 40 километрах севернее КТА
Нижняя Пеша Ненецкого автономного округа, произошло опрокидывание
на левый борт вертолета Ми-8Т RA-24622. В результате на воздушном
судне были разрушены хвостовая и концевая балки, лопасти и втулка
несущего винта, повреждены главный редуктор, подредукторная рама и
трансмиссия. Экипаж и авиатехник, находившиеся на борту, не
пострадали. Пассажиров на борту не было. Обломком лопасти несущего
винта был смертельно травмирован турист, находившийся в палатке-
столовой. Четыре других туриста получили травмы различной степени
тяжести.
Вертолет Ми-8Т RA-24622 принадлежит ОАО "2-й Архангельский
ОАО". Экипаж в составе командира воздушного судна С.А. Варзугина,
второго пилота В.Ю. Рогова и бортмеханика Н.Н. Хотенова выполнял
полеты с целью доставки туристов к местам рыбной ловли.
13.09.2004 после посадки вертолета на площадку для ночевки,
перед выключением авиагоризонтов и двигателей по данным СAPПП-12ДМ
вертолет имел левый крен 2,5-. Посадочная площадка представляла
собой размокшую тундровую поверхность. По объяснению бортмеханика:
"Так как шел дождь, для подстраховки под подкосы основных стоек
шасси подложили бревна".
В день происшествия 14.09.2004 экипаж имел задание на перевозку
группы туристов к новому месту рыбалки. На момент происшествия
согласно расчетам, фактическим данным аэропорта Нижняя Пеша и
показаниям свидетелей скорость ветра с направлением 250 градусов
составляла 10 м/сек. с порывами 14 м/сек., что превышало
ограничения РЛЭ. По объяснениям членов экипажа, после запуска
двигателей КВС принял решение развернуть вертолет против ветра,
при этом направление и скорость ветра экипаж не учитывал. Так как
вертолет подкосами основных стоек жестко опирался на подложенные
деревянный брус и бревно, а колеса вертолета были заблокированы в
грунте, то вертолет, до определенного момента, не мог перемещаться
и разворачиваться от меняющихся по величине сил и моментов и,
следовательно, КВС не мог действовать органами управления
вертолета адекватно происходящему процессу раскрутки НВ. К концу
ввода коррекции и выходу НВ на рабочие обороты из-за
увеличивающегося опрокидывающего момента вертолета, недостаточной
прочности грунта рабочей поверхности площадки и действия
порывистого ветра в правый борт левый крен вертолета по показаниям
САРПП-12ДМ достиг 3-. В данном случае, как этого требует п.
4.14.18 Предупреждения, п. 2 РЛЭ Ми-8Т, экипаж двигатель не
выключил и после выхода НВ на рабочие обороты KBС стал увеличивать
общий шаг НВ. При достижении общего шага НВ 3,3- левый крен
вертолета достиг 4- и в дальнейшем вертолет начал резко крениться
на левый борт. В результате соударения лопастей НВ о грунт
вертолет развернулся влево на 50- и опрокинулся на левый борт.
25.08.2004 аналогичное авиационное происшествие произошло в
ФГУП "Нарьян-Марский ОАО" Архангельского МТУ ВТ Минтранса России с
вертолетом Ми-8Т RA-25141. Накануне вечером экипаж в составе
командира воздушного судна Я.Н. Меньшакова, второго пилота О.А.
Белозерова и бортмеханика С.Е. Бойкова произвел посадку на
площадку, подобранную с воздуха в районе метеостанции с А-23- и Д-
144 от г. Нарьян-Мар, и остался на ночевку. Площадка представляла
собой оттаявший грунт глубиной до 40 см, ниже находилась вечная
мерзлота. Грунт был покрыт мхом высотой от 7 см до 16 см. За время
стоянки вертолета ночью левая стойка шасси увязла в грунте на
глубину около 1/3 диаметра колеса. Утром 25.08.2004 по заявке
заказчика планировался вылет в г. Нарьян-Мар. Ветер с направлением
180- - 200- и скоростью 8 м/сек., порывы 12 м/сек., не позволял
выполнить взлет с курсом стоянки вертолета. Для производства
взлета экипаж принял решение развернуть вертолет против ветра,
запустил двигатели и увеличил обороты НВ до 96%. При попытке
развернуть вертолет началось кренение влево с последующим
опусканием "носа". В дальнейшем произошло касание лопастями НВ
поверхности площадки с последующим соударением с хвостовой балкой.
В процессе разрушения хвостовой балки возник пожар. Экипаж и
пассажиры покинули воздушное судно, которое затем полностью
сгорело. Расследование по данному авиационному происшествию
продолжается.
Два аналогичных авиационных происшествия в течение одного
месяца свидетельствуют о некачественной профилактической работе
руководства Архангельского МТУ ВТ Минтранса России и
неудовлетворительном контроле за организацией летной работы в
подконтрольных Архангельскому МТУ авиапредприятиях.
Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-24622
явилось сочетание следующих факторов:
- в нарушение п. 2.6.7 РЛЭ вертолета Ми-8Т полеты были
организованы командованием летного отряда на посадочную площадку,
прочность грунта которой не соответствовала установленным
требованиям;
- в Инструкции по производству полетов на данной площадке
(утверждена КЛО 22.07.2003) не указаны требования к прочности
грунта при базировании на ней воздушных судов;
- в нарушение п. 10.1.12 НПП ГА-85 и РЛЭ вертолета Ми-8Т п.
2.6.7 работы по обеспечению длительной стоянки вертолета и
оборудованию посадочной площадки твердым покрытием выполнены не
были. При заключении договора на выполнение работ заказчику эти
необходимые требования также были не выдвинуты;
- попытка экипажа выполнить разворот вертолета при боковом
ветре, выходящем за пределы летных ограничений, предусмотренных п.
2.5.2 РЛЭ вертолета Ми-8Т;
- несвоевременные действия КВС по выключению двигателей,
предусмотренные п. 4.14.18 Предупреждения, п. 2 РЛЭ вертолета Ми-
8Т, после увеличения крена более 3-;
- низкий уровень профилактической работы командно-летного
состава ОАО "2-й Архангельский объединенный авиаотряд" (меры
профилактического характера после авиационного происшествия в
Нарьян-Марском авиапредприятии приняты не были).
В целях исключения подобных случаев предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта
Минтранса России:
1.1. Настоящее распоряжение довести до руководителей
подконтрольных авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты.
1.2. Запретить в подконтрольных авиапредприятиях базирование и
ночевки вертолетов в летнее время на площадках, не соответствующих
установленным требованиям п. 2.6.7 РЛЭ Ми-8Т.
2. Руководителям авиапредприятий:
2.1. Настоящее распоряжение изучить со всем летным составом,
персоналом инженерно-технической службы и специалистами
аэродромной службы, выполняющими полеты на вертолетах.
2.2. Организовать с летным составом, выполняющим полеты на
вертолетах, теоретические занятия на тему "Аэродинамическое
обоснование летных ограничений вертолетов" в соответствии с
разделами 2.5 и 4.14 РЛЭ Ми-8Т.
2.3. При проведении сезонной подготовки особое внимание уделить
на знание летным составом вертолетов эксплуатационных ограничений,
установленных правил выполнения полетов в условиях попутно-
бокового ветра. Провести разовую тренировку летного состава по
выполнению взлета (посадки) в естественных условиях при попутно-
боковом ветре.
2.4. Потребовать от летного состава при выполнении полетов на
площадки с малопрочным грунтом неукоснительного выполнения
требований пунктов 4.14.17, 4.14.18 РЛЭ Ми-8Т.
2.5. Командно-летному составу авиапредприятий совместно со
специалистами аэродромной службы провести облет и проверку
состояния вертолетных площадок (использующихся для выполнения
полетов вертолетов) на предмет их пригодности и соответствия
"Инструкциям по производству полетов".
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО
|