КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 ноября 2004 г. N 343-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 261 ТРУДОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.
Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В.
Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Советского районного суда города
Красноярска,
установил:
1. В ходе подготовки к судебному разбирательству дела по иску
гражданки Т.В. Табаковой о восстановлении на работе и взыскании
заработной платы за время вынужденного прогула Советский районный
суд города Красноярска (первая постоянная сессия в поселке
Солнечном) установил, что истица, будучи беременной, отсутствовала
на работе в течение пяти дней без предоставления работодателю
больничного листа (или медицинского заключения об освобождении от
работы) и вследствие этого была уволена за прогул.
Придя к выводу о том, что подлежащая применению в деле часть
первая статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно
которой расторжение трудового договора по инициативе работодателя
с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев
ликвидации организации, как не допускающая расторжение трудового
договора по инициативе работодателя с беременными женщинами,
совершившими однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (в
данном случае - прогул), не соответствует статьям 8, 19 (части 1 и
2), 35 (часть 2), 37 (часть 1), 41 (часть 1), 46 (часть 1) и 55
(часть 3) Конституции Российской Федерации, Советский районный суд
города Красноярска приостановил производство по делу и обратился в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке ее
конституционности.
2. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу
экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и
защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и
иных форм собственности в качестве основ конституционного строя
Российской Федерации (статья 8) и закрепляет право каждого на
свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности (статья 34, часть 1), а также право каждого иметь
имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться
им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35,
части 1 и 2).
Приведенные конституционные положения предполагают наличие у
работодателя (физического или юридического лица) правомочий,
позволяющих ему в целях осуществления экономической деятельности и
управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность
принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка,
увольнение персонала). Поэтому законодатель, предусматривая в
соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской
Федерации гарантии трудовых прав работников, в том числе
направленные против возможного произвольного увольнения, не вправе
устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые
ведут к искажению самого существа свободы экономической
(предпринимательской) деятельности, - иное противоречило бы
предписаниям статьи 55 Конституции Российской Федерации, в
соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна
приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а
возможные ограничения посредством федерального закона должны
преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными.
Вопрос, касающийся установления законодательных ограничений при
увольнении с работы по инициативе работодателя определенных
категорий работников, в частности работников, имеющих детей-
инвалидов, и работников, входящих в состав профсоюзных органов, в
том числе их руководителей, и не освобожденных от основной работы,
ранее исследовался Конституционным Судом Российской Федерации
(Постановление от 24 января 2002 года по делу о проверке
конституционности положений статей 170 и 235 КЗоТ Российской
Федерации и статьи 25 Федерального закона "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", Определение от 4
декабря 2003 года по запросу Первомайского районного суда города
Пензы о проверке конституционности части первой статьи 374
Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из правовой позиции, выраженной в указанных
решениях, положения статьи 37 Конституции Российской Федерации,
обусловливая свободу трудового договора, право работника и
работодателя посредством согласования воль устанавливать его
условия и решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и
прекращением трудовых отношений, вместе с тем выступают в качестве
конституционно-правовой меры этой свободы, границы которой стороны
не вправе нарушать. Поэтому, заключая трудовой договор,
работодатель обязан обеспечить работнику условия труда в
соответствии с указанными требованиями Конституции Российской
Федерации, а работник - лично выполнять определенную соглашением
трудовую функцию, соблюдая действующие в организации правила
внутреннего трудового распорядка.
3. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской
Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2); материнство
и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38,
часть 1). Исходя из данных конституционных положений законодатель
вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер
социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы
для тех работников с семейными обязанностями, которые в силу
указанного обстоятельства не могут в полном объеме наравне с
другими выполнять предписанные общими нормами обязанности в
трудовых отношениях.
Часть первая статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации,
запрещающая увольнение по инициативе работодателя беременных
женщин (кроме случаев ликвидации организации), относится к числу
специальных норм, предоставляющих беременным женщинам повышенные
гарантии по сравнению с другими нормами Трудового кодекса
Российской Федерации, регламентирующими вопросы расторжения
трудового договора, - как общими, так и предусматривающими
особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными
обязанностями. По своей сути она является трудовой льготой,
направленной на обеспечение поддержки материнства и детства в
соответствии со статьями 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции
Российской Федерации.
Такого рода повышенная защита предоставляется законодателем
беременным женщинам как нуждающимся в особой социальной
защищенности в сфере труда, с тем чтобы, с одной стороны,
предотвратить возможные дискриминационные действия
недобросовестных работодателей, стремящихся избежать в дальнейшем
необходимости предоставления им отпусков по беременности и родам,
отпусков по уходу за ребенком, иных предусмотренных
законодательством гарантий и льгот в связи с материнством (глава
41 Трудового кодекса Российской Федерации), а с другой - в силу
того, что даже при наличии запрета отказывать в заключении
трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или
наличием детей (часть четвертая статьи 64 Трудового кодекса
Российской Федерации), поиск работы для беременной женщины
чрезвычайно затруднителен.
Вместе с тем в отличие от действия льгот, предоставляемых при
расторжении трудового договора по инициативе работодателя иным
категориям работников с семейными обязанностями (часть третья
статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации), действие
запрета на увольнение беременной женщины с работы по инициативе
работодателя существенно ограничено по времени. Кроме того,
статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены
иные - помимо увольнения с работы - дисциплинарные взыскания,
которые работодатель, реализуя свою компетенцию по принятию
кадровых решений, вправе применить к беременной женщине в случае
совершения ею дисциплинарного проступка.
Таким образом, норма, содержащаяся в части первой статьи 261
Трудового кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться
как устанавливающая несоразмерное ограничение прав работодателей,
гарантированных статьями 34 (часть 1) и 35 (части 1 и 2)
Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Советского
районного суда города Красноярска, поскольку он не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании
законодательства Российской Федерации" и "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|