ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 ноября 2004 г. N 03-1-09/2248/16
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС
Управление косвенных налогов Федеральной налоговой службы по
вопросу применения налоговых вычетов сообщает следующее.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьями 171 и
172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик
имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в
соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171
Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы
налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при
приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах
выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки
вне таможенной территории в отношении:
товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления
операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с
главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом
2 статьи 170 Кодекса;
товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса
налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса,
производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами
при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг),
документов, подтверждающих фактическую уплату суммы налога на
добавленную стоимость, после принятия на учет указанных товаров
(работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, только при выполнении вышеперечисленных условий
налогоплательщик вправе в соответствующем налоговом периоде
принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные
им по приобретенным товарам (работам, услугам). При этом
законодательство не связывает право применения налоговых вычетов
по приобретенным товарам (работам, услугам) с непосредственной
реализацией этих товаров (работ, услуг) в соответствующем
налоговом периоде.
Однако, как установлено пунктом 1 статьи 171 и пунктом 2 статьи
173 Кодекса, при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в
бюджет, налогоплательщик вправе уменьшить итоговую сумму налога на
добавленную стоимость, исчисленную по операциям, признаваемым
объектом налогообложения, на сумму налоговых вычетов.
Таким образом, из вышеуказанных положений следует, что только
сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 166 Кодекса к
уплате в бюджет, может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов.
Согласно пункту 4 статьи 166 Кодекса общая сумма налога
исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко
всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в
соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего
Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к
соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений,
увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем
налоговом периоде.
Применение налоговых вычетов при отсутствии у налогоплательщика
в соответствующем налоговом периоде суммы налога, исчисленной к
уплате в бюджет в соответствии со статьей 166 Кодекса,
законодательством не предусмотрено.
Таким образом, налогоплательщик не имеет права в каком-либо
налоговом периоде на вычет сумм налога в случае отсутствия у
налогоплательщика в текущем налоговом периоде операций, облагаемых
налогом на добавленную стоимость, и (или) поступлений денежных
средств, увеличивающих налоговую базу, и соответственно сумм
налога, исчисленных с таких операций.
Что касается арбитражной практики по данному вопросу, то
решение арбитражного суда выносится персонально по каждому
налогоплательщику с учетом конкретных обстоятельств дела и не
может распространяться на других налогоплательщиков.
Начальник Управления
косвенных налогов - советник
налоговой службы РФ II ранга
Н.С.ЧАМКИНА
|