ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2004 г. N 69
Обсудив проекты Федерального закона N 93790-4 "О внесении
изменений в статью 10 Федерального закона "Об органах судейского
сообщества в Российской Федерации" и в статью 8 Федерального
закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской
Федерации" (об изменении порядка назначения на должность и
освобождения от должности Генерального директора Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации) и
Федерального закона N 93807-4 "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"
(об уточнении порядка формирования квалификационных коллегий судей
и уточнении компетенции Высшей квалификационной коллегии судей
Российской Федерации), внесенные Советом Федерации, Президиум
Совета судей Российской Федерации не может согласиться с
концепциями этих законопроектов по следующим основаниям.
По поводу проекта Федерального закона N 93790-4 Президиум
считает, что действующий порядок назначения на должность и
освобождения от должности Генерального директора Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации ничем себя не
опорочил и в его изменении нет необходимости. В случае реализации
предлагаемого в проекте нововведения Судебный департамент,
оставаясь формально при Верховном Суде Российской Федерации,
превратится в орган исполнительной власти, что будет противоречить
конституционным принципам разделения властей и самостоятельности
судебной власти, а суды окажутся в том плачевном состоянии, в
котором они находились до принятия Федерального закона "О Судебном
департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Что касается проекта Федерального закона N 93807-4, то он
противоречит:
- конституционному принципу самостоятельности судебной власти,
имея в виду, что квалификационные коллегии судей - это и есть те
органы судейского сообщества, которые формирует корпус носителей
судебной власти;
- части 4 статьи 5 Федерального конституционного закона "О
судебной системе Российской Федерации", устанавливающей, что "в
Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные
правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов,
независимость судей";
- Европейской Хартии о статусе судей (Страсбург, 8 - 10 июля
1998 года), согласно которой "для принятия любого решения по
вопросу об отборе, принятии на работу, назначении, прохождении или
прекращении функций любого судьи статусом предусматривается
участие независимой от исполнительной и законодательной власти
инстанции, не менее половины членов которой составляют судьи,
избранные своими коллегами в соответствии с правилами,
гарантирующими самое широкое представительство".
Следует отметить, что в пояснительной записке к законопроекту
не приведены какие-либо аргументы в подтверждение негодности
действующего порядка формирования квалификационных коллегий судей,
включая Высшую квалификационную коллегию судей Российской
Федерации, и неудовлетворительной их работы.
Довод о том, что проект Федерального закона преследует цель
расширить общественный контроль за подбором кандидатов на
должности судей, неубедителен, поскольку в настоящее время в
квалификационных коллегиях судей работают как представители
общественности, так и представители Президента Российской
Федерации, которым ничто не препятствует усилить контроль за
формированием судейского корпуса.
Авторы проекта не учитывают, что предлагаемое ими сокращение
числа судей в составе указанных коллегий приведет к тому, что это
будут уже не коллегии судей, а нечто иное.
Президиум считает, что содержащееся в проекте предложение о
передаче Совету Федерации решения вопроса о назначении судей в
состав Высшей квалификационной коллегии судей принижает роль
Всероссийского съезда судей и выражает ни на чем не основанное
недоверие к высшему органу судейского сообщества.
Кроме того, реализация этого предложения может привести к сбоям
в формировании указанной коллегии судей и прекращению на
неопределенный срок ее деятельности по выполнению возложенных на
нее полномочий, в том числе по решению вопросов, связанных с
назначением на должность председателей, заместителей председателей
и судей соответствующих федеральных судов, что негативно отразится
в целом на состоянии правосудия в стране.
С учетом изложенного Президиум Совета судей Российской
Федерации
постановляет:
1. Довести настоящее постановление до сведения Председателей
палат Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Направить данное постановление в советы судей субъектов
Российской Федерации.
Председатель
Совета судей
Ю.И.СИДОРЕНКО
|