ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 октября 2004 г. N 21-3-05/449
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Управление ресурсных и имущественных налогов по вопросу уплаты
земельного налога сообщает следующее.
1. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N
1738-1 "О плате за землю" ставки земельного налога
пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя
земли условий хозяйствования.
В Приложении N 2 (таблица 1) к Закону средние ставки земельного
налога в городах и других населенных пунктах приведены в условиях
1994 года. В сноске <*> к Приложению N 2 (таблица 1) к Закону
указано, что средние ставки земельного налога в городах и других
населенных пунктах, приведенные в таблице 1, в 1994 году
применяются с коэффициентом 50.
Начиная с 1992 года постановлениями Правительства Российской
Федерации, а в дальнейшем федеральными законами о федеральном
бюджете на соответствующий финансовый год и об индексации ставок
земельного налога практически ежегодно индексировались ставки
земельного налога на очередной календарный год.
Из положений статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91
N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
следует, что земельный налог относится к местным налогам, которые
устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и
взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки
земельного налога определяются законодательными актами республик в
составе Российской Федерации или решениями органов государственной
власти краев, областей, автономной области, автономных округов,
районов, городов и иных административно-территориальных
образований, если иное не предусмотрено законодательным актом
Российской Федерации.
Поэтому положения федеральных законов об индексации ставок
налога являются положениями, принятыми федеральным законодателем в
рамках своих полномочий по определению налоговой ставки на
соответствующий год, а не по определению порядка исчисления
налога.
В 2000 - 2002 годах индексация ставок земельного налога
проводилась на основании Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2000 год" (коэффициент 1,2),
Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете
на 2002 год" или Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об
индексации ставок земельного налога" (коэффициент 2). При этом
установлено, что коэффициенты применяются к ставкам налога,
действовавшим в предшествующем году.
Перерасчет ставок земельного налога, установленных Законом
Российской Федерации "О плате за землю", с учетом их индексации в
соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год должен производиться к ставкам,
применяемым в предшествующем году, т.е. в 2002 году ставка
земельного налога составит: Сзн2002 = Сзн2001 x К2002, где Сзн2001
= Сзн2000 х К2001 и т.д. Именно такой порядок расчета налоговой
ставки на соответствующий финансовый год установлен федеральным
законодателем. Указанное подтверждается пояснительными записками и
расчетами закрепленных в законе о федеральном бюджете цифр,
являющихся неотъемлемой частью федерального бюджета на
соответствующий финансовый год.
Подобная позиция поддержана Верховным Судом Российской
Федерации (решение от 20.01.2004 N ГКПИ03-1422). Данное решение
вынесено по гражданскому делу по заявлению Калинина А.В. о
признании незаконным пункта 16 Инструкции МНС России от 21.02.2000
N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за
землю", утвержденной Приказом МНС России от 06.03.2000 N АП-3-
04/90, и пункта 7 изменений и дополнений N 2 в Инструкцию,
утвержденных Приказом МНС России от 12.04.2002 N БГ-3-21/197, в
соответствии с которым последовательное применение в
соответствующих годах коэффициентов индексации по земельному
налогу признано Верховным Судом Российской Федерации правомерным.
Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03 указывается, что
формулировка законов (федеральных законов о федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год и об индексации ставок земельного
налога) позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного
налога, на основании которой производится исчисление налога за
конкретный налоговый период, следует понимать ставку,
установленную местными представителями органов власти, увеличенную
на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и
коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий
год, за который производится уплата налога в бюджет.
2. По вопросу применения пунктов 4, 10 и 15 статьи 12 Закона
Российской Федерации "О плате за землю", которыми от уплаты
земельного налога полностью освобождаются, в частности, учреждения
искусства, кинематографии, образования, здравоохранения,
финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за
счет средств профсоюзов, детские оздоровительные учреждения
независимо от источника финансирования, учреждения культуры,
физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной
направленности независимо от источника финансирования, санаторно-
курортные и оздоровительные учреждения, находящиеся в
государственной и муниципальной, а также профсоюзной
собственности, следует иметь в виду.
Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что учреждением признается организация, созданная
собственником для осуществления управленческих, социально-
культурных или иных функций некоммерческого характера и
финансируемая им полностью или частично.
Однако в соответствии с Постановлением Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2004 N 14771/03
используемые в Законе Российской Федерации "О плате за землю"
понятия должны оцениваться с учетом того, что Закон принимался до
принятия как Налогового кодекса Российской Федерации, так и
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно содержанию указанной нормы Закона Российской Федерации
"О плате за землю" основанием для применения льготы является
использование земельного участка в определенных целях, например,
для организации мероприятий спортивно-оздоровительной
направленности, то есть данная льгота предоставляется Законом
Российской Федерации "О плате за землю" с целью развития спортивно-
оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-
правовой формы.
Таким образом, льгота, установленная пунктами 4, 10 и 15 статьи
12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", может быть
распространена не только на учреждения, но и на организации любых
форм собственности, осуществляющие деятельность в сфере культуры,
физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной
направленности и других сферах деятельности, указанных в данных
пунктах Закона, а также их филиалы и обособленные подразделения в
отношении земельных участков под указанными объектами.
И.о. начальника Управления
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации
1 ранга
А.С.ФЕДОРОВ
|