ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2004 года
Дело N 41-Г04-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Пирожкова В.Н.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 20 октября 2004 г. дело по
кассационной жалобе П. на решение Ростовского областного суда от
13 июля 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Пирожкова В.Н., объяснения представителя администрации Ростовской
области Бугаевской А.И., возражавшей против жалобы, заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей
отменить решение в части, Судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с заявлением о признании недействующими
пунктов 2.7, 2.8., 2.10, 2.11, 2.13, 2.17 Положения о
предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг, утвержденного 30 января 2004 г. (с изменениями от 10 июня
2004 г.) постановлением администрации Ростовской области.
В обоснование заявленного требования П. ссылался на то, что
оспариваемыми нормами Положения незаконно ограничиваются права
граждан в получении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Решением Ростовского областного суда от 13 июля 2004 г. в
удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, считая решение незаконным, П. просит его
отменить.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Правоотношения, связанные с предоставлением гражданам субсидий
на оплату жилья и коммунальных услуг, регулируются ст. 15.4 Закона
РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Положением о
предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 2 августа 1999 г., и актами органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок и
условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской
Федерации.
Пунктами 2.7 и 2.10 Положения о предоставлении гражданам
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного
администрацией Ростовской области, установлены ограничения
предоставления субсидий тем гражданам, которые имеют задолженность
по оплате жилья и коммунальных услуг, и семьям, совершеннолетние
трудоспособные члены которых не предоставили сведения о своих
доходах от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной
деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявления в этой части, суд указал,
что п.п. 2.7 и 2.10 Положения не препятствуют осуществлению права
граждан на предоставление субсидий.
Между тем, принимая такое решение, суд не учел, что указанные
выше Федеральный закон и Постановление Правительства Российской
Федерации не предусматривают подобных ограничений права граждан на
предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Из круга потенциальных получателей субсидий исключены лишь
граждане, заключившие договоры найма с собственниками жилых
помещений (квартир, комнат) или договоры поднайма с нанимателями
жилых помещений (абз. 10 ст. 15.4 Закона РФ "Об основах
федеральной жилищной политики"), а также граждане, сдающие жилые
помещения в поднаем (п. 5 Положения, утвержденного Постановлением
Правительства РФ).
В соответствии с абзацем 6 ст. 15.4 Закона РФ "Об основах
федеральной жилищной политики" органы государственной власти
субъекта Российской Федерации, устанавливая порядок и условия
предоставления субсидий на территории субъекта Российской
Федерации, имеют право с учетом социально-экономического развития
субъекта Российской Федерации улучшать (но не ухудшать) положение
своих граждан.
Кроме того, что касается ограничений при получении субсидий,
связанных с задолженностью по оплате жилья и коммунальных услуг,
то в силу ст. 4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной
политики" и ст. 57 Жилищного кодекса РСФСР оплата жилья и
коммунальных услуг является обязанностью граждан. Решение вопроса
о погашении имеющейся у граждан задолженности находится в рамках
правоотношений, регламентируемых жилищным и гражданским
законодательством, и должно осуществляться в соответствии с этим
законодательством, не затрагивая представление государственных
гарантий социально не защищенным малоимущим гражданам.
При таких обстоятельствах оспариваемыми нормами установлены
новые (по сравнению с федеральным законодательством) критерии для
определения получателей субсидий, в результате чего граждане,
имеющие право на получение субсидий по федеральному
законодательству, областным законодательством исключаются из числа
получателей субсидий.
В связи с тем что судом неправильно применены нормы
материального права, решение в этой части не может быть признано
правильным и подлежит отмене.
Учитывая, что допущенная судом ошибка в применении и толковании
норм материального права может быть устранена при рассмотрении
дела в кассационном порядке, Судебная коллегия полагает возможным
принять новое решение об удовлетворении заявления о признании
противоречащими федеральному законодательству и недействующими
пунктов 2.7 и 2.10 Положения о предоставлении гражданам субсидий
на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением
Администрации Ростовской области, не передавая дело на новое
рассмотрение.
В остальной части следует согласиться с решением, которым
отказано в удовлетворении заявления П.
В пунктах 2.11 и 2.8 установлен перечень документов, которые
должны быть представлены при назначении субсидии, и что в случае
предоставления неполных или недостоверных сведений соответствующая
служба отказывает в предоставлении субсидии.
Принимая эти нормы, законодатель субъекта Российской Федерации
исходил из того, что в соответствии с п. 6 Положения,
утвержденного Правительством Российской Федерации, перечень
необходимых документов устанавливается органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации. В случае устранения
недостатков, связанных с предоставлением неполных или
недостоверных сведений, документы вновь могут быть предоставлены
для решения вопроса о назначении субсидий.
Не противоречат также федеральному законодательству пункты 2.13
и 2.17 Положения, возлагающие на заявителя или других
совершеннолетних членов семьи обязанность сообщать об изменении
состава семьи и уровня ее доходов и устанавливающие срок, на
который предоставляются субсидии.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, об отмене решения в
этой части не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 13 июля 2004 г. отменить
в части отказа в удовлетворении заявления П. о признании
недействующими пунктов 2.7 и 2.10 Положения о предоставлении
гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и принять
новое решение, которым заявление П. в этой части удовлетворить и
признать противоречащими федеральному законодательству и
недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты
2.7 и 2.10 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг, утвержденного 30 января 2004 г. (с
изменениями от 10 июня 2004 г.) постановлением администрации
Ростовской области. В остальной части решение оставить без
изменения.
|