ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2004 года
Дело N 6-В04-14
(извлечение)
Д. обратился в суд с иском к военному комиссариату Рязанской
области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации за
период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. и компенсации
морального вреда, сославшись на то, что с 1 января 1995 г.
военнослужащим увеличены должностные оклады на 25 процентов,
однако пенсия ему была пересчитана только с 1 марта 1998 г.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 15 мая 2002 г.
(оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам
Рязанского областного суда 26 июня 2002 г. и президиумом
Рязанского областного суда 20 апреля 2004 г.) в иске отказано.
В надзорной жалобе Д. просил отменить судебные акты.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 19
октября 2004 г. решение суда, определение судебной коллегии и
определение президиума отменила, дело направила на новое
рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с абз. 5 Постановления Правительства Российской
Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 "О дополнительных мерах по
усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил
Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел"
Министру обороны Российской Федерации предоставлялось право
устанавливать военнослужащим оклады по воинской должности
(должностные оклады) с увеличением на 25 процентов за службу в
Вооруженных Силах Российской Федерации.
Во исполнение указанного Постановления Министр обороны
Российской Федерации издал приказ от 10 января 1995 г. N 20 о
выплате с 1 января 1995 г. военнослужащим окладов с увеличением на
25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что данный приказ
признан решением Верховного Суда РФ от 22 августа 1997 г. N ГКПИ97-
319 незаконным со дня издания, поскольку он не прошел
государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской
Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения.
Однако с этим согласиться нельзя.
Д. утверждал, что названный приказ Министра обороны Российской
Федерации действительно признан незаконным, но фактическое
увеличение денежного довольствия военнослужащих с 1 января 1995 г.
имело место, что в силу закона является основанием для увеличения
размера пенсий. Иное противоречило бы равенству всех перед
законом. Данные доводы заслуживают внимания.
Как установлено в п. "б" ч. 1 ст. 49 Закона Российской
Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
(с последующими изменениями и дополнениями), пенсии, назначенные
лицам, указанным в ст. 1 Закона, и их семьям, подлежат пересмотру
при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового
и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на
службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении
пенсий денежного довольствия соответствующих категорий
военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава
одновременно с его увеличением.
В соответствии с подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров
- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941
"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и
пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров,
прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по
контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо
службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-
исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в
последующих редакциях) в денежное довольствие, учитываемое при
исчислении пенсий, включается уволенным с военной службы
военнослужащим, в частности, оклад по последней штатной должности.
В связи с этим в судебном заседании требовалось выяснить, был
ли увеличен в связи с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 оклад на 25 процентов
военнослужащему по должности, которую занимал перед увольнением со
службы Д. и оклад по которой был учтен при исчислении ему пенсии.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное,
создать условия для всестороннего и полного исследования
доказательств, установления фактических обстоятельств и
правильного применения законодательства.
|