СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(Пекин, 14 октября 2004 года)
По приглашению Председателя Китайской Народной Республики Ху
Цзиньтао Президент Российской Федерации В.В. Путин 14 - 16 октября
2004 года посетил Китайскую Народную Республику с официальным
визитом.
Руководители обеих стран, придавая особое значение 55-летию
установления дипломатических отношений между двумя государствами,
которое отмечается в этом году, глубоко и всесторонне обсудили
нынешнее состояние и перспективы развития российско-китайских
отношений, отметив, что вне зависимости от любых изменений
международной обстановки курс на углубление российско-китайских
отношений стратегического взаимодействия и партнерства является
приоритетным направлением внешней политики двух стран. Это
отвечает фундаментальным интересам обоих государств и народов двух
стран, способствует поддержанию мира и стабильности, а также
экономическому развитию в регионе и во всем мире. Руководствуясь
искренним стремлением продолжить движение по пути наращивания и
углубления российско-китайских связей и контактов во всех сферах
взаимодействия, открыть новые перспективы их развития, главы двух
государств заявляют о следующем.
I
За последние 10 лет своего развития российско-китайские
отношения вышли на небывало высокий уровень. Важнейшей вехой на
этом пути стал Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве
между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16
июля 2001 года - программный документ, определивший развитие
российско-китайских отношений. Стороны будут верны духу и
принципам, определенным в Договоре, продолжат предпринимать
необходимые усилия для всестороннего претворения Договора в жизнь
и реализации всех достигнутых Сторонами соглашений о
сотрудничестве, а также непрерывного наполнения новым содержанием
российско-китайских отношений стратегического взаимодействия и
партнерства.
Стороны подчеркнули, что укрепление политического
взаимодоверия, углубление экономического сотрудничества,
расширение гуманитарных и общественных связей, а также тесная
координация и сотрудничество в международных делах являются важным
содержанием российско-китайских отношений стратегического
взаимодействия и партнерства.
Стороны утвердили План действий по реализации положений
Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2005 -
2008 годы. Стороны полагают, что в ближайшие несколько лет данный
документ будет иметь важное практическое значение для реализации
Договора, углубления и расширения сотрудничества во всех областях,
а также для дальнейшего развития российско-китайских отношений
стратегического взаимодействия и партнерства.
Стороны достигли договоренности об объявлении 2006 года Годом
России в Китае, а 2007 года - Годом Китая в России.
Стороны подтвердили готовность оказывать взаимную поддержку в
важнейших вопросах, касающихся государственного единства,
суверенитета и территориальной целостности. Российская Сторона
подтвердила, что будет и впредь придерживаться своей
принципиальной позиции по проблемам Тайваня и Тибета, закрепленной
в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля
2001 года и двусторонних политических документах. Российская
Сторона признает, что в мире существует только один Китай.
Правительство Китайской Народной Республики является единственным
законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань
является неотъемлемой частью Китая. Российская Сторона выступает
против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме,
подтверждает, что она поддерживает неприятие Китайской Народной
Республикой "двух Китаев", "одного Китая, одного Тайваня",
выступает против принятия Тайваня в ООН и другие международные
организации, членами которых являются лишь суверенные государства,
не намерена поставлять вооружения Тайваню. Российская Сторона
признает Тибет в качестве неотъемлемой части Китая. Китайская
Сторона поддерживает все усилия Российской Стороны по защите
государственного единства и борьбе с террористическими и
сепаратистскими силами в Чечне.
Стороны отметили, что обмен визитами глав государств,
парламентов и правительств двух стран, а также проведение
заседаний подкомиссий в рамках механизма регулярных встреч глав
правительств сформировали базовую схему взаимодействия между двумя
странами. Это способствует своевременной координации позиций и
тесному сотрудничеству Сторон по важным двусторонним и
международным вопросам, помогает давать ответы на вызовы
современности. Россия и Китай намерены прилагать усилия к развитию
и совершенствованию всех механизмов, призванных обеспечить
бесперебойное функционирование российско-китайского сотрудничества
в политической, экономической, научно-технической, гуманитарной и
международной областях. Стороны считают, что скорейший запуск
механизма консультаций на высоком уровне по вопросам безопасности
имеет важное значение.
Стороны отмечают, что достигнутые договоренности по вопросу о
прохождении линии российско-китайской государственной границы на
двух ее остававшихся несогласованными участках являются
сбалансированным и оптимальным вариантом, при котором в
политическом выигрыше находятся обе Стороны. Это означает, что
подписание Дополнительного соглашения о российско-китайской
государственной границе на ее Восточной части, а также два ранее
подписанных соглашения о государственной границе определили
прохождение линии российско-китайской границы на всем ее
протяжении (более 4300 километров). Таким итогом следует дорожить,
и он заслуживает всяческого одобрения и признания. Решение
пограничного вопроса между Россией и Китаем является залогом
передаваемых из поколения в поколение дружбы, добрососедства и
сотрудничества между народами двух стран, важным вкладом в
обеспечение безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском
регионе и во всем мире. Такое решение является успешным примером
разрешения пограничных споров для всех государств мира. Российско-
Китайские соглашения о государственной границе, а также другие
договоренности, связанные с государственной границей, открывают
двум Сторонам дополнительные возможности для осуществления
совместных действий приграничных регионов обеих стран в таких
конкретных областях, как защита окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов, судоходство, хозяйственное
сотрудничество, обеспечение безопасности и стабильности в районе
границы, что будет способствовать обогащению содержания российско-
китайских отношений стратегического взаимодействия и партнерства.
Опыт Сторон показал, что именно мирный диалог, справедливость и
равенство, равноправные консультации, взаимное понимание и
взаимная уступчивость, сбалансированность интересов обеих стран
является правильным и эффективным путем разрешения таких сложных и
чувствительных вопросов, как пограничные.
Стороны подчеркнули, что всестороннее углубление российско-
китайского торгово-экономического сотрудничества, включая
энергетическое и инвестиционное, является важным фактором
укрепления и развития российско-китайских отношений
стратегического взаимодействия и партнерства. В развитии торгово-
экономического сотрудничества отмечается положительная динамика, и
достижение цели увеличения к концу текущего года объема
двустороннего товарооборота до 20 млрд. долларов является вполне
осуществимым. Однако потенциал двустороннего экономического
сотрудничества этим далеко не исчерпывается. Стороны намерены
предпринять эффективные совместные меры и разработать планы
всестороннего сотрудничества на среднесрочную и долгосрочную
перспективу с целью совершенствования структуры двусторонней
торговли, расширения торговли машинотехнической и электронной
продукцией, оптимизации форм и методов торгово-экономического и
инвестиционного сотрудничества, делая упор на реализации крупных
совместных проектов в различных областях. Стороны будут
стимулировать сотрудничество в энергетической сфере с целью
достижения на данном направлении реального прогресса, расширять
сотрудничество в сфере мирного использования атомной энергии,
укреплять научно-техническое сотрудничество в таких приоритетных
отраслях как космос, энергетика, включая атомную, новые материалы,
химическая промышленность, биотехнологии, информационные
технологии и связь.
Стороны считают, что создание ассоциаций предпринимателей
России и Китая имеет важное значение для продвижения российско-
китайского торгово-экономического сотрудничества и приветствуют
проведение в Пекине под эгидой Российско-Китайского комитета
дружбы, мира и развития первого заседания Российско-Китайского
делового совета.
Китайская Сторона решительно поддерживает скорейшее
присоединение России к Всемирной торговой организации. Благодаря
усилиям Сторон успешно завершились российско-китайские переговоры
о доступе на рынки двух стран при присоединении России к ВТО,
подписаны соответствующие документы, заявлено о признании друг
друга в качестве стран с полностью рыночной экономикой. Стороны
полагают, что это является важным воплощением российско-китайских
отношений стратегического взаимодействия и партнерства, и выражают
желание после присоединения России к ВТО укреплять сотрудничество
в рамках данной организации на основе принципов взаимного
уважения, равенства и взаимной выгоды.
II
Стороны провели обстоятельный обзор имеющихся возможностей и
преимуществ ООН в разрешении важнейших международных и
региональных вопросов и выступают в поддержку многосторонних
подходов, развития и усиления роли ООН и Совета Безопасности ООН.
Стороны убеждены в безальтернативности ведущей роли ООН в таких
областях, как обеспечение мира и стабильности во всем мире,
эффективное противодействие новым вызовам и угрозам, обеспечение
справедливого и рационального миропорядка, равноправного развития
всех государств. Стороны подчеркнули, что закрепленные в Уставе
ООН дух и принципы остаются базовыми, которым необходимо следовать
в международных делах.
Стороны считают необходимым разрешать международные споры и
кризисные ситуации под эгидой ООН на основе общепризнанных
принципов международного права. Любые действия по принуждению
подлежат утверждению Советом Безопасности ООН и должны
осуществляться под его надлежащим контролем.
Стороны признают необходимость проведения соответствующей
реформы Совета Безопасности ООН, с тем чтобы укрепить его
способность реагировать на вызовы и угрозы, придать ему больше
представительности и повысить эффективность его работы.
Стороны выразили готовность совместно с другими странами
прилагать неустанные усилия по строительству развивающегося и
гармоничного мира, формированию нового справедливого,
рационального международного политического и экономического
миропорядка.
III
Стороны обсудили состояние и перспективы борьбы с международным
терроризмом, признали серьезную опасность терроризма, сепаратизма
и экстремизма для безопасности суверенных государств для мира и
стабильности во всем мире, выразили готовность к налаживанию
всеобъемлющего сотрудничества на двусторонней и многосторонней
основе в рамках соответствующих региональных организаций и
международных структур. Стороны считают, что мировое сообщество
должно объединиться в решительной и бескомпромиссной борьбе с
терроризмом во всех его проявлениях.
Стороны выступают за укрепление глобального
антитеррористического сотрудничества на платформе ООН и выработку
комплексной стратегии борьбы с терроризмом. Стороны подчеркивают,
что в полной мере выполнить эту задачу можно лишь под эгидой ООН,
на основе международного права, в соответствии с резолюциями
Совета Безопасности ООН, а также в тесном сотрудничестве с главным
координирующим центром - Контртеррористическим комитетом Совета
Безопасности ООН. Стороны будут способствовать продолжению
конструктивного сотрудничества Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС) с указанным Комитетом в вопросах антитеррора.
Стороны полагают, что в борьбе с терроризмом не может быть
"двойных стандартов". Положить конец международному терроризму
можно только общими усилиями всех государств. Не должны уходить от
ответственности ни исполнители терактов, ни их вдохновители и
спонсоры, прямые или косвенные. Стороны отмечают, что питательной
средой для терроризма являются бедность, отсталость, социальная
несправедливость, идеология экстремизма, конфликты и войны.
Стороны подтверждают, что террористы и сепаратисты Чечни и
"Восточного Туркестана" являются составной частью международного
терроризма. Они должны стать объектом совместной
антитеррористической борьбы международного сообщества. Обе Стороны
в этой связи готовы на двусторонней и многосторонней основе
предпринимать целенаправленные и необходимые практические шаги. В
Китае с пониманием относятся и решительно поддерживают все
действия, предпринимаемые Россией для восстановления
конституционного порядка в Чеченской Республике, борьбы с
терроризмом. Россия решительно поддерживает все меры,
предпринимаемые Китаем в целях борьбы с террористами и
сепаратистами "Восточного Туркестана" и устранения угрозы
терроризма.
IV
Российско-китайские отношения стратегического взаимодействия и
партнерства, взаимодействие России и Китая в ООН, ШОС и других
международных организациях вносят значительный вклад в укрепление
международного мира и безопасности. Построение справедливого и
рационального, равноправного и взаимовыгодного,
взаимоуважительного мира находит свое отражение в деятельности
такой представительной международной региональной организации, как
ШОС.
Стороны считают, что цели и принципы ШОС соответствуют
современным тенденциям развития и реалиям региона.
Функционирование этой организации способствует укреплению
региональной безопасности и стабильности, стимулирует совместное
развитие государств этого региона. Развитие ШОС является
приоритетным направлением внешней политики России и Китая. Стороны
рассматривают ШОС в качестве важнейшего инструмента утверждения на
евразийском континенте, прежде всего в Центральной Азии, мира,
безопасности и сотрудничества - основных факторов будущего
строительства многополярного миропорядка, основанного на
международном праве.
V
Стороны подтверждают совместную приверженность усилиям по
предотвращению размещения в космическом пространстве оружия любого
вида и призывают другие страны поддержать российско-китайскую
инициативу по проведению переговоров с целью достижения
соответствующей международно-правовой договоренности.
Стороны подчеркивают, что распространение оружия массового
уничтожения, средств его доставки и связанных с ним материалов
представляет собой серьезную угрозу для международного мира и
безопасности. Они считают необходимым продолжить координацию акций
для противодействия этой угрозе. В этом контексте Стороны
приветствуют принятие Резолюции 1540 Совета Безопасности ООН,
считая, что она имеет важное значение для предотвращения
распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки
и связанных с ним материалов. Стороны выступают в пользу строгого
выполнения этой Резолюции и дальнейшего повышения роли ООН в сфере
нераспространения.
Стороны придают особое значение всемерному укреплению
международного режима нераспространения ядерного оружия. Они
отмечают, что Договор о нераспространении ядерного оружия от 1
июля 1968 года - главная опора этого режима, важный фактор
стабильности и безопасности в мире. Стороны считают чрезвычайно
важным успешное проведение Конференции 2005 года по рассмотрению
действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Учитывая
важность Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от
24 сентября 1996 года для процесса разоружения и укрепления режима
нераспространения, Стороны выступают за скорейшее вступление его в
силу. Стороны придают исключительное значение координации
международных усилий в целях устранения опасности ядерного
терроризма. Особое внимание они считают необходимым уделять
физической защите и противодействию незаконному обороту ядерных
материалов. Стороны предпримут меры для развития взаимодействия в
рамках многостороннего механизма контроля за ядерным экспортом.
Создание безъядерных зон является одной из мер по обеспечению
стабильности в Азии и во всем мире. Стороны всемерно поддерживают
создание безъядерных зон, в особенности безъядерной зоны в
Центральной Азии.
VI
Стороны выступают за Корейский полуостров, свободный от
ядерного оружия. Они отмечают необходимость скорейшего мирного
решения ядерной проблемы Корейского полуострова путем диалога и
рассматривают шестисторонние переговоры как эффективный механизм
достижения этой цели. Стороны позитивно оценивают итоги третьего
раунда этих переговоров, состоявшихся в июне 2004 года.
Стороны подтверждают, что будут продолжать усилия в пользу
проведения шестисторонних переговоров, всемерно стремиться к
выработке решений, приемлемых для всех участников переговорного
процесса. Стороны подчеркивают, что конечной целью являются
обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова,
поддержание прочного мира, стабильности, безопасности на
полуострове и в данном регионе, а также содействие общему
развитию.
Стороны выразили озабоченность по поводу непрекращающейся
эскалации насилия в Ираке и подчеркнули необходимость скорейшей
стабилизации обстановки через развитие внутрииракского диалога,
сориентированного на достижение общенационального консенсуса по
основным параметрам будущего государственного устройства. Стороны
высказались за четкое выполнение Резолюции 1546 Совета
Безопасности ООН и прежде всего зафиксированного в ней временного
графика политического процесса, полагая, что это поможет созданию
нового демократического Ирака. В этом контексте отмечалось, что
проведение международной конференции по иракскому вопросу могло бы
придать дополнительную динамику усилиям по восстановлению страны.
Стороны считают, что в интересах всего мирового сообщества
необходимо согласованными усилиями минимизировать ущерб,
нанесенный международным отношениям в результате войны в Ираке.
Стороны высказались за достижение прочного, справедливого и
всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта на
основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Они
отметили, что план "дорожная карта", разработанный "четверкой"
международных посредников, остается оптимальным путем реализации
принципа сосуществования двух государств - Израиля и Палестины,
который приведет эти страны к общим усилиям по поддержанию мира и
безопасности.
Стороны выступают за развитие Афганистана как суверенного,
демократического и процветающего государства, свободного от
терроризма и наркотиков, живущего в мире и согласии со своими
соседями и всем международным сообществом. Приоритетным
направлением по-прежнему остается обеспечение прочной безопасности
в этом регионе и оказание Афганистану широкой международной
поддержки под эгидой ООН на протяжении всего восстановительного
процесса. Эта работа должна строиться в соответствии с резолюциями
Совета Безопасности ООН и под его постоянным контролем. Стороны
приложат дальнейшие усилия к противодействию исходящей из
Афганистана угрозы распространения наркотиков, в том числе путем
участия в таких международных усилиях, как создание внешних
антинаркотических поясов безопасности по периметру этой страны.
Стороны приветствуют всеобъемлющий диалог между Индией и
Пакистаном. Они рассчитывают, что мирное урегулирование
существующих конфликтов, укрепление мер доверия, расширение
торгово-экономических связей, создание новых транспортных
маршрутов, развитие спортивных, культурных и других видов
взаимодействия будут способствовать продвижению вперед всего
комплекса отношений между этими странами, что отвечало бы их
интересам, а также делу мира и безопасности в Южно-Азиатском
регионе.
VII
Стороны выражают обоюдное стремление развивать диалог и
координацию действий по обеспечению мира, стабильности и
процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, намерены тесно
взаимодействовать на двусторонней и многосторонней основе с
другими государствами и региональными форумами.
Стороны будут способствовать формированию в Азиатско-
Тихоокеанском регионе целостной кооперативной системы безопасности
и сотрудничества с равными правами для всех государств-участников.
Это будет отвечать требованиям сохранения глобальной стабильности.
Стороны подчеркивают актуальность инициативы ШОС о постепенном
создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе партнерской сети
многосторонних объединений и выражают намерение предпринимать
активные совместные меры по ее реализации.
Стороны отмечают значение Регионального форума АСЕАН (АРФ) как
самого главного официального многостороннего канала в Азиатско-
Тихоокеанском регионе по вопросам, связанным с безопасностью,
диалогом и сотрудничеством. За более чем 10 лет этот форум стал
играть важную роль в деле налаживания диалога и сотрудничества,
установления взаимопонимания, углубления взаимного доверия,
содействия региональной безопасности. Стороны намерены и впредь
усиливать координацию деятельности и сотрудничество, внося свой
вклад в развитие процесса АРФ и обеспечение региональной
безопасности и стабильности.
Китайская Сторона подтверждает поддержку участию России в
многосторонних диалогах и сотрудничестве в данном регионе. Она
разделяет и поддерживает намерение России активно подключаться к
таким региональным диалоговым процессам, как Форум "Азия -
Европа", "Диалог по сотрудничеству в Азии", Форум "10 + 3",
трехстороннее сотрудничество Китая, Японии и Республики Корея, а
также установить контакты с названными региональными
интеграционными структурами.
(Подписи)
|