ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2004 г. ГКПИ2004-897
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению ОАО "Челябвтормет" о признании недействующим п. 8
"Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом
подвижном составе", утвержденных Приказом МПС РФ N 19 от 16 июня
2003 года,
установил:
в соответствии с пунктом 8 "Правил перевозок железнодорожным
транспортом грузов в открытом подвижном составе", утвержденных
Приказом МПС РФ N 19 от 16 июня 2003 года, лом, отходы черных и
цветных металлов и сплавы из них предъявляются к перевозке в
открытом подвижном составе в подготовленном в соответствии со
стандартами состоянии, обезвреженными от взрывоопасных,
пожароопасных и радиоактивных материалов, очищенными от вредных
химических веществ и должны сопровождаться документом,
удостоверяющим их взрывобезопасность и радиоактивную безопасность.
Открытое акционерное общество "Челябвтормет" обратилось с
заявлением о признании недействующим этого пункта в части
возложения обязанности по предоставлению документа о радиоактивной
безопасности.
В обосновании своих требований в заявлении акционерное общество
указало, что положения этого нормативного правового акта
существенно нарушают законные права общества, которое в
соответствии с п. 3.2 Устава общества занимается заготовкой,
переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, а
данный пункт Правил возлагает не предусмотренную в законе
обязанность предоставления документа, удостоверяющего
радиоактивную безопасность, при перевозках железнодорожным
транспортом в открытом подвижном составе металлолома.
Такое противоречие заявителем усматривается с п. 4 ст. 13.1
Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и
потребления" от 24 июля 1998 года (с последующими изменениями),
согласно которому правила обращения с ломом и отходами цветных
металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской
Федерации, а не Министерством путей сообщения Российской
Федерации.
Кроме того, имеется противоречие с пунктами 20 и 21 "Правил
обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения",
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
11 мая 2001 года N 370 в силу указанного выше Федерального закона,
которыми определен перечень документов, необходимых для перевозки
данного вида груза, содержание транспортной накладной, в которых
такое требование о предоставлении документа о радиоактивной
безопасности не содержится.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, но
указанное обстоятельство в силу ст. 167 ГПК РФ при надлежащем
извещении и наличии просьбы о рассмотрении дела без участия
представителя не является препятствием к рассмотрению.
Представитель Министерства транспорта Российской Федерации
Фадеев В.В. требования заявителя просил оставить без
удовлетворения, так как оспариваемый нормативный акт принят
компетентным органом государственной власти, противоречий с
действующим законодательством не имеется.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации
Обушенко Л.А. полагает, что данный нормативный правовой акт
правомерно зарегистрирован Министерством юстиции России, оснований
к удовлетворению заявления не имеется.
Заслушав представителей Министерства транспорта Российской
Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой
Л.Ф., просившей заявление оставить без удовлетворения, Верховный
Суд Российской Федерации считает необходимым заявление оставить
без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2003
года N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта Российской
Федерации" (с изменениями от 7 июля 2003 года) федеральный орган
исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с
участием федерального органа исполнительной власти по
регулированию естественных монополий на транспорте, иных
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти,
заинтересованных организаций в пределах своей компетенции
разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила
перевозок грузов железнодорожным транспортом, которые представляют
собой нормативные правовые акты, содержащие нормы, обязательные
для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей,
грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего
пользования, других юридических и физических лиц, и регулирующие
условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности
движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава
и контейнеров, а также экологической безопасности.
В силу ст. 1, п. 1 ст. 2, ст. 7, пунктов 1 и 2 ст. 25
Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах
производства и потребления" (с последующими изменениями) правовое
регулирование в области обращения с отходами, включая лом
металлов, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими
законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, государственный контроль за деятельностью в области
обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей
компетенцией, который включает в себя контроль за соблюдением
экологических, санитарных и иных требований.
Таким федеральным органом исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта, уполномоченным правом принятия
нормативных правовых актов согласно Постановлению Правительства
Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 848 "Об утверждении
Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации",
действовавшего на момент принятия обжалуемого нормативного
правового акта, являлось Министерство путей сообщения Российской
Федерации.
Положения оспариваемого нормативного правового акта приняты
также в соответствии с п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ,
указывающим на установление общих условий перевозки правилами,
издаваемыми в соответствии с уставами, кодексами и иными законами,
ст. ст. 3, 18 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ
"Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Такие условия, в силу ст. ст. 422 и 426 Гражданского кодекса
Российской Федерации, являются существенными условиями договора
перевозки грузов железнодорожным транспортом в открытом подвижном
составе и согласно ст. 420 Гражданского кодекса Российской
Федерации регулируют отношения, связанные с договором перевозки
грузов железнодорожным транспортом. Субъектами данных
правоотношений являются грузоотправитель и перевозчик, которые
несут по отношению друг к другу взаимные права и обязанности.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 18 Федерального закона
грузоотправители обязаны подготавливать грузы в соответствии с
установленными стандартами техническими условиями и иными актами
таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и
эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой
продукции, пожарную и экологическую безопасность, а перевозчик
вправе произвести проверку соответствия груза указанным
стандартам, техническим условиям и иным актам.
Пунктами 7.1 и 7.3 "Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПин 2.6.1.933-00 "2.6.1. Ионизирующее излучение,
радиационная безопасность "Гигиенические требования к обеспечению
радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 октября 2000
г.) предусмотрена выдача санитарно-эпидемиологического заключения
на партию металлолома для загруженной к отправке транспортной
единицы.
Таким образом, требования предоставления документа,
удостоверяющего радиоактивную безопасность груза, содержащиеся в
оспариваемом нормативном правовом акте, полностью соответствуют
вышеуказанным правовым нормам и предлагают грузоотправителю
вручить перевозчику документ, который у него должен иметься в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами.
Заявитель указывает, что при обращении с ломом и отходами
черных металлов следует руководствоваться только "Правилами
обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения",
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
11 мая 2001 года N 369 (в редакции Постановления от 3 октября 2002
года N 731).
Однако указанные Правила не исключают возможности правового
регулирования обращения лома и отходов черных металлов иными
правовыми актами, принятыми в соответствии с действующим
законодательством.
Именно таким правовым актом, учитывающим особенности перевозки
грузов железнодорожным транспортом, является оспариваемый
нормативный правовой акт, принятый в соответствии с вышеуказанными
Федеральными законами.
Из этого следует, что оснований к удовлетворению заявления не
имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный
Суд Российской Федерации
решил:
заявление ОАО "Челябвтормет" о признании недействующим и не
подлежащим применению п. 8 "Правил перевозок железнодорожным
транспортом грузов в открытом подвижном составе", утвержденных
Приказом МПС РФ N 19 от 16 июня 2003 года, в части возложения
обязанности предоставления документа, удостоверяющего
радиоактивную безопасность груза, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
изготовления в окончательной форме.
|