Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОТ 07.10.2004 ДЕЛО "ВАТАН" (VATAN) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [РУС., АНГЛ.]

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                           [неофициальный перевод] <*>
   
                  ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
                                   
                             ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ
                                   
           ДЕЛО "ВАТАН" (VATAN) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
                          (Жалоба N 47978/99)
                                   
                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА
                                   
                   (Страсбург, 7 октября 2004 года)
   
   --------------------------------
       <*>  Перевод  предоставлен Уполномоченным Российской  Федерации
   при Европейском суде по правам человека П. Лаптевым.
   
       Европейский  суд  по правам человека (Третья  секция),  заседая
   Палатой в составе:
       Г. Ресса, Председателя Палаты,
       И. Кабрала Баррето,
       Р. Тюрмена,
       Дж. Хедигана,
       М. Цацы-Николовски,
       А. Ковлера,
       К. Трайя, судей,
       а также при участии В. Берже, Секретаря Секции Суда,
       заседая за закрытыми дверями 16 сентября 2004 г.,
       принял следующее Решение:
   
                               ПРОЦЕДУРА
   
       1.  Дело  было  инициировано жалобой (N 47978/99),  поданной  в
   Европейский  суд  по  правам человека против  Российской  Федерации
   Народно-демократической партией "Ватан" (далее -  партия-заявитель,
   партия   "Ватан"),   зарегистрированной  согласно  законодательству
   Российской  Федерации  в  соответствии со  статьей  34  Европейской
   конвенции о защите прав человека и основных свобод.
       2.  Интересы партии-заявителя в Европейском суде представлял Р.
   Беккин,  адвокат  из  г.  Москвы.  Власти  Российской  Федерации  в
   Европейском  суде  были представлены П.А. Лаптевым,  Уполномоченным
   Российской Федерации при Европейском суде по правам человека.
       3.  Партия-заявитель  утверждала  о  том,  что  приостановление
   деятельности ее подразделения нарушило ее свободу выражения  мнения
   и  распространения информации и идей, свободу объединений  и  право
   членов партии отправлять свою религию.
       4.  Жалоба была передана в Третью секцию Суда (пункт 1  правила
   52  Регламента Суда). В рамках секции Палата, рассматривающая  дело
   (пункт  1 статьи 27 Конвенции), была сформирована в соответствии  с
   пунктом 1 правила 26 Регламента.
       5.  Решением от 21 марта 2002 г. Европейский суд объявил жалобу
   частично неприемлемой.
       6.  Решением  от  4  сентября 2003 г. Европейский  суд  объявил
   оставшуюся  часть  жалобы частично приемлемой для  рассмотрения  по
   существу,  приобщив  предварительные возражения властей  Российской
   Федерации к рассмотрению по существу.
       7.  Заявитель  и  власти Российской Федерации представили  свои
   замечания  по  существу  дела  (пункт  1  правила  59  Регламента).
   Проведя консультации со сторонами, Палата приняла решение,  что  по
   существу  дела  не  требуется проведения устных слушаний  (пункт  3
   правила  59  in fine Регламента), стороны обменялись  в  письменном
   виде возражениями на доводы друг друга.
   
                                 ФАКТЫ
   
                        I. Обстоятельства дела
   
       8.   29   апреля   1994   г.   "Ватан"  была   зарегистрирована
   Министерством   юстиции  Российской  Федерации   как   политическая
   партия.
       9.  Согласно своему уставу партия "Ватан" была создана в  целях
   содействия  возрождению  татарской  нации  и  защиты  политических,
   социальных,  экономических и культурных  прав  татар.  Наименование
   "татары"  является собирательным именем для ряда народов  тюркского
   происхождения, говорящих на одном из языков, относящихся  к  урало-
   алтайской  языковой семье. Четыре пятых татар (около  5,5  миллиона
   человек) проживает в Российской Федерации, причем большинство  -  в
   Республике  Татарстан и Республике Башкортостан;  остальные  татары
   рассредоточены   по  Уральскому  и  Поволжскому  регионам.   Татары
   исповедуют ислам.
       10.  Ульяновское  областное отделение партии "Ватан"  (далее  -
   Отделение)    было    зарегистрировано   в    Управлении    юстиции
   администрации  Ульяновской  области  12  августа  1994  г.   Партия
   "Ватан" утверждает, что это ее территориальное подразделение.
       11.  12  октября  1997  г. Отделение выступило  с  "обращением"
   (далее  - Обращение) к "народам Поволжья и всем угнетенным  народам
   империи,   администрации  Ульяновской  области  и  г.   Ульяновска,
   историкам,   краеведам,  археологам,  ученым",   озаглавленным   "О
   предотвращении  и  отмене  организуемого  реакционными   силами   -
   "партией  войны"  шабаша - празднования так  называемого  350-летия
   основания  Симбирска,  фактически соответствующего  приблизительной
   дате колонизации "Шехри Сембера".
       12. В Обращении содержатся, inter alia, следующие заявления:
       "К  коренному  населению Поволжья: татарам,  чувашам,  эрзянам,
   мокшанам, марийцам и башкирам:
       1.  Не позволяйте подвергать осмеянию своих предков и совершать
   надругательство  над их памятью. Не давайте реакционным  нацистским
   силам  праздновать  дату колонизации Сембера.  Шехри-Сембер  -  это
   имеющий  тысячелетнюю  историю  город  ваших  славных  предков.  Их
   могилы  находятся  в  центре города на Симбирском  Холме  и  вокруг
   него.   Не   допустите  их  осквернения.  Готовьтесь  к   годовщине
   колонизации Шехри-Сембера. В день памяти предков, 31 мая  1998  г.,
   в  9.00  приходите на священный Холм Сембер к могилам своих предков
   (между  Мемориалом и площадью Ленина). Кроме могил, можно  посетить
   руины  Шехри-Кальмана. Желающие получат возможность принять  Ислам.
   Защитим  честь и достоинство наших народов. Достойно встретим  1350
   годовщину Шехри-Сембера, иншалла.
       2.  Какие только утраты, унижения, страдания, лишения и  жертвы
   ни  понес  наш народ: и расовую дискриминацию, и дискриминацию  при
   найме  на  работу,  и  запрещение  обучения  на  родном  языке,   и
   насильственную службу в оккупационной армии.
       3.  Добивайтесь легитимизации языков коренных народов. Боритесь
   за  проведение  справедливых выборов в  местные  органы  власти  на
   основе национальных общин. Стремитесь, чтобы каждый ребенок мог  от
   начальной  до  высшей  школы учиться на родном  языке.  Добивайтесь
   открытия  вещания по спутниковым каналам из Казани, Уфы,  Чебоксар,
   Саранска,   Йошкар-Олы,   Ташкента,  Бишкека,   Алма-Аты,   Анкары,
   Стамбула, Тегерана, Эр-Рияда, Мекки.
       4.  Коренные  народы  идель-урас-себер-крым  йорт,  и  особенно
   "сембер  иле"  и даже американские индейцы - вы наследники  великой
   исламской культуры. Возвращайтесь в исламскую веру. Таких, как  мы,
   - более миллиарда человек.
       К администрации Ульяновской области, лично господам Горбачеву и
   Марусину, их подчиненным, историкам, краеведам, археологам,  ученым
   области:
       1. Господа Горбачев, Марусин и подчиненные,
       не  поддавайтесь  влиянию псевдоисториков,  московской  "партии
   войны",  местной либерально-демократической партии, псевдоученых  и
   нацистов.    Остановите   шабаш   празднования   350-й    годовщины
   колонизации   Симбирска.  Кстати,  длительность  колонизации   была
   преднамеренно  искажена.  Истинная  продолжительность   колонизации
   (конец мая 1666 - 1999 гг.) исчисляется круглой цифрой - 333  года.
   Не  настраивайте русское население против коренных народов Поволжья
   - вам это не удастся. С нами Бог-иншалла.
       2. Господа Горбачев, Марусин и местные руководители,
       прекратите тратить бюджет области на строительство по  указанию
   "партии   войны"  памятников  врагу  и  предателю   своего   народа
   крещеному   татарину   Богдану  Хитрово...  Деньги,   сэкономленные
   благодаря    отмене   шабаша,   должны   пойти   на   строительство
   Университета  приволжских  народов  и  учреждение  радиовещания  на
   местных языках. Восстановите обучение детей на их родном языке.
       3.  Восстановите  уничтоженный властями мемориальный  могильный
   камень  на  священном  Холме  Сембер  -  месте  захоронения   наших
   предков.  Реставрируйте или разрешите реставрировать  главный  храм
   Шекри-Сембера на Холме Сембер.
       4.  Господин  Горбачев, имейте мужество  от  имени  всех  Ваших
   предшественников  принести извинения народу Поволжского  района  за
   столетние  унижения,  страдания, лишения  и  жертвы,  поскольку  Вы
   являетесь их преемником. Кто-то должен положить этому конец.
       5.  Бесполезно  скрывать,  поскольку  это  всем  известно,  что
   русское  население  насчитывает всего 10 миллионов,  остальные  130
   миллионов   лишь   по-русски  говорят  и  не   помнят   ни   своего
   национального  происхождения, ни предков.  Лишение  исторических  и
   этнических  корней,  памяти  и Родины  -  плачевный  итог  насилия,
   совершенного   во  имя  создания  однонациональной  и   одноязычной
   империи.
       Мы,  народы  Поволжского района, были,  есть  и  всегда  будем,
   иншалла.
       Ульяновское областное отделение партии "Ватан" поручает  Исхану
   Найльбеку  Микееву,  учитывая  его тридцатилетний  опыт  участия  в
   национально-освободительном движении,  знание  проблем  Ульяновской
   области   и   понимание   чаяний  людей,   возглавить   борьбу   за
   национальное   освобождение  и  сформировать   команду   из   числа
   испытанных, мужественных и стойких людей.
       Укоротим  руки  московской  "партии  войны"!  Свободу   народам
   империи!  Даешь  деколонизацию  России!  Даешь  обучение  детей  на
   родных  языках!  -  вот  общие лозунги  всех  порабощенных  Москвой
   исламских народов".
       13. 19 мая 1998 г. Отделение обратилось к мэру г. Ульяновска  с
   просьбой  разрешить  провести мемориальные  мероприятия  по  случаю
   1350  годовщины  основания  Сембера.  22  мая  1998  г.  мэр  такое
   разрешение  дал, определив для проведения мероприятий принадлежащие
   религиозным организациям места отправления культа и кладбища.
       14.  31 мая 1998 г. Отделение провело мемориальную церемонию  в
   центре   города,   где,  по  утверждению  партии-заявителя,   ранее
   находилось древнее мусульманское кладбище.
       15.  3  июня  1998 г. прокурор Ульяновской области обратился  в
   Ульяновский   областной   суд   с  заявлением   о   приостановлении
   деятельности  Отделения на основании того, что деятельность  партии
   "Ватан"   нарушает  федеральное  законодательство   и   Конституцию
   Российской Федерации.
       16.  13  июля  1998  г.  Ульяновский областной  суд  рассмотрел
   различные   утверждения,  сделанные  Отделением,  на   предмет   их
   соответствия   Конституции  Российской  Федерации,   в   частности,
   Обращение от 12 октября 1997 г. и констатировал следующее:
       - государственные органы, отвечающие за проведение празднования
   350-летней годовщины Симбирска, были названы "нацистскими";
       -  Отделение  призывало  к "деколонизации  народов,  являющихся
   пленниками Москвы - Шайтан-Кала, Российской империи";
       - Российская Федерация была названа "врагом человечества";
       -  о  гражданах России было сказано, что они "лишь говорят  по-
   русски,  но  не  помнят ни своего национального  происхождения,  ни
   предков";
       -  Отделение  призывало  к  "отмене  организуемого...  "партией
   войны"  шабаша празднования... 350-летия основания Симбирска"  и  к
   прекращению "растраты бюджета области";
       - Отделение уполномочило своего секретаря "возглавить борьбу за
   национальное   освобождение  и  сформировать   команду   из   числа
   испытанных, мужественных и стойких людей".
       18.  Суд  также  отметил, что Отделение призывало  к  признанию
   независимости  Чеченской Республики, возврату народов  Приволжского
   района к исламу (протокол заседания Отделения от 26 мая 1996 г.)  и
   присоединению народов Сембера к национально-освободительной  борьбе
   татарских  мусульман  (протокол общего  собрания  Отделения  от  12
   октября  1997  г.).  Суд далее сделал ссылку  на  годовой  отчетный
   доклад   Отделения,  который  содержал  призыв   к   "деколонизации
   России",  созданию вооруженных сил "по конфессиональному признаку",
   "упразднению неоимпериалистического герба, поскольку в нем  имеются
   кресты,  и  паспорта - поскольку в нем не упоминается  национальное
   происхождение".
       19.   Суд   установил,   что   все  перечисленные   утверждения
   несовместимы  с  Конституцией Российской Федерации. Суд  установил,
   inter alia:
       "...Ульяновское  областное  отделение  партии  "Ватан"  открыто
   призывает    к   нарушению   целостности   Российской    Федерации,
   насильственному  изменению основ конституционного  строя,  созданию
   исламского    государства   в   Приволжском    районе.    Отделение
   провозглашает идею борьбы за национальное освобождение и  призывает
   к  формированию  "команды  из испытанных,  мужественных  и  стойких
   людей".  Действия  и мнения руководителей Отделения  и  его  членов
   носят  экстремистский националистический характер, побуждают  людей
   к   национальной  и  религиозной  розни,  умаляют  роль  населения,
   говорящего на русском языке и не исповедывающего ислам.".
       20.  Кроме того, Суд установил, что мемориальная церемония была
   проведена  Отделением  31  мая 1998 г. в  центре  г.  Ульяновска  в
   нарушение разрешения мэра города.
       21.  Суд  пришел  к  выводу,  что  деятельность  Отделения   не
   соответствует целям, заявленным в его Уставе, и нарушает статью  16
   Закона  "Об общественных объединениях", который запрещает  создание
   и  деятельность общественных объединений, цели или действия которых
   направлены   на  насильственное  изменение  основ  конституционного
   строя,   нарушение   целостности   Российской   Федерации,   подрыв
   государственной  безопасности, создание  вооруженных  формирований,
   разжигание   социальной,  расовой,  национальной  или   религиозной
   розни,  и  посчитал необходимым удовлетворить заявление  прокурора.
   Суд приостановил деятельность Отделения сроком на шесть месяцев.
       22.  Ipso  jure  Отделению  было запрещено  проводить  митинги,
   демонстрации,  другие  публичные  действия,  принимать  участие   в
   выборах,  использовать свой банковский счет  для  иных  целей,  чем
   оплата  расходов, связанных с нормальной деятельностью по  трудовым
   соглашениям, выплатой компенсаций и штрафов.
       23.  Отделение обжаловало Решение Ульяновского областного  суда
   от  13  июля 1998 г. в Верховный суд Российской Федерации,  заявив,
   что   Ульяновский   областной  суд  неправильно  истолковал   смысл
   обращения, в котором была отражена история татар, и что  в  нем  не
   содержалось  побуждения к национальной или  религиозной  розни  или
   чего-либо  еще,  что  могло  ущемлять  достоинство  русских  людей.
   Отделение настаивало, что церемония 31 мая 1998 г. имела  место  на
   старинном мусульманском кладбище.
       24.  3  сентября  1998  г. Верховный суд  Российской  Федерации
   оставил Решение Ульяновского областного суда без изменения.  Жалоба
   о  пересмотре Решения в порядке надзора была отклонена тем же судом
   13 октября 1998 г.
       25. 12 января 2000 г. Решением Ульяновского областного суда  по
   ходатайству  Управления юстиции администрации  Ульяновской  области
   Отделение   было   ликвидировано   в   связи   с   тем,   что    не
   перерегистрировало    свой   устав   в   соответствии    с    новым
   законодательством  Российской Федерации.  Данное  Судебное  решение
   обжаловано не было.
   
                 II. Уставные документы партии "Ватан"
                        и областного Отделения
                                   
                 A. Уставные документы партии "Ватан"
   
       26. Применимые положения Устава партии "Ватан" гласят:
       "Устав Народно-демократической партии "Ватан"...
       1.1.  Народно-демократическая партия "Ватан" - это политическая
   партия...
       1.2.   Партия   "Ватан"  осуществляет  свою   деятельность   на
   территории   Российской  Федерации,  где  созданы  ее  региональные
   подразделения  (Омская  область, Ульяновская  область  [регион,  на
   территории   которого  зарегистрировано  Отделение],  Нижегородская
   область, г. Москва, Республика Башкортостан, Республика Мордовия  и
   Чувашская Республика)...
       /.../
       3.4.  Все  подразделения  партии  автономны  при  принятии  ими
   решений   по  вопросам  местного  характера,  если  это  не   будет
   противоречить Уставу партии или ее Программе.
       4.1.  Партия  "Ватан" создается для защиты  граждан  татарского
   происхождения,   граждан  иного  происхождения,  их   политических,
   экономических,  социальных  и культурных  прав  и  свобод  в  целях
   способствования    их    активному    участию    в    осуществлении
   государственных и социальных правоотношений.
       4.2.  Для  достижения  своих целей партия "Ватан"  осуществляет
   следующую деятельность:
       -   входит  в  соответствии  с  законодательством  в  структуры
   законодательной  и  исполнительной  власти  посредством  выдвижения
   кандидатов для выражения политической воли своих членов;
       -   способствует   созданию  этнических   районных,   окружных,
   государственных  советов в местах компактного проживания  татар  на
   территории Российской Федерации;
       - проводит организационную деятельность, агитацию, пропаганду и
   иную    информационную    деятельность    в    образовательных    и
   педагогических  целях, способствует возврату арабского  письменного
   языка;
       -   организует  лекции,  семинары,  обсуждения,  дискуссии  "за
   круглым  столом",  массовую  и  коллективную  деятельность  и  иные
   мероприятия в соответствии с законодательством и в целях партии;
       /.../
       -  представляет интересы своих членов в государственных органах
   и общественных учреждениях;
       /.../
       5.1.   Партия   имеет   территориальную   структуру.   Основные
   подразделения партии, объединенные в районные, городские,  окружные
   и региональные отделения, составляют основу партии.
       5.2.   Региональные  отделения  создаются  в   соответствии   с
   административно-территориальным делением Российской Федерации,  они
   составляют свои программы действий с учетом местных особенностей  и
   избирают делегатов на Конгресс партии (Курултай); в соответствии  с
   законодательством  они входят в структуры местных  органов  власти.
   Региональные   организации  образуются  как  юридические   лица   в
   соответствии с процедурой, установленной законодательством. В  этом
   случае  они  принимают свои уставы, которые не должны противоречить
   Уставу  партии  и ее Программе, и регистрируют их в соответствии  с
   законодательством.
       5.3.  Основные и региональные отделения независимы при принятии
   ими  решений  на  основании  Устава  партии  и  ее  Программы.  Они
   осуществляют   свою   деятельность  в  соответствии   с   основными
   документами  партии,  решения Конгресса партии  (Курултая)  и  свои
   собственные  решения, если это не противоречит Уставу партии  и  ее
   Программе.
       /.../
       6.7. Председатель партии осуществляет общее руководство партией
   на  период  между  проведением Конгрессов партии  (Курултая)...  он
   выступает  от  имени партии... представляет партию без доверенности
   в государственных органах и общественных учреждениях...".
   
                    B. Уставные документы Отделения
   
       27. Применимые положения Устава Отделения гласят:
       "Устав  Симбирского  (Ульяновского)  регионального  объединения
   Народно-демократической партии "Ватан"...
       1.1.     Симбирское    региональное    объединение     Народно-
   демократической   партии   "Ватан"  -  подразделение   политической
   партии...
       /.../
       2.5.  Членство  в  партии может быть прекращено...  по  решению
   Симбирского  регионального комитета ввиду нарушения  Устава  партии
   или   ее   Программы,  такое  решение  может  быть   обжаловано   в
   вышестоящий   орган  партии,  включая  Центральный  координационный
   совет  [исполнительный  орган партии "Ватан"  согласно  пункту  1.5
   Устава партии].
       4.1.  Симбирское региональное отделение Народно-демократической
   партии    "Ватан"   создается   для   защиты   граждан   татарского
   происхождения,   граждан  иного  происхождения,  их   политических,
   экономических,  социальных  и культурных  прав  и  свобод  в  целях
   способствования    их    активному    участию    в    осуществлении
   государственных и социальных правоотношений.
       4.2.   Для   достижения  своих  целей  Симбирское  региональное
   отделение   Народно-демократической  партии  "Ватан"   осуществляет
   следующую деятельность:
       -   входит  в  соответствии  с  законодательством  в  структуры
   законодательной  и  исполнительной  власти  посредством  выдвижения
   кандидатов для выражения политической воли своих членов;
       -   способствует   созданию  этнических   районных,   окружных,
   государственных  советов в местах компактного проживания  татар  на
   территории Российской Федерации;
       - проводит организационную деятельность, агитацию, пропаганду и
   иную    информационную    деятельность    в    образовательных    и
   педагогических  целях, способствует возврату арабского  письменного
   языка;
       -   организует  лекции,  семинары,  обсуждения,  дискуссии  "за
   круглым  столом",  массовую  и  коллективную  деятельность  и  иные
   мероприятия в соответствии с законодательством и в целях партии;
       -  представляет интересы своих членов в государственных органах
   и общественных учреждениях;
       /.../
       6.6.  В  периоды  между конференциями [Отделения]  Региональный
   комитет     Народно-демократической    партии     "Ватан"     несет
   ответственность за деятельность [Отделения]".
   
             III. Применимое национальное законодательство
   
                  A. Конституция Российской Федерации
   
       28.  Положения Конституции Российской Федерации,  применимые  к
   настоящему делу, гласят:
       Часть 5 статьи 13
       "Запрещается  создание и деятельность общественных объединений,
   цели  или  действия которых направлены на насильственное  изменение
   основ  конституционного  строя и нарушение  целостности  Российской
   Федерации,  подрыв  безопасности государства, создание  вооруженных
   формирований,   разжигание  социальной,  расовой,  национальной   и
   религиозной розни."
       Статья 28
       "Каждому     гарантируется     свобода     совести,     свобода
   вероисповедания,  включая  право  исповедовать  индивидуально   или
   совместно  с  другими  любую религию или не  исповедовать  никакой,
   свободно  выбирать,  иметь  и  распространять  религиозные  и  иные
   убеждения и действовать в соответствии с ними."
       Часть 1 статьи 29
       "Каждому гарантируется свобода мысли и слова."
       Часть 2 статьи 29
       "Не   допускаются   пропаганда   или   агитация,   возбуждающие
   социальную,  расовую,  национальную  или  религиозную  ненависть  и
   вражду.     Запрещается    пропаганда    социального,     расового,
   национального или языкового превосходства."
       Часть 1 статьи 30
       "Каждый  имеет  право на объединение, включая  право  создавать
   профессиональные   союзы  для  защиты  своих   интересов.   Свобода
   деятельности общественных объединений гарантируется."
       Статья 31
       "Граждане  Российской Федерации имеют право  собираться  мирно,
   без  оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и
   пикетирование."
   
            B. Федеральный закон N 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.
                    "Об общественных организациях"
   
       29.   На  момент  событий  положения  Федерального  закона  "Об
   общественных организациях", применимые к настоящему делу, гласили:
       Статья  16. Ограничения на создание и деятельность общественных
   объединений
       "Запрещаются  создание и деятельность общественных объединений,
   цели  или  действия которых направлены на насильственное  изменение
   основ  конституционного  строя и нарушение  целостности  Российской
   Федерации,  подрыв  безопасности государства, создание  вооруженных
   формирований,  разжигание  социальной,  расовой,  национальной  или
   религиозной розни."
       Часть  1  статьи 42. Приостановление деятельности  общественных
   объединений
       "Деятельность    общественных    объединений     может     быть
   приостановлена   в   случае   нарушения   Конституции    Российской
   Федерации,  конституций (уставов) субъектов  Российской  Федерации,
   законодательства Российской Федерации по решению  суда  в  порядке,
   предусмотренном   настоящим   Федеральным   законом    и    другими
   федеральными законами."
       Статья    43.    Последствия    приостановления    деятельности
   общественного объединения
       "В    случае    приостановления   деятельности    общественного
   объединения     на     срок,    установленный    решением     суда,
   приостанавливаются  его  права  как  учредителя  средств   массовой
   информации,  ему  запрещается  организовывать  собрания,   митинги,
   демонстрации  и другие публичные мероприятия, принимать  участие  в
   выборах,  использовать банковские вклады, за  исключением  расчетов
   по  хозяйственной  деятельности  и трудовым  договорам,  возмещению
   убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов...".
   
              C. Гражданский кодекс Российской Федерации
   
       30.  Статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации от  30
   ноября    1994    г.   предусматривает,   что   юридические    лица
   самостоятельны   при   осуществлении   их   прав    и    выполнении
   обязанностей, они могут быть стороной в суде.
   
                                 ПРАВО
   
       31.  Партия  "Ватан"  утверждала,  что  судебными  решениями  о
   приостановлении деятельности ее областного отделения были  нарушены
   ее право придерживаться своих мнений и распространять информацию  и
   идеи,  свобода  объединений партии и право ее  членов  исповедовать
   свою религию. При этом она ссылалась на статьи 9 - 11 Конвенции.
   
        Предварительные возражения властей Российской Федерации
   
                           A. Доводы сторон
   
       32.  Власти  Российской  Федерации не согласились  с  тем,  что
   партия    обладает   статусом   жертвы   предполагаемых   нарушений
   Конвенции.
       33.  Прежде  всего,  власти Российской Федерации  заявили,  что
   партия  "Ватан" не имела полномочий подавать жалобу  в  Европейский
   суд  от  имени  областного отделения. Они утверждали,  что  партия-
   заявитель   и   партия,  в  отношении  которой   были   предприняты
   рассматриваемые    меры,   -   два   разных    юридических    лица,
   зарегистрированные  в  соответствии с законодательством  Российской
   Федерации.  Власти  Российской  Федерации  утверждали,  что  партия
   "Ватан"  не  имела  права действовать от имени  своих  региональных
   подразделений в ходе национального судебного разбирательства  ни  в
   соответствии  с  Гражданским кодексом Российской  Федерации,  ни  в
   соответствии с ее уставными документами. В частности, они  заявили,
   что  председатель  партии  выступал в  судебном  разбирательстве  в
   Верховном  суде Российской Федерации от имени областного  отделения
   на основании доверенности.
       34.  Кроме  того,  власти  Российской Федерации  отрицали,  что
   жалоба     партии     "Ватан"     преследует     свои     интересы,
   противопоставленные   интересам  областного  отделения,   поскольку
   приостановление  деятельности отделения никак не повлияло  на  саму
   партию  "Ватан". Они указывали, что партия "Ватан" могла продолжать
   свою  деятельность  даже в г. Ульяновске в течение  всего  периода,
   когда на Отделение был наложен судебный запрет.
       35.  Партия-заявитель  не согласилась  с  возражениями  властей
   Российской Федерации.
       36.  Прежде всего, партия-заявитель утверждала, что жалоба была
   подана  в Европейский суд от имени всей политической партии,  а  не
   от   имени  ее  регионального  отделения.  Она  заявила,  что   все
   подразделения  партии "Ватан", в том числе региональные  отделения,
   подчиняются  ее центральным органам независимо оттого, являются  ли
   они  отдельными  лицами в соответствии с законодательством.  Партия
   "Ватан" утверждала, что ее председатель являлся "высшим лицом  всей
   партии", который в соответствии с пунктами 1.1 и 6.7 Устава  партии
   "Ватан"    "представляет   партию   в   целом".    Партия-заявитель
   утверждала,   что  положение  о  подчинении  областного   отделения
   "центральным органам партии" подразумевается в Уставе Отделения,  в
   частности, согласно пункту 2.5 Устава Отделения, который  позволяет
   обжаловать   "в  вышестоящий  орган  партии,  включая   Центральный
   координационный   совет  [исполнительный  орган  партии   "Ватан"]"
   прекращение членства лица в партии.
       37.  Кроме того, партия "Ватан" утверждала, что приостановление
   деятельности Отделения отразилось на всей партии. Она заявила,  что
   приостановление  деятельности  Отделения  привело   к   прекращению
   деятельности  партии  "Ватан"  в  Ульяновской  области,  к  подрыву
   положения  партии  в  регионе и, очевидно, к снижению  популярности
   партии.
   
                      B. Мнение Европейского суда
   
       38.  Европейский суд напомнил: чтобы ссылаться на  материальные
   положения  Конвенции, необходимо выполнить два  условия:  заявитель
   должен  подпадать под категорию заявителей, указанных в  статье  34
   Конвенции,  и  его  дело должно быть prima  facie,  что  именно  он
   является  жертвой  нарушения Конвенции  (см.  Решение  Европейского
   суда  по  делу "Ассельбург и другие против Люксембурга",  жалоба  N
   29121/95,  ECHR  1999-VI). В части, применимой к  настоящему  делу,
   статья 34 Конвенции гласит:
       "Суд  может принимать жалобы от любого физического лица,  любой
   неправительственной  организации  или  любой  группы  частных  лиц,
   которые  утверждают,  что  явились  жертвами  нарушения  одной   из
   Высоких  Договаривающихся Сторон их прав,  признанных  в  настоящей
   Конвенции или в Протоколах к ней...".
       39.  Европейский суд напомнил, что настоящая жалоба была подана
   политической   партией  "Ватан",  зарегистрированной   в   качестве
   юридического лица. Европейский суд отметил, что меры, обжалуемые  в
   жалобе,  в  частности приостановление деятельности и  последовавшее
   судебное    разбирательство,   касались    областного    отделения,
   зарегистрированного  в  качестве юридического  лица,  а  не  партии
   "Ватан". Тот факт, что партия "Ватан" и областное отделение  -  это
   два  разных юридических лица, сторонами не оспаривался, и  он  явно
   следует   из   уставных  документов  партии  "Ватан"  и  областного
   отделения.
       40. Прежде всего, Европейский суд должен рассмотреть, может  ли
   данное  дело рассматриваться как таковое, в котором партия  "Ватан"
   представляет  собой форму организации "зонта",  включающей  в  себя
   саму  партию  "Ватан"  и областное отделение  как  ее  составляющую
   часть.
       41.  Такое  толкование  потребовало бы, чтобы  Европейский  суд
   признал, что "личность" общественной организации (по смыслу  статьи
   34 Конвенции) может быть шире ее юридического статуса и включать  в
   себя несколько юридических лиц.
       42.   Таким   образом,   Европейский  суд  должен   определить,
   существовала ли на момент событий политическая партия,  которая  бы
   включала  в  себя и партию "Ватан", и областное отделение,  и  если
   да,  то  могла  ли  она  заявлять, что она  является  "общественной
   организацией" по смыслу статьи 34 Конвенции в контексте  настоящего
   дела.
       43.  Европейский суд счел, что правосубъектность  общественного
   объединения   создает  презумпцию  prima  facie  относительно   его
   статуса.  Любое утверждение о том, что политическая партия включает
   в  себя  более  одного юридического лица, должно  иметь  под  собой
   основу  в  виде  уставов и структуры организации. В частности,  это
   может   быть   регулирование  таких  вопросов,  как   субординация,
   подчинение  одному лидеру, приверженность единой линии политических
   взглядов,    общее   проведение   единой   политической   кампании,
   регистрация  членства  в  объединении,  выдвижение  кандидатов   на
   выборах  и  поддержка  таких кандидатов,  воздержание  от  взаимной
   политической  конкуренции. Предполагается,  что  юридические  лица,
   образующие  такую  партию,  как  минимум  предусматривают  в  своих
   уставных  документах  их  структурную субординацию  и  политическую
   приверженность  определенным  политическим  идеям.  Таким  образом,
   Европейский  суд рассмотрит, может ли такое видение партии  "Ватан"
   и  областного  отделения  представлять  собой  единую  политическую
   партию.
       44.  Европейский суд установил, что хотя устав  партии  "Ватан"
   предусматривает  создание  "региональных  подразделений",   никаких
   подобных  положений в уставе областного отделения не усматривается.
   Уставные  документы отделения содержат лишь одну прямую  ссылку  на
   партию  "Ватан" при установлении порядка обжалования исключения  из
   партии  (пункт  2.5  Устава). Устав областного отделения  оставляет
   открытым  вопрос  о том, было ли отделение структурно  зависимо  от
   партии  "Ватан"  при принятии решений и имело ли  оно  политические
   обязательства  перед  последней.  В  частности,  ничто  в  уставных
   документах   не   препятствует  преследовать   политические   цели,
   отличные  от  тех,  которые  преследует  партия  "Ватан".  Ничто  в
   настоящем  деле не свидетельствует о том, что действия и заявления,
   которые   привели   к   приостановлению   деятельности   областного
   отделения,   были   сформулированы  или   санкционированы   партией
   "Ватан".
       45. Более того, Европейский суд отметил, что партия "Ватан"  не
   выступала  ни  в  каком  статусе  в  ходе  национального  судебного
   разбирательства в ее предполагаемом статусе "партии в  целом".  Как
   утверждали  власти  Российской Федерации,  и  это  не  оспаривалось
   заявителем,   председатель  партии  "Ватан"  принимал   участие   в
   рассмотрении   дела  в  Верховном  суде  Российской  Федерации   на
   основании доверенности, выданной ему областным отделением, а  не  в
   качестве "главы всей партии".
       46.  Таким  образом, Европейский суд не может прийти к  выводу,
   что   партия   "Ватан"   и  областное  отделение   являлись   одной
   политической  партией,  представлявшей  собой  единое  общественное
   объединение по смыслу статьи 34 Конвенции.
       47.  Далее, Европейский суд рассмотрит вопрос о том,  может  ли
   сама   партия   "Ватан"  утверждать,  что  она   является   жертвой
   приостановления деятельности областного отделения.
       48.   Европейский   суд   напомнил,   что   понятие   "жертва",
   используемое  в  статье  34  Конвенции,  обозначает  лицо,  которое
   непосредственно    затронуто    рассматриваемым    действием    или
   бездействием  (см. Постановление Европейского суда по  делу  "Эккле
   против  Германии" (Eckle v. Germany) от 15 июля 1982 г., Series  A,
   N  51,  p.  30,  з 66). Далее он напомнил, что принятие  жалобы  от
   "лица",   которое  предполагаемое  нарушение  затронуло   косвенно,
   обосновано  только в исключительных обстоятельствах,  в  частности,
   если  прямо  установлено,  что  непосредственная  жертва  не  имеет
   возможности   обратиться   в   Европейский   суд   через    органы,
   предусмотренные   положениями   ее   устава   (см.    Постановление
   Европейского  суда  по  делу "Агротексим и  другие  против  Греции"
   (Agrotexim and others v. Greece) от 24 октября 1995 г.,  Series  A,
   N 330, p. 25, з 66).
       49.  Лицом,  непосредственно затронутым в результате применения
   судебных  мер, является областное отделение. Интерес  самой  партии
   "Ватан"  состоял  в  том, что она не могла опираться  на  областное
   отделение   для   распространения   своих   политических   идей   в
   Ульяновской области в течение шести месяцев.
       50.   Европейский   суд  отметил,  что   судебный   запрет   не
   устанавливал  ограничений  для  самой  партии  "Ватан",  и,   таким
   образом,  ничто  ей  не  препятствовало в ведении  деятельности  от
   своего  имени, например, через отдельных членов партии. Европейский
   суд  также  отметил,  что  областное отделение  как  прямая  жертва
   нарушения  могло  подать жалобу в Европейский суд. Европейский  суд
   не  усмотрел никаких исключительных обстоятельств в настоящем деле,
   которые  бы предоставили партии "Ватан" право утверждать,  что  она
   является   жертвой   оспариваемого   приостановления   деятельности
   отделения.
       51.  Европейский  суд  также отметил,  что  партия  "Ватан",  в
   отличие  от областного отделения, никогда не участвовала в судебном
   разбирательстве по данному вопросу в судах Российской Федерации  от
   своего  имени в отношении предполагаемых нарушений. Таким  образом,
   даже  если бы Европейский суд рассмотрел партию "Ватан" как  жертву
   нарушения,   в   любом   случае  жалоба   должна   быть   объявлена
   неприемлемой   ввиду  неисчерпания  внутренних   средств   правовой
   защиты.
       52. Наконец Европейский суд отметил, что ничто в настоящем деле
   не   свидетельствует  о  том,  что  в  ходе  рассмотрения  дела   в
   Европейском  суде  партия "Ватан" представляла интересы  областного
   отделения.
       53.    Соответственно,   предварительные   возражения   властей
   Российской  Федерации  являются  обоснованными.  В  соответствии  с
   материалами  дела  партия  "Ватан" не  может  утверждать,  что  она
   "является   жертвой  нарушения"  по  смыслу  статьи  34  Конвенции.
   Следовательно,  оставшаяся  часть  жалобы  должна  быть   объявлена
   неприемлемой.
       54.  Удовлетворив предварительные возражения властей Российской
   Федерации, Европейский суд не будет рассматривать данную жалобу  по
   существу.
   
                  НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ СУД ЕДИНОГЛАСНО:
   
       удовлетворил  предварительные  возражения  властей   Российской
   Федерации  и  установил,  что рассматривать  дело  по  существу  не
   следует.
   
       Совершено  на  английском языке, и Постановление  направлено  в
   письменном виде 7 октября 2004 г. в соответствии с пунктами 2  и  3
   правила 77 Регламента Суда.
   
                                                   Председатель Палаты
                                                            Георг РЕСС
                                                                      
                                                 Секретарь Секции Суда
                                                          Венсен БЕРЖЕ
   
   
   
   
   
       В  соответствии  с пунктом 2 статьи 45 Конвенции  и  пунктом  2
   правила  74  Регламента Суда к настоящему Постановлению прилагается
   совпадающее мнение судей Г. Ресса и И. Кабрала Баррето.
   
                                                                  Г.Р.
                                                                      
                                                                  В.Б.
                                                                      
        СОВПАДАЮЩЕЕ МНЕНИЕ СУДЕЙ Г. РЕССА И И. КАБРАЛА БАРРЕТО
   
       Мы  согласны  с выводом, сделанным в Постановлении,  но  мы  бы
   предпочли, чтобы данная жалоба была объявлена неприемлемой  на  том
   основании, что она является явно необоснованной. По нашему  мнению,
   при  рассмотрении права Народно-демократической партии  "Ватан"  на
   защиту  от  незаконного вмешательства разделение  ее  структуры  на
   центральную  партийную  организацию  и  региональные  подразделения
   выглядит   достаточно   искусственным.   Как   правильно    отметил
   Европейский  суд  в  з  43  Постановления, существует  prima  facie
   презумпция,    что    применительно    к    политической     партии
   правосубъектность  общественного  объединения  распространяется  на
   партию   целиком   и  создает  ее  единую  политическую   сущность.
   Возможно,  что в российской правовой системе это могут быть  разные
   юридические  лица,  но Европейский суд не должен  забывать,  что  в
   целях  защиты существования политических партий и свободы выражения
   политических  мнений в соответствии со статьями 10 и  11  Конвенции
   здесь предпочтителен более широкий подход.
       По   нашему   мнению,  достаточно  спорно  в   соответствии   с
   Конвенцией,  что  партия  "Ватан"  должна  была  выступать  в  ходе
   внутринациональных судебных разбирательств стороной по  делу  ввиду
   ее  предполагаемого статуса "партии целиком". Решение  Европейского
   суда   признать  разделение  политической  партии  на  два   разных
   юридических лица, как это позволяет национальная правовая  система,
   делает  достаточно  затруднительным для партии защиту  ее  прав  от
   вмешательства  различных  государственных  органов.  Это   особенно
   верно,  когда,  как  в  настоящем деле, региональное  подразделение
   партии  подвергается вмешательству, которое может  оказать  влияние
   на    всю    партию.    Принцип   политического   представительства
   предполагает,  что  возможно вовлечение  в  такую  ситуацию  других
   юридических  лиц.  Таким образом, мы принимаем  утверждение  партии
   "Ватан", что внутринациональные меры, направленные в данном  случае
   против   регионального  подразделения  партии,   оказали   на   нее
   воздействие.   По   нашему  мнению,  партия  "Ватан"   может   сама
   утверждать,   что  она  является  жертвой  по  смыслу   статьи   34
   Конвенции,  и мы без каких-либо затруднений признаем,  что,  помимо
   партии    "Ватан"   как   центральной   организации,   региональные
   подразделения   также   имеют   право   на   защиту   от    данного
   вмешательства.  Убедительный  ответ  на  вопрос  о  том,  были   ли
   исчерпаны  внутренние  средства правовой защиты,  поскольку  партия
   "Ватан",  в отличие от своего регионального подразделения,  никогда
   не   инициировала  судебное  разбирательство  от  своего  имени   в
   отношении  предполагаемых нарушений, в Постановлении не  дан:  если
   региональное  подразделение действует в более широком рассмотрении,
   представляя  интересы партии в целом, равно как и свои  собственные
   интересы,  тогда  не  кажется  обоснованным  даже  размышлять   над
   отклонением  жалобы партии "Ватан" ввиду того  факта,  что  она  не
   инициировала  параллельное судебное разбирательство в  национальных
   судах.
       Более  того,  вопрос состоит не в том, может ли партия  "Ватан"
   представлять  областное  отделение  в  судебном  разбирательстве  в
   Европейском   суде,  поскольку  презюмируется,   что   политическая
   партия,  такая как "Ватан", обладает всеобъемлющим статусом,  тогда
   она  действительно  защищала  бы свои  интересы  в  таком  судебном
   разбирательстве, оспаривая вмешательство в деятельность  областного
   отделения.  Такое  более широкое видение отличается  от  концепции,
   согласно которой в демократическом обществе политические партии  не
   рассматриваются  как  обычные объединения, но  они  требуют  особой
   защиты.
       В  любом  случае  мы  бы пришли к выводу о том,  что  настоящая
   жалоба неприемлема, поскольку она является явно необоснованной.  По
   нашему  мнению, Ульяновский областной суд пришел к верному  выводу,
   что   Ульяновское   областное  отделение  партии  "Ватан"   открыто
   призывало к насильственному свержению основ конституционного  строя
   и  к  созданию  исламского государства в Поволжье -  оно  призывало
   группы   "смелых   и  стойких"  людей  бороться   за   национальное
   освобождение и деколонизацию России. В свете Постановления  Большой
   палаты   Европейского  суда  по  делу  "Рефах  Партизи  (Социальная
   партия) и другие против Турции" (Refah Partisi (the Welfare  Party)
   and  others  v.  Turkey) (жалобы N 41340/98, 41342/98,  41343/98  и
   41344/98,  ECHR  2003-II),  мы не сочли такие  выводы  Ульяновского
   областного   суда   ни   преувеличенными,  ни  необоснованными.   В
   частности,  ссылки на Российскую Федерацию как на  "партию  войны",
   оружие  которой  должно быть "укорочено", а  на  российские  органы
   власти  как на "нацистов" переходят все границы допустимой  свободы
   выражения  мнения по смыслу статьи 10 Конвенции. Таким образом,  по
   нашему   мнению,  было  бы  предпочтительнее  обосновать  вывод   о
   неприемлемости на этих усмотрениях.
   
   
   
   
   
                    EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS
                                   
                             THIRD SECTION
                                   
                        CASE OF VATAN v. RUSSIA
                      (Application No. 47978/99)
                                   
                             JUDGMENT <*>
                                   
                        (Strasbourg, 7.X.2004)
   
   --------------------------------
       <*>  This  judgment will become final in the circumstances  set
   out  in  Article  44 з 2 of the Convention. It may  be  subject  to
   editorial revision.
   
       In the case of Vatan v. Russia,
       The European Court of Human Rights (Third Section), sitting  as
   a Chamber composed of:
       Mr G. Ress, President,
       Mr I. Cabral Barreto,
       Mr {R. Turmen} <*>,
   --------------------------------
       <*> Здесь и далее по тексту слова на национальном языке набраны
   латинским шрифтом и выделены фигурными скобками.
   
       Mr J. Hedigan,
       Mrs M. Tsatsa-Nikolovska,
       Mr A. Kovler,
       Mr K. Traja, judges,
       and Mr V. Berger, Section Registrar,
       Having deliberated in private on 16 September 2004,
       Delivers  the  following judgment, which was  adopted  on  that
   date:
   
                               PROCEDURE
   
       1. The case originated in an application (No. 47978/99) against
   the  Russian Federation lodged with the Court under Article  34  of
   the  Convention for the Protection of Human Rights and  Fundamental
   Freedoms ("the Convention") by the People's Democratic Party  Vatan
   ("Vatan"), a political party registered under Russian law.
       2.  The applicant party was represented before the Court by  Mr
   R.  Bekkin,  a lawyer practicing in Moscow. The Russian  Government
   ("the    Government")   were   represented   by   Mr   P.   Laptev,
   Representative of the Russian Federation at the European  Court  of
   Human Rights.
       3.  The  applicant  party alleged that the  suspension  of  the
   activities of its branch violated its freedom to hold opinions  and
   to  impart  information and ideas, its freedom of  association  and
   party members' right to manifest their religion.
       4.  The  application was allocated to the Third Section of  the
   Court  (Rule  52 з 1 of the Rules of Court). Within  that  Section,
   the  Chamber that would consider the case (Article 27 з  1  of  the
   Convention) was constituted as provided in Rule 26 з 1.
       5.  By  a  decision  of 21 March 2002, the Court  declared  the
   application partly inadmissible.
       6.  By  a decision of 4 September 2003, the Court declared  the
   remainder  of the application partly admissible, having joined  the
   Government's preliminary objection to the merits.
       7.  The applicant and the Government each filed observations on
   the  merits  (Rule  59  з  1). The Chamber  having  decided,  after
   consulting the parties, that no hearing on the merits was  required
   (Rule  59  з  3  in fine), the parties replied in writing  to  each
   other's observations.
   
                               THE FACTS
   
                   I. The circumstances of the case
   
       8.  On  29 April 1994 Vatan was registered as a political party
   with the Ministry of Justice of the Russian Federation.
       9.  According to Vatan's constitutional charter, it was founded
   "to  support  the renascence of the Tartar nation, to  enhance  the
   latter's  political  activity  and to protect  Tartars'  political,
   socio-economic and cultural rights". The name "Tartar"  applies  to
   the peoples of Turkic origin who speak a language which belongs  to
   the  Ural-Altaic language family. Four-fifths of the Tartars (about
   5.5  million  people) live in the Russian Federation: the  majority
   live   in   the   Republic  of  Tatarstan  and  the   Republic   of
   Bashkortostan,  and  the  rest  are  dispersed  across   the   Ural
   Mountains and in the Volga region. The Tartars are Muslims.
       10.  On  12  August  1994  the  Simbirsk  (Ulyanovsk)  Regional
   Organisation of the People's Democratic Party Vatan ("the  Regional
   Organisation")   was   registered  with  the   Ulyanovsk   Regional
   Department of Justice. Vatan claims that this was a branch  of  its
   party.
       11. On 12 October 1997 the Regional Organisation made an appeal
   ("the  appeal")  to  the  "peoples of  the  Volga  region,  to  all
   oppressed  peoples  of  the empire, to the Ulyanovsk  Regional  and
   City   authorities,  to  historians,  students   of   local   lore,
   archaeologists   and   scientists",   entitled   "Prevention    and
   cancellation  of  the  forthcoming  witches'  Sabbath  arranged  by
   reactionary  forces  -  "the  war party"  -  the  so-called  "350th
   anniversary  of the founding of the town of Simbirsk" which  is  in
   fact an approximate date of the colonisation of Shekhry Sember".
       12. The appeal contained, inter alia, the following statements:
       "To  the  indigenous population of the Volga  Region:  tartars,
   chuvash, erzya, moksha, mari, bashkir.
       1.  Never  allow desecration or mockery of the memory  of  your
   ancestors;  do not allow the reactionary Nazi forces  to  celebrate
   the  date  of colonisation of Sember. Shekhry Sember is a thousand-
   year-old  town of your glorious ancestors. In the town  centre,  on
   Simbirskaya  Hill and in the outskirts lie their graves  -  do  not
   allow  them to be defiled. Be prepared for the anniversary  of  the
   colonisation of Shekhry Sember. On the ancestors' Memorial Day,  31
   May  1998  at 9 a.m., all come out to our sacred Sember Hill  -  to
   the  ancestors' graves - between the Memorial and Lenin  square.  A
   trip  to the ancestors' graves and the ruins of the Shekhry  Kalman
   will  also  be  on  offer  and everyone who  wishes  will  have  an
   opportunity  to turn to Islam. Let us stand up for the  honour  and
   dignity of our peoples. Let us celebrate the 1350th Anniversary  of
   Shekhry  Sember  in  a  dignified  manner,  inshallah.  Strive  for
   decolonisation  of the peoples who are prisoners of  Moscow-Shaitan
   Kala, the Russian empire.
       2. Who knows how much loss, humiliation, suffering, deprivation
   and  sacrifice  our  peoples have endured:  racial  discrimination,
   employment  discrimination,  the ban on  education  in  our  native
   language, forced service in the occupiers' army?
       3.  Strive  for legitimisation of indigenous languages.  Strive
   for  the  holding  of  fair municipal elections  on  the  basis  of
   national communities. Strive for education for every child  in  the
   national  language  from primary level to higher education.  Strive
   for  satellite  channels broadcasting from Kazan, Ufa,  Cheboksary,
   Saransk,   Yoshkar-Ola,   Tashkent,  Bishkek,   Alma-Aty,   Ankara,
   Istanbul, Teheran, Riyadh and Mecca.
       4.   Indigenous  peoples  idel-uras-seber-krym  iort,  and   in
   particular semberile and even American Indians - you are the  heirs
   of  the  great Islamic culture. Come back to Islam. There  will  be
   more than a thousand million of us.
       To  the Ulyanovsk Regional administration, to Mr Goryachev  and
   Mr  Marusin  personally,  to historians, students  of  local  lore,
   archaeologists and scientists of the region:
       1. Mr Goryachev, Mr Marusin and their subordinates,
       Do  not fall under the influence of pseudo-historians, the "war
   party"  from  Moscow, the local liberal democratic  party,  pseudo-
   scientists  and Nazis. Stop the witches' Sabbath in celebration  of
   the  350th  anniversary of the colonisation of Simbirsk.  Even  the
   colonisation   date   is   intentionally   confusing.   The    real
   colonisation  date is the end of May 1666 - 1999 is  a  good  round
   figure  of colonisation, i.e. 333 years. Do not stir up the Russian
   population  against the indigenous peoples of the  Volga  Region  -
   you will not succeed. God be with us, inshallah.
       2. Mr Goryachev, Mr Marusin and local governors,
       Stop  wasting our regional budget on the creation of  monuments
   to  an apostate and traitor of his peoples, the converted Christian
   Tartar  Bogdan  Khitrovo..., in accordance with the  directions  of
   the  "war party" in Moscow. The money saved on the witches' Sabbath
   should  be  invested  in founding a Volga peoples'  University  and
   introducing  TV  broadcasting in the local  languages.  Bring  back
   education in the national language for every child.
       3.  On  the  sacred Sember Hill between the Memorial and  Lenin
   Square,  on  the burial place of our sacred ancestors, restore  the
   remembrance  tombstone destroyed by your administration...  Restore
   or  allow  to be restored the main temple Shekhry Sember on  Sember
   Hill.
       4. Mr Goryachev, have the courage to apologise on behalf of all
   your  predecessors to the peoples of the Region for  the  centuries
   of  humiliation, suffering, deprivation and sacrifices,  since  you
   are their successor. Someone must put an end to it.
       5....  There is no point in hiding, and it is common  knowledge
   that  there  are only 10 million Russians, with the  remaining  130
   million  being Russian speakers who do not remember their ancestors
   and  historical-ethnic origin. Deprivation of historical and ethnic
   roots,  of  memory  and the motherland is the  sad  result  of  the
   violence  imposed in order to create a mono-ethnic and  monolingual
   empire.
       We, the peoples of the Volga region, were, are, and always will
   be, inshallah.
       Given  his  30  years of experience in the national  liberation
   movement,  his  courage,  his  knowledge  of  the  region  and  his
   understanding  of people, the Ulyanovsk Regional  Branch  of  Vatan
   empowers  Iskhan  Nailbek Mikey to be at the head of  the  national
   liberation  fight and to form a brigade of trustworthy, courageous,
   consecrated and resistant people.
       Let  us shorten the arms of the "war party" in Moscow! Free the
   empire's  peoples!  Decolonise Russia! Bring Islamic  education  in
   the  national  language  to  all children!  These  are  the  common
   slogans of all peoples - prisoners of Moscow."
       13. On 19 May 1998 the Regional Organisation asked the mayor of
   Ulyanovsk   to  authorise  a  ceremony  dedicated  to  the   1350th
   anniversary  of  the founding of Sember. On 22 May 1998  the  mayor
   gave  permission for the ceremony to be held in places  of  worship
   belonging to religious organisations and in cemeteries.
       14.  On  31 May 1998 the Regional Organisation held a  memorial
   ceremony in the city centre, where, according to Vatan, an  ancient
   Muslim cemetery was formerly located.
       15.  On  3  June  1998 the prosecutor of the  Ulyanovsk  Region
   applied  to  the  Ulyanovsk Regional Court  to  have  the  Regional
   Organisation's  activities suspended on  the  ground  that  it  had
   called  for violence, contrary to the federal legislation  and  the
   Constitution.
       16.  On 13 July 1998 the Ulyanovsk Regional Court examined  the
   prosecutor's claim.
       17.  Firstly, the court considered various statements  made  by
   the  Regional  Organisation in the light of their  conformity  with
   the  Constitution, in particular, the appeal of 12 October 1997 and
   noted that the Regional Organisation:
       - referred to the State institutions responsible for the public
   celebration of the 350th anniversary of Simbirsk as "Nazis";
       -  called  for "decolonisation of the peoples who are prisoners
   of Moscow -Shaitan Kala, the Russian empire";
       -   referred  to  the  Russian  Federation  as  "the  enemy  of
   humankind";
       -  referred to Russian citizens as "Russian speakers who do not
   remember their ancestors and historical-ethnic origin";
       -  urged  the  authorities  "to stop the  witches'  Sabbath  in
   celebration  of  the  350th  anniversary  of  the  colonisation  of
   Simbirsk" and "to stop wasting [the] regional budget";
       -  empowered the Regional Organisation's secretary, Mr Mikeyev,
   "to  be at the head of the national liberation fight and to form  a
   brigade  of  trustworthy,  courageous,  consecrated  and  resistant
   people".
       18.  The  court  also found that the Regional Organisation  had
   called  for  recognition of the independence  of  the  Republic  of
   Chechnya  and  for a return by the peoples of the Volga  region  to
   Islam  (conference minutes of 26 May 1996), and that it had  called
   on  the Sember peoples to join the Tartar Muslims in their national
   liberation  fight  (minutes  of the Regional  Organisation  General
   Meeting  of  12  October 1997). A reference was also  made  to  the
   Annual Report of the Regional Organisation's activities, where  the
   court  found calls to "decolonise Russia", to form military  forces
   "on  the  basis of religious confessions" and to "abolish the  neo-
   imperialistic emblem depicting crosses and passports which gave  no
   indication of ethnic origin".
       19.  The  court  held  that all of the  above  statements  were
   incompatible with the Constitution. The court stated,  inter  alia,
   the following:
       "...the   Ulyanovsk  Regional  Organisation  of  the   People's
   Democratic Party Vatan openly calls for violation of the  integrity
   of   Russia,   for   violent  alteration  of  the  foundations   of
   constitutional governance and for the creation of an Islamic  State
   in  the Volga Region. The Regional Organisation proclaims the  idea
   of  a  national liberation fight and calls for the formation  of  a
   brigade  of  trustworthy,  courageous  and  resistant  people.  The
   activities and opinions of the Regional Organisation's leaders  and
   members  are of an extreme nationalist nature, inciting  people  to
   national   and  religious  discord  and  denigrating  the   Russian
   speaking population and non-adherents of Islam."
       20. Secondly, the court found that the memorial ceremony of  31
   May  1998  held  by  the Regional Organisation  in  the  centre  of
   Ulyanovsk was in breach of the mayor's permit.
       21.  The  court concluded that the activities of  the  Regional
   Organisation  did not correspond to the purposes  declared  in  its
   Charter  and  violated  Section 16 of the  Federal  Law  on  Public
   Associations,  which prohibits the establishment and activities  of
   public  associations  whose aims and actions are  directed  at  the
   violent   alteration   of   the   foundations   of   constitutional
   governance,  violation of the integrity of the  Russian  Federation
   and  the undermining of state security, the forming of armed  units
   and  incitement  to social, racial, national and religious  strife.
   The  court  allowed  the  prosecutor's  appeal  and  suspended  the
   Regional Organisation's activities for 6 months.
       22.  Ipso  jure, the Regional Organisation was prohibited  from
   holding  meetings, demonstrations and other public actions,  taking
   part  in  elections and disposing of its bank accounts  other  than
   for  the  payment  of  expenses incurred in the  course  of  normal
   activities, payment of labour contracts, damages and fines.
       23.  The  Regional Organisation challenged the judgment  of  13
   July  1998 before the Supreme Court of Russia, contending that  the
   Ulyanovsk  Regional  Court had misinterpreted the  meaning  of  the
   appeal,  which  reflected the Tartars' history and that  there  had
   been  no  incitement  to national or religious strife  or  anything
   which   might   insult  the  dignity  of  Russians.  The   Regional
   Organisation  insisted that the ceremony of 31 May  1998  had  been
   held at the site of the ancient Muslim cemetery.
       24.  On  3  September 1998 the Supreme Court upheld  the  first
   instance  judgment.  An  application  for  supervisory  review  was
   dismissed by the same court on 13 October 1998.
       25.  On 12 January 2000 the Ulyanovsk Regional Court allowed  a
   claim  by  the  Department  of Justice of  the  Ulyanovsk  Regional
   Administration to dissolve the Regional Organisation on account  of
   its   failure  to  bring  its  Charter  in  compliance   with   new
   legislation. This decision has not been appealed against.
   
                  II. Constituent documents of Vatan
                     and the regional organisation
   
                               A. Vatan
   
       26.  The  relevant provisions of Vatan's constitutional charter
   read as follows:
       "The Charter of the People's Democratic Party Vatan...
       1.1 The People's Democratic Party Vatan is a political party...
       1.2  Vatan carries out its activities on the territory  of  the
   Russian   Federation,  where  regional  organisations  are  created
   (Omsk,  Ulyanovsk, Nizhniy Novgorod Regions, Moscow, the  Republics
   of Bashkortostan and Mordovia and the Chuvash Republic)...
       1.5 The seat of Vatan's headquarters, the Central Co-ordination
   Board, is in Moscow.
       ...
       3.4  All  party  organisations shall be  autonomous  in  taking
   decisions  concerning  local matters in so  far  as  these  do  not
   conflict with the party's Charter or its Programme.
       ...
       4.1  Vatan  has been set up for the protection of  citizens  of
   Tartar  origin,  citizens of other origin and of  their  political,
   economic,  social  and cultural rights and freedoms,  in  order  to
   promote  their active participation in the governing of  the  state
   and social affairs.
       4.2  To  achieve  its  goals Vatan shall pursue  the  following
   objectives:
       -  participating as prescribed by law in the state  legislative
   and  executive bodies, by nominating its candidates to express  the
   political will of its members;
       -  promoting  the  creation of ethnic districts,  circuits  and
   country  councils  in those places where Tartars  are  concentrated
   within the Russian Federation;
       - carrying out organisational activities, campaigns, propaganda
   and  other  information activities for educational and  pedagogical
   purposes, promoting the return of the Arabic script;
       -    organising   lectures,   seminars,   talks,    round-table
   discussions,  mass  and collective actions  and  other  events,  in
   accordance with the law and the party's goals and objectives;...
       -  representing its members' interests before state bodies  and
   public institutions;...
       5.1  The  party shall be organised on a territorial basis.  The
   primary  party  units,  namely  the  district,  town,  circuit  and
   regional organisations, shall form the party's base.
       5.2  Regional organisations shall be set in accordance with the
   administrative  and territorial division of the Russian  Federation
   and  shall draw up their action programmes in accordance with local
   circumstances  and  shall elect delegates to the  party's  Congress
   (Kurultay);  in accordance with the law, they shall participate  in
   local  government  structures.  The  regional  organisations  shall
   establish  themselves  as  legal persons  in  accordance  with  the
   procedure  prescribed by law. Where this is done, they shall  adopt
   their  own  Charter,  which  may not be  contrary  to  the  party's
   Charter  and  its  Programme, and shall register it  in  accordance
   with the law.
       ...
       6.7  The  party's President shall be in charge of  the  party's
   general  management between the meetings of the party's Congress...
   he  shall  speak on the party's behalf... and represent  the  party
   without   power  of  attorney  in  any  state  bodies  and   public
   institutions..."
   
                     B. The Regional Organisation
   
       27.  The  relevant  provisions of the  Regional  Organisation's
   constitutional charter read as follows:
       "Charter  of the Simbirsk (Ulyanovsk) Regional Organisation  of
   the People's Democratic Party Vatan...
       1.1   The   Simbirsk  Regional  Organisation  of  the  People's
   Democratic Party Vatan is a party political organisation...
       2.5  Membership of the party may be terminated by the  Simbirsk
   Regional  Committee... for non-compliance with the party's  Charter
   and  its  Programme;  this decision is subject  to  appeal  to  the
   party's higher organs, including the Central Co-ordination Board.
       ...
       4.1   The   Simbirsk  Regional  Organisation  of  the  People's
   Democratic  Party  Vatan  has been set up  for  the  protection  of
   citizens  of  Tartar  origin, citizens of other  origin  and  their
   political,  economic, social and cultural rights and  freedoms,  in
   order  to  promote their active participation in the  governing  of
   the state and social affairs.
       4.2 To achieve its goals the Simbirsk Regional Organisation  of
   the People's Democratic Party Vatan sets the following objectives:
       - participating as prescribed by law in the structures of state
   legislative  and executive bodies, by nominating its candidates  to
   express the political will of its members;
       -  promoting  the  creation of ethnic districts,  circuits  and
   country  councils  in those places where Tartars  are  concentrated
   within the Russian Federation;
       - carrying out organisational activities, campaigns, propaganda
   and  other  information activities for educational and  pedagogical
   purposes, promoting the return of the Arabic script;
       -    organising   lectures,   seminars,   talks,    round-table
   discussions,  mass  and collective actions  and  other  events,  in
   accordance with the law and the party's goals and objectives;
       -  representing its members' interests before state bodies  and
   public institutions.
       ...
       6.6  During the intervals between the [Regional Organisation's]
   conferences  the  Regional  Committee of  the  People's  Democratic
   Party  Vatan  shall  be in charge of the [Regional  Organisation's]
   activities."
   
                      III. Relevant domestic law
   
               A. Constitution of the Russian Federation
   
       28.  The  relevant  provisions  of  the  Constitution  read  as
   follows:
       Article 13 з 5
       "The  creation  and  activity of public associations  shall  be
   prohibited  if their aims and actions seek to alter the foundations
   of  the  constitutional system by violence, to breach the integrity
   of  the Russian Federation, to undermine the security of the state,
   to  create paramilitary units, or to rouse social, racial, national
   and religious strife."
       Article 28
       "Every  person  shall  be guaranteed the right  to  freedom  of
   conscience,  freedom of religion, including the right  to  profess,
   either  alone  or in community with others, any or no religion,  to
   freely  choose, have and disseminate religious or other convictions
   and to act according to them."
       Article 29 з 1
       "Every  person shall have the right to freedom of  thought  and
   speech."
       Article 29 з 2
       "Propaganda  and  campaigning  to  instigate  social,   racial,
   national  or religious hatred and strife shall not be allowed.  The
   propaganda  of  social,  racial, national,  religious  or  language
   exclusiveness shall be banned."
       Article 30 з 1
       "Every  person shall have the right to freedom of  association,
   including  the  right  to establish trade  unions  to  protect  his
   interests.   Free   activity  of  public  associations   shall   be
   guaranteed."
       Article 31
       "Citizens  of  the Russian Federation shall have the  right  to
   meet   peacefully,  without  arms,  and  to  organise  discussions,
   meetings and demonstrations, as well as processions and pickets."
   
           B. Federal Law on Public Associations, No. 82-FZ
                            of 19 May 1995
   
       29.  At  the  material  time, the relevant  provisions  of  the
   Federal Law on Public Associations read as follows:
       Section 16
       "The  creation  and  activity of public associations  shall  be
   prohibited  if their aims and actions seek to alter the foundations
   of  the  constitutional system by violence, to breach the integrity
   of  the Russian Federation, to undermine the security of the state,
   to  create paramilitary units, or to rouse social, racial, national
   and religious strife."
       Section 42 з 1
       "An association's activity may be suspended by a court decision
   where  infringement of the Constitution of the Russian  Federation,
   the  constitutions (statutes) of the constituent  entities  of  the
   Russian  Federation,  or  the laws of  the  Russian  Federation  is
   found."
       Section 43
       "A  court's  decision  to suspend the activities  of  a  public
   association  for  a certain period shall entail the  suspension  of
   its  right  of  assembly,  its  right to  hold  meetings,  rallies,
   demonstrations  and (or) other public actions,  to  participate  in
   elections and to access funds on its bank accounts other  than  for
   payment  of  expenses incurred in the course of normal  activities,
   payment of labour contracts, damages and fines..."
   
                             C. Civil Code
   
       30.  Article 48 of the Civil Code of 30 November 1994  provides
   that  a  legal  person is autonomous in exercising its  rights  and
   carrying out its obligations, and that it has standing as  a  party
   to proceedings before a court.
   
                                THE LAW
   
       31.  Vatan  alleged  that the court decisions  to  suspend  the
   Regional  Organisation's  activities had violated  its  freedom  to
   hold  opinions and to impart information and ideas, its freedom  of
   association  and  the  party  members'  right  to  manifest   their
   religion.  It  referred  to Articles  9,  10,  11  and  14  of  the
   Convention.
   
                The Government's preliminary objection
   
                       A. The parties' arguments
   
       32.  The  Government objected to the applicant party's standing
   as a victim of the alleged violations of the Convention.
       33.  First, the Government claimed that Vatan was not  eligible
   to  file  an  application with the Court on behalf of the  Regional
   Organisation.   They  submitted  that  Vatan   and   the   Regional
   Organisation were two different legal entities, each registered  in
   accordance  with  the law. They claimed that  Vatan  did  not  have
   standing   on   behalf  of  its  regional  branches   in   domestic
   proceedings  either under the Russian Civil Code or under  its  own
   constituent  documents. In particular, they  claimed  that  Vatan's
   president had acted in the proceedings before the Supreme Court  of
   the  Russian  Federation  on  behalf of the  Regional  Organisation
   after having been given power of attorney.
       34.  Secondly,  the Government denied that Vatan's  application
   pursued  its  own  interests as opposed to those  of  the  Regional
   Organisation,  since the suspension of the Regional  Organisation's
   activities did not affect Vatan. They pointed out that Vatan  could
   continue  its  activities,  even in  Ulyanovsk,  during  the  whole
   period   that  the  Regional  Organisation  was  subject   to   the
   injunction.
       35. Vatan did not accept the Government's objection.
       36.  First, it maintained that the application had been  lodged
   on  behalf  of the political party as a whole and not on behalf  of
   its  regional  organisation. It claimed that all units  of  Vatan's
   regional   network,   including   regional   organisations,    were
   subordinate  to  the  central organs,  whether  or  not  they  were
   registered  as separate entities. Vatan alleged that its  president
   was  "the  head of the entire party", who, according to  paragraphs
   1.1  and  6.7  of  Vatan's founding charter, was to "represent  the
   party  as  a  whole".  It  argued that the Regional  Organisation's
   subordination to the "party's central organs" was implicit  in  the
   Regional  Organisation's  charter,  in  particular  paragraph  2.5,
   which  allowed  an appeal to the "party's higher organs,  including
   [Vatan's  governing body]" against termination of  an  individual's
   membership of the party.
       37. Secondly, Vatan alleged that the suspension of the Regional
   Organisation  had repercussions for the interests  of  Vatan  as  a
   whole. It claimed that the branch's suspension had resulted in  the
   winding  up  of  Vatan's  activities in  the  Ulyanovsk  region,  a
   deterioration   of  the  party's  position  in  the   region   and,
   ultimately, a fall in the party's popularity.
   
                       B. The Court's assessment
   
       38.  The  Court reiterates that in order to be able to rely  on
   the  substantive provisions of the Convention, two conditions  must
   be  met:  an  applicant  must fall into one of  the  categories  of
   petitioners mentioned in Article 34 of the Convention,  and  he  or
   she  must be able to make out a prima facie case that he or she  is
   the  victim of a violation of the Convention (Asselbourg and Others
   v.  Luxembourg (dec.), No. 29121/95, ECHR 1999-VI). In  so  far  as
   relevant, Article 34 provides as follows:
       "The  Court  may  receive applications from  any  person,  non-
   governmental  organisation or group of individuals claiming  to  be
   the  victim  of a violation by one of the High Contracting  Parties
   of  the  rights  set  forth  in  the Convention  or  the  Protocols
   thereto..."
       39. The Court notes that the present application was lodged  by
   a  political  party, Vatan, which is registered as a legal  person.
   The   Court  notes  that  the  measures  complained  of   in   this
   application,  notably  the  suspension  and  the  ensuing  domestic
   proceedings,  concerned the Regional Organisation, which  was  also
   registered  as a legal person, and not Vatan. The fact  that  Vatan
   and the Regional Organisation were two different legal entities  is
   not  disputed by the applicant and is evident from Vatan's and  the
   Regional Organisation's constituent documents.
       40.  The Court has first to consider whether this case  can  be
   regarded  as  one in which Vatan constituted a form  of  "umbrella"
   organisation   comprising  both  Vatan  itself  and  the   Regional
   Organisation as constituent parts.
       41.  Such  an interpretation would require the Court to  accept
   that  the  identity of a non-governmental organisation (within  the
   meaning  of Article 34) may extend beyond its own legal personality
   so as to comprise several legal persons.
       42. The Court must therefore determine whether there existed at
   the  material time a political party which comprised both Vatan and
   the Regional Organisation, and if so, whether it could claim to  be
   a  "non-governmental organisation" within the meaning of Article 34
   for the purposes of the present case.
       43.  The Court considers that the legal personality of  a  non-
   governmental organisation creates a prima facie presumption  as  to
   its  identity. Any claim that a political party embraces more  than
   one  legal  person must be borne out by the statutes and structures
   of  the organisation. In particular, one would expect regulation of
   matters  such as subordination, submission to a single  leadership,
   adherence to a single set of political proposals, joint pursuit  of
   a  single political campaign, membership registers, nominations for
   elections  and  support for candidates and abstention  from  mutual
   political  rivalry.  The  legal persons  comprising  such  a  party
   would,  at  the  least, be expected to provide in their  individual
   constituent  documents  for  their  structural  subordination   and
   political  commitment to certain political ideals. The  Court  will
   therefore examine whether on such an interpretation Vatan  and  the
   Regional  Organisation could claim to constitute a single political
   party.
       44.  The  Court  observes  that  while  Vatan's  constitutional
   charter    provides    for   the   establishment    of    "regional
   organisations",  no  reciprocal provisions  can  be  found  in  the
   charter  of  the Regional Organisation. The Regional Organisation's
   constituent  documents  contain  only  one  implicit  reference  to
   Vatan,  providing for the appeal against termination of  membership
   (paragraph   2.5  of  the  charter).  The  Regional  Organisation's
   charter   leaves  open  the  question  of  whether   the   Regional
   Organisation  was structurally dependent on Vatan in its  decision-
   making  and whether it had political commitments to the latter.  In
   particular,  nothing  in  the constituent documents  prevented  the
   Regional  Organisation  from pursuing political  goals  other  than
   those  approved  by Vatan. There is no suggestion  in  the  present
   case  that  the  actions  and statements which  gave  rise  to  the
   Regional  Organisation's suspension were prompted or authorised  by
   Vatan.
       45. Moreover, the Court notes that Vatan had no standing in the
   domestic  proceedings in its alleged capacity  of  a  "party  as  a
   whole".  As  submitted by the Government, and not disputed  by  the
   applicant,  Vatan's  president took part in the proceedings  before
   the Supreme Court in accordance with a power of attorney issued  to
   him  by the Regional Organisation, and not in his capacity of  "the
   head of the entire party".
       46.  The  Court  cannot therefore conclude that Vatan  and  the
   Regional   Organisation  were  one  political  party  which   could
   constitute  a  single  non-governmental  organisation  within   the
   meaning of Article 34 of the Convention.
       47.  The Court has further considered whether Vatan itself  may
   claim  to  be  a  victim  of  the suspension  applied  against  the
   Regional Organisation.
       48. The Court recalls that the term "victim" used in Article 34
   denotes  the person directly affected by the act or omission  which
   is  at  issue  (see  Eckle v. Germany, judgment of  15  July  1982,
   Series  A  No. 51, p. 30, з 66). It further recalls that  accepting
   an  application from a "person" indirectly affected by the  alleged
   violation  will be justified only in exceptional circumstances,  in
   particular  where it is clearly established that it  is  impossible
   for  the direct victim to apply to the Court through the organs set
   up  under  its articles of incorporation (see Agrotexim and  Others
   v. Greece, judgment of 24 October 1995, Series A No. 330, p. 25,  з
   66).
       49.  The  person directly affected by the domestic  measure  in
   this  case was the Regional Organisation. The focus of Vatan's  own
   concern  appears  to  be the fact that it could  not  rely  on  the
   Regional  Organisation  to  convey  its  political  ideas  in   the
   Ulyanovsk region for a period of six months.
       50.  The  Court notes that the injunction in question  did  not
   impose any limitations on Vatan itself, hence there was nothing  to
   stop  Vatan  from  pursuing its activities in  its  own  name,  for
   example  through  individual party members. The  Court  also  notes
   that  it  was  open  to the Regional Organisation  itself,  as  the
   direct  victim, to lodge an application with the Court.  The  Court
   finds  no exceptional circumstances in the present case which could
   entitle  Vatan  itself  to claim to be a  victim  of  the  disputed
   suspension.
       51.  The  Court  also  notes that Vatan,  unlike  the  Regional
   Organisation,  has  never pursued any domestic proceedings  in  its
   own  name in respect of the alleged violations. Therefore, even  if
   the  Court  were  to accept Vatan to be a victim,  the  application
   would  in  any  event be inadmissible on account of  a  failure  to
   exhaust domestic remedies.
       52. Finally, the Court notes that there is no suggestion in the
   present  case  that Vatan represents the Regional  Organisation  in
   the proceedings before the Court.
       53.  Consequently,  the Government's preliminary  objection  is
   well-founded.  Vatan cannot, as matters stand,  claim  "to  be  the
   victim  of  a violation" within the meaning of Article  34  of  the
   Convention. It follows that the remainder of the applicant must  be
   declared inadmissible.
       54. Having accepted the Government's preliminary objection, the
   Court cannot consider the merits of the case.
   
               FOR THESE REASONS, THE COURT UNANIMOUSLY
   
       Accepts  the  Government's preliminary objection and  therefore
   holds that it cannot consider the merits of the case.
   
       Done  in  English, and notified in writing on 7  October  2004,
   pursuant to Rule 77 зз 2 and 3 of the Rules of Court.
   
                                                            Georg RESS
                                                             President
                                                                      
                                                        Vincent BERGER
                                                             Registrar
   
   
   
   
   
       In accordance with Article 45 з 2 of the Convention and Rule 74
   з  2  of the Rules of Court, the concurring opinion of Mr Ress  and
   Mr Cabral Barreto is annexed to this judgment.
   
                                                                  G.R.
                                                                      
                                                                  V.B.
   
         CONCURRING OPINION OF JUDGES RESS AND CABRAL BARRETO
   
       We agree with the conclusion reached in the judgment, but would
   have  preferred to see the case declared inadmissible on the ground
   that it is manifestly ill-founded. In our view, in considering  the
   People's  Democratic Party Vatan's right to defend  itself  against
   illegal  interference,  it  is  rather  artificial  to  divide  its
   structure   into   a  central  party  organisation   and   regional
   organisations.  As the Court has rightly stated  in  paragraph  43,
   there  is  a  prima  facie  presumption that,  in  the  case  of  a
   political  party,  the  legal  personality  of  a  non-governmental
   organisation extends to the party as a whole and creates  a  single
   political  entity.  It  may be that different  legal  personalities
   exist  under Russian law, but the Court should bear in  mind  that,
   in  order to protect the existence of political parties and freedom
   of   political  expression  under  Articles  10  and  11   of   the
   Convention, a broad approach is to be preferred.
       In  our  view, it was arguable under the Convention that  Vatan
   should  have  had  standing  in  the domestic  proceedings  in  its
   alleged  capacity as a "party as a whole". The Court's decision  to
   accept  the splitting up of a political party into different  legal
   personalities, as permitted under the domestic legal system,  makes
   it  rather  difficult for a political party to  defend  its  rights
   against  interference  by  the  different  state  organs.  This  is
   particularly  true  when, as is the case here, a  party's  regional
   organisation is subject to interference that may affect  the  party
   as   a  whole.  It  is  implicit  in  the  principle  of  political
   representation  that  it should be acceptable for  different  legal
   persons  to  be involved. We would therefore have accepted  Vatan's
   claim to have been affected by the domestic measure which, in  this
   case,  was  directed against the party's regional organisation.  In
   our  view,  Vatan  itself  was also a victim  for  the  purpose  of
   Article  34  of  the  Convention  and  we  have  no  difficulty  in
   accepting  that, in addition to Vatan as the central  organisation,
   the  regional  organisation  was also  entitled  to  defend  itself
   against  the  infringement.  The  question  of  whether  there  was
   exhaustion  of  domestic  remedies,  in  that  Vatan,  unlike   the
   regional  organisation, never pursued domestic proceedings  in  its
   own  name in respect of the alleged violations, is not convincingly
   answered  in the judgment: if the regional organisation acts  in  a
   broader  perspective, representing the interest of the party  as  a
   whole  as  well  as  its  own interests,  then  it  does  not  seem
   justified  even to contemplate rejection of Vatan's application  on
   the  ground that it failed to institute parallel proceedings before
   the domestic courts.
       Furthermore,  the issue is not whether Vatan may represent  the
   regional organisation in the proceedings before this Court,  since,
   if  a  political  party  like Vatan is presumed  to  have  an  all-
   embracing  identity,  then it does in fact defend  itself  in  such
   proceedings  when  it  challenges  interference  with  a   regional
   organisation.  This broader view is derived from the concept  that,
   in  a  democratic society, political parties are not to be  treated
   as ordinary associations but require specific protection.
       We  would  in  any event have come to the conclusion  that  the
   application  is inadmissible because it is manifestly  ill-founded.
   In  our  view,  the  regional  court  rightly  concluded  that  the
   Regional  Organisation  of  the  People's  Democratic  Party  Vatan
   openly  called  for  violent  alterations  to  the  foundations  of
   constitutional governance and for the creation of an Islamic  state
   in  the  Volga region, and called for a brigade of "courageous  and
   resistant"  people  to  fight  for  national  liberation  and   the
   decolonisation of Russia. In the light of the Court's  judgment  in
   the  case of Refah Partisi (the Welfare Party) and Others v. Turkey
   ([GC],  Nos. 41340/98, 41342/98, 41343/98 and 41344/98, ECHR  2003-
   II)  we  consider those conclusions by the regional  court  neither
   exaggerated  nor  unfounded. In particular, the  reference  to  the
   Russian   Federation  as  a  "war  party"  whose  arms  should   be
   "shortened" and to Russian institutions as "Nazis" overstepped  the
   boundary  of  permissible freedom of expression within the  meaning
   of  Article  10.  Therefore,  in  our  view,  it  would  have  been
   preferable to base the conclusion on these considerations.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz