Одобрена
решением коллегии
Минобрнауки России
от 6 октября 2004 г. N ПК-2
КОНЦЕПЦИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Роль дополнительного образования детей
в развитии российского общества
II. Основные направления модернизации
системы дополнительного образования детей
______________________________________________________________________________
I. Роль дополнительного образования детей
в развитии российского общества
Система дополнительного образования детей Российской Федерации
в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более
10 лет. Под "дополнительным" понимается мотивированное
образование, которое получает личность сверх основного
образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в
познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться
предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными
чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
- создание условий для свободного выбора каждым ребенком
образовательной области (направления и вида деятельности), профиля
программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные
интересы, склонности и потребности ребенка;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса,
способствующий развитию мотивации личности к познанию и
творчеству, самореализации и самоопределению;
- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание
"ситуации успеха" для каждого;
- создание условий для самореализации, самопознания,
самоопределения личности;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права
на пересмотр возможностей в самоопределении;
- применение таких средств определения результативности
продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной
образовательной программы (вида деятельности, области знаний),
которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и
стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности
ребенка.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.12.2000 N
1847-р министерством совместно с другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти разработана и
утверждена Межведомственная программа развития системы
дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося
в современном российском обществе. Оно социально востребовано,
требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и
государства как образование, органично сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло
отражение в Национальной доктрине образования в Российской
Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года
подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования
детей как одного из определяющих факторов развития склонностей,
способностей и интересов личностного, социального и
профессионального самоопределения детей и молодежи. Концепция
модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации (далее - Концепция) разработана в целях дальнейшего
развития системы на период до 2010 года и взаимосвязана с
Основными направлениями социально-экономической политики
Правительства Российской Федерации.
1.1. Дополнительное образование детей
и тенденции образовательной политики в России
Образовательный процесс в системе дополнительного образования
детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая
информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую,
социализирующую, релаксационную функции. Отечественная система
дополнительного образования детей располагает уникальными
социально-педагогическими возможностями по развитию творческих
способностей обучающихся в области научно-технической,
художественной, эколого-биологической, спортивно-технической,
физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-
патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и
другой образовательной деятельности.
Образовательная политика России, отражая общенациональные
интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу,
учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, что
обусловливает необходимость существенных изменений в
дополнительном образовании детей:
- совершенствование системы дополнительного образования детей,
призванной обеспечить необходимые условия для создания среды,
способствующей расширенному воспроизводству знаний, развитию
мотивации учащихся к самообразованию, развитию их творческих
способностей, включению в социально полезную деятельность,
профессионального и личностного самоопределения детей,
самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе,
формированию толерантного сознания, организации содержательного
досуга и занятости;
- развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения
доступного и качественного образования, необходимого для
обеспечения конкурентоспособности молодых людей в условиях
рыночной экономики;
- создание условий сохранения единого образовательного
пространства во взаимодействии дополнительного образования детей с
различными уровнями образования;
- развитие нормативной правовой базы, приведение ее в
соответствие с изменениями в российском законодательстве;
- разработка образовательных программ нового поколения,
направленных на развитие инновационной деятельности,
информационных технологий;
- сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его
профессионального уровня с учетом современных требований;
- укрепление материально-технической базы, ресурсного
обеспечения учреждений дополнительного образования.
1.2. Новые социальные требования к дополнительному
образованию детей
Дополнительное образование детей опирается на следующие
принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса,
индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом
дополнительного образования детей является добровольный выбор
ребенком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по
интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и
обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях
неформального образовательного процесса разнообразные
познавательные интересы личности.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные
"стартовые" возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро
меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и
поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на
качественно новый уровень индивидуального развития.
Каждое учреждение дополнительного образования детей должно
стать организационно-методическим центром по развитию
дополнительного образования детей для образовательных учреждений
различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета,
региона. Государственные учреждения дополнительного образования
детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны
осуществлять координирующие, информационно-организационные,
программно-методические функции поддержки развития дополнительного
образования детей на уровне субъекта.
1.3. Состояние российской системы дополнительного
образования детей и необходимость ее совершенствования
По состоянию на 1 января 2004 г. в Российской Федерации
насчитывается 18 тыс. образовательных учреждений дополнительного
образования детей различной ведомственной принадлежности, в том
числе в системе образования - 8,9 тысячи, системе культуры - 5,8
тысячи, системе спорта - 1,1 тысячи, общественных организаций -
более 2 тысяч. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от
5 до 18 лет (38,7% от общего числа обучающихся).
Дополнительное образование детей, по сути, является практико-
ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется
специалистами, профессионалами, "мастерами своего дела", что
обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность
и в конечном счете - результативность. Дополнительное образование
детей - это "зона ближайшего развития" личности ребенка, которую
он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими
желаниями и потребностями.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой
социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования
лидерских качеств, развития социального творчества, формирования
социальных компетенций. Система дополнительного образования детей
развивается на межведомственной основе и выступает гарантом
поддержки и развития одаренных детей.
Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование
детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие
российского общества и государства, кадровый потенциал
интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного
развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и
подростковой среде.
В учреждениях дополнительного образования детей более
эффективно внедряются социально-педагогические модели
деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих
учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием
этого является накопление детьми опыта гражданского поведения,
основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного
выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным
аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию
детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
1.4. Цели и основные задачи модернизации
дополнительного образования детей
Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в
создании условий и механизма устойчивого развития системы
дополнительного образования детей в Российской Федерации;
обеспечении современного качества, доступности и эффективности
дополнительного образования детей на основе сохранения лучших
традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по
различным направлениям образовательной деятельности.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных
задач:
- совершенствование законодательной базы в части
дополнительного образования детей, приведение нормативного
правового обеспечения системы в соответствие с российским
законодательством;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного
образования детей;
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных
возможностей получения обучающимися дополнительного образования,
достижение эффективности и качества дополнительного образования
детей;
- сохранение единого образовательного пространства на основе
преемственности содержания основного и дополнительного образования
детей;
- сохранение межведомственного характера системы
дополнительного образования детей;
- совершенствование содержания, организационных форм, методов и
технологий дополнительного образования детей;
- создание и развитие новых информационных технологий,
включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в
учреждениях дополнительного образования детей;
- совершенствование системы государственной аттестации и
аккредитации учреждений дополнительного образования детей;
- гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на
материально-техническое обеспечение деятельности учреждений
дополнительного образования детей;
- разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения
дополнительного образования детей в соответствии с направленностью
образовательных программ;
- повышение социального статуса и профессионального
совершенствования педагогических и руководящих кадров системы
дополнительного образования детей, поддержка Всероссийского
конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю
детям";
- разработка социально-экономических мер нормативного правового
регулирования привлечения внебюджетных средств учреждениями
дополнительного образования детей;
- развитие дополнительного образования детей как открытой
государственно-общественной системы на основе распределения
ответственности между субъектами образовательной политики и
повышения роли всех участников образовательного процесса -
обучающихся, педагогов, родителей.
II. Основные направления модернизации
системы дополнительного образования детей
2.1. Обеспечение государственных гарантий
доступности дополнительного образования детей
Конституция РФ гарантирует права граждан на образование.
Правительство РФ осуществляет меры по их реализации, в том числе и
в дополнительном образовании детей.
В их числе:
- создание условий для творческого развития личностных
потребностей детей в образовании;
- сохранение приоритета бесплатности дополнительного
образования детей, равного доступа детей к дополнительному
образованию;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного
образования детей, развитие дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях;
- разработка механизма внеконкурсного поступления в вузы
обучающихся - победителей всероссийских конкурсов и соревнований;
- создание единого информационного поля в системе
дополнительного образования детей, мониторинг состояния системы
дополнительного образования детей;
- расширение взаимодействия основного и дополнительного
образования в рамках реализации профильного обучения;
- обеспечение сельским детям равных возможностей в получении
дополнительного образования, создание на базе сельских школ
детских творческих объединений различной направленности, внедрение
новейших информационных технологий для дистанционного обучения и
реализации коллективных телекоммуникационных проектов;
- расширение возможностей получения дополнительного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение социально-педагогической, психолого-
педагогической поддержки детей "группы риска" через развитие
клубных объединений по месту жительства, программы каникулярного
отдыха и занятости в системе дополнительного образования детей.
2.2. Создание условий для повышения качества
дополнительного образования детей
Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично.
В каникулярный период в его рамках организуются профильные лагеря
и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная
исследовательская, творческая деятельность обучающихся.
Дополнительное образование детей должно проходить в максимально
комфортных для развития личности условиях. Для создания
необходимых условий достижения современного качества
дополнительного образования детей предусматривается:
- обновление содержания на основе разработки научных основ
организации образовательного процесса в учреждениях
дополнительного образования детей;
- регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских
образовательных программ;
- экспертиза программно-методического обеспечения, разработка
программ нового поколения и их экспериментальная проверка;
- активизация долгосрочных дополнительных образовательных
программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного
возраста;
- создание и функционирование федеральных экспериментальных
площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений
дополнительного образования детей;
- разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору
за курс основной средней школы итогов реализации программ
дополнительного образования детей соответствующей направленности;
- развитие методической службы учреждений дополнительного
образования детей;
- разработка программы "Основные направления информатизации
системы дополнительного образования детей";
- обеспечение государственной поддержки и развития одаренных
детей.
2.3. Создание условий для повышения
качества профессиональной подготовки педагогов
дополнительного образования детей
Профессионализм педагога - это результат индивидуальной,
целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего
научно-методического потенциала. Современный педагог
дополнительного образования должен быть прежде всего направленным
на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью,
стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками;
владеть знаниями, достаточными для разработки авторской
образовательной программы; умением использовать в своей
деятельности разнообразные педагогические средства и приемы,
инновационные технологии; владеть техникой исследовательской
работы, ее организации и анализа.
В учреждениях дополнительного образования детей сегодня
работает около 440 тыс. руководящих и педагогических кадров, в том
числе в системе образования - около 300 тыс. педагогов
дополнительного образования, педагогов-психологов, социальных
педагогов, педагогов-организаторов, методистов. За последние три
года значительно возросло число педагогических работников с высшим
образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории.
Меры, направленные на повышение профессионального уровня
педагогов дополнительного образования, призваны способствовать
модернизации системы дополнительного образования детей.
Приоритетными из них являются:
- активизация и актуализация подготовки выпускников средних
профессиональных образовательных учреждений Российской Федерации
по специальности "Педагогика дополнительного образования",
разработки и утверждения дополнительной квалификации "Педагогика
дополнительного образования" для высших профессиональных
образовательных учреждений;
- разработка государственного заказа на повышение квалификации
педагогических работников учреждений дополнительного образования
детей;
- создание межведомственной системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
- разработка государственных требований к программам
дополнительного профессионального образования в области
дополнительного образования детей для преподавателей институтов
повышения квалификации работников образования всех уровней;
- планирование в бюджетах всех уровней финансовых средств на
повышение квалификации педагогических работников системы
дополнительного образования детей;
- создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-
методической литературы для педагогов дополнительного образования
детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную
литературу, периодические издания.
2.4. Формирование эффективных экономических
отношений в дополнительном образовании детей
Важными элементами формирования эффективных экономических
отношений в дополнительном образовании детей являются:
- разработка рекомендаций по методике расчета нормативного
финансирования и материально-технического обеспечения с учетом
направленности дополнительных образовательных программ, широкое
использование рекомендаций в практике работы;
- выделение средств из бюджетов всех уровней на приобретение
материалов, инструментов, лабораторного, компьютерного
оборудования, снаряжения;
- актуализация опыта многоканального финансирования учреждений
дополнительного образования детей;
- поддержка учреждений дополнительного образования детей через
участие в реализации федеральных целевых программ на условиях
софинансирования бюджетов всех уровней.
2.5. Управление развитием системы
дополнительного образования детей
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений
модернизации системы дополнительного образования детей -
совершенствование управления, создание эффективной системы
статистики и мониторинга дополнительного образования детей. В
числе первоочередных мер, направленных на управление развитием
системы дополнительного образования детей:
- изучение и обобщение опыта органов управления образованием
субъектов РФ по реализации региональных требований к условиям
функционирования учреждений дополнительного образования детей;
- разработка и внедрение механизмов материального и морального
стимулирования учреждений по результатам аттестации и
аккредитации, а также педагогических и руководящих работников,
добившихся высоких результатов в своей работе.
Заключение
Реализация Концепции модернизации дополнительного образования
детей Российской Федерации на период до 2010 года призвана
способствовать:
- позитивным изменениям, направленным на реализацию прав
ребенка, улучшение положения детей, социально-экономическую
защищенность семьи;
- повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений
среди детей и подростков, формированию здорового образа жизни;
- обеспечению доступности, равных возможностей в получении
дополнительного образования детьми на основе государственных
гарантий;
- увеличению удельного веса детей, обучающихся по программам
дополнительного образования, с 37,8 до 50%;
- увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и
творческой деятельности, которым оказана помощь и поддержка со
стороны государства, от 1,8 до 4% (от общей численности детей от 7
до 14 лет);
- созданию современной законодательной базы, нормативного
правового обеспечения, разработке механизмов развития системы
дополнительного образования детей;
- обеспечению роста социального статуса, улучшению
качественного состава педагогических и руководящих кадров системы
дополнительного образования детей в Российской Федерации;
- функционированию системы дополнительного образования детей в
режиме устойчивого бескризисного развития.
|