Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (ОДОБРЕНА РЕШЕНИЕМ КОЛЛЕГИИ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 06.10.2004 N ПК-2)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                              Одобрена
                                                     решением коллегии
                                                    Минобрнауки России
                                           от 6 октября 2004 г. N ПК-2
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
            МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
                                   



         ОГЛАВЛЕНИЕ

     I. Роль дополнительного образования детей
          в развитии российского общества
     II. Основные направления модернизации
          системы дополнительного образования детей

______________________________________________________________________________


               I. Роль дополнительного образования детей
                    в развитии российского общества
                                   
       Система  дополнительного образования детей Российской Федерации
   в  ее  новом качественном состоянии развивается на протяжении более
   10    лет.    Под    "дополнительным"   понимается   мотивированное
   образование,    которое   получает   личность    сверх    основного
   образования,  позволяющее ей реализовать устойчивую  потребность  в
   познании  и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться
   предметно,  социально,  профессионально, личностно.  Отличительными
   чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
       -  создание  условий  для  свободного  выбора  каждым  ребенком
   образовательной области (направления и вида деятельности),  профиля
   программы и времени ее освоения, педагога;
       - многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные
   интересы, склонности и потребности ребенка;
       -  личностно-деятельностный характер образовательного процесса,
   способствующий   развитию   мотивации   личности   к   познанию   и
   творчеству, самореализации и самоопределению;
       -   личностно-ориентированный  подход   к   ребенку,   создание
   "ситуации успеха" для каждого;
       -    создание   условий   для   самореализации,   самопознания,
   самоопределения личности;
       - признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права
   на пересмотр возможностей в самоопределении;
       -   применение   таких  средств  определения   результативности
   продвижения   ребенка  в  границах  избранной   им   дополнительной
   образовательной  программы  (вида  деятельности,  области  знаний),
   которые  помогли  бы  ему увидеть ступени собственного  развития  и
   стимулировали  бы  это  развитие, не ущемляя  достоинства  личности
   ребенка.
       В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.12.2000 N
   1847-р   министерством   совместно  с   другими   заинтересованными
   федеральными   органами   исполнительной   власти   разработана   и
   утверждена    Межведомственная    программа    развития     системы
   дополнительного образования детей.
       Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как
   важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося
   в  современном  российском  обществе. Оно  социально  востребовано,
   требует  постоянного  внимания и поддержки со  стороны  общества  и
   государства   как   образование,  органично   сочетающее   в   себе
   воспитание,  обучение  и  развитие  личности  ребенка,  что   нашло
   отражение   в   Национальной  доктрине  образования  в   Российской
   Федерации, Федеральной программе развития образования. В  Концепции
   модернизации  российского  образования  на  период  до  2010   года
   подчеркнута  важнейшая роль учреждений дополнительного  образования
   детей  как  одного  из определяющих факторов развития  склонностей,
   способностей    и    интересов    личностного,    социального     и
   профессионального  самоопределения  детей  и  молодежи.   Концепция
   модернизации    дополнительного   образования   детей    Российской
   Федерации  (далее  -  Концепция) разработана  в  целях  дальнейшего
   развития  системы  на  период  до  2010  года  и  взаимосвязана   с
   Основными     направлениями    социально-экономической     политики
   Правительства Российской Федерации.
   
                 1.1. Дополнительное образование детей
             и тенденции образовательной политики в России
   
       Образовательный  процесс в системе дополнительного  образования
   детей  строится  в парадигме развивающего образования,  обеспечивая
   информационную,     обучающую,     воспитывающую,      развивающую,
   социализирующую,  релаксационную  функции.  Отечественная   система
   дополнительного    образования   детей   располагает    уникальными
   социально-педагогическими  возможностями  по  развитию   творческих
   способностей     обучающихся    в    области    научно-технической,
   художественной,    эколого-биологической,    спортивно-технической,
   физкультурно-спортивной,      туристско-краеведческой,      военно-
   патриотической,   социально-педагогической,  естественнонаучной   и
   другой образовательной деятельности.
       Образовательная   политика  России,  отражая   общенациональные
   интересы  в  сфере образования и предъявляя их мировому сообществу,
   учитывает  вместе  с  тем  общие тенденции мирового  развития,  что
   обусловливает     необходимость    существенных     изменений     в
   дополнительном образовании детей:
       -  совершенствование системы дополнительного образования детей,
   призванной  обеспечить  необходимые  условия  для  создания  среды,
   способствующей   расширенному  воспроизводству   знаний,   развитию
   мотивации   учащихся  к  самообразованию,  развитию  их  творческих
   способностей,   включению   в  социально   полезную   деятельность,
   профессионального    и    личностного    самоопределения     детей,
   самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни  в  обществе,
   формированию  толерантного  сознания,  организации  содержательного
   досуга и занятости;
       - развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения
   доступного   и   качественного   образования,   необходимого    для
   обеспечения   конкурентоспособности  молодых   людей   в   условиях
   рыночной экономики;
       -   создание   условий   сохранения  единого   образовательного
   пространства во взаимодействии дополнительного образования детей  с
   различными уровнями образования;
       -   развитие  нормативной  правовой  базы,  приведение   ее   в
   соответствие с изменениями в российском законодательстве;
       -   разработка   образовательных  программ  нового   поколения,
   направленных     на     развитие    инновационной     деятельности,
   информационных технологий;
       -  сохранение  и  укрепление кадрового состава,  повышение  его
   профессионального уровня с учетом современных требований;
       -    укрепление   материально-технической   базы,    ресурсного
   обеспечения учреждений дополнительного образования.
   
          1.2. Новые социальные требования к дополнительному
                           образованию детей
   
       Дополнительное   образование  детей  опирается   на   следующие
   принципы:  гуманизация,  демократизация образовательного  процесса,
   индивидуализация,  педагогика сотрудничества.  Важнейшим  принципом
   дополнительного  образования  детей  является  добровольный   выбор
   ребенком  предмета (вида) деятельности, педагога и  объединения  по
   интересам.  Оно  востребовано  детьми,  родителями,  педагогами   и
   обществом  в  целом,  так  как позволяет удовлетворять  в  условиях
   неформального      образовательного     процесса      разнообразные
   познавательные интересы личности.
       Учреждения  дополнительного образования  детей  создают  равные
   "стартовые" возможности каждому ребенку, чутко реагируя  на  быстро
   меняющиеся  потребности детей и их родителей,  оказывают  помощь  и
   поддержку  одаренным  и  талантливым обучающимся,  поднимая  их  на
   качественно новый уровень индивидуального развития.
       Каждое  учреждение  дополнительного  образования  детей  должно
   стать     организационно-методическим    центром    по     развитию
   дополнительного  образования детей для  образовательных  учреждений
   различных   типов   и  видов  своего  микрорайона,  муниципалитета,
   региона.  Государственные  учреждения  дополнительного  образования
   детей  (федеральные,  республиканские, краевые,  областные)  должны
   осуществлять     координирующие,     информационно-организационные,
   программно-методические функции поддержки развития  дополнительного
   образования детей на уровне субъекта.
   
           1.3. Состояние российской системы дополнительного
        образования детей и необходимость ее совершенствования
   
       По  состоянию  на  1  января  2004 г.  в  Российской  Федерации
   насчитывается  18  тыс. образовательных учреждений  дополнительного
   образования  детей  различной ведомственной принадлежности,  в  том
   числе  в системе образования - 8,9 тысячи, системе культуры  -  5,8
   тысячи,  системе  спорта - 1,1 тысячи, общественных  организаций  -
   более  2 тысяч. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте  от
   5 до 18 лет (38,7% от общего числа обучающихся).
       Дополнительное  образование детей, по сути, является  практико-
   ориентированным.    Оно   в   значительной   мере    осуществляется
   специалистами,  профессионалами,  "мастерами  своего   дела",   что
   обеспечивает  его разносторонность, привлекательность, уникальность
   и  в  конечном счете - результативность. Дополнительное образование
   детей  -  это "зона ближайшего развития" личности ребенка,  которую
   он  выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии  со  своими
   желаниями и потребностями.
       Гибкость   дополнительного  образования  детей   как   открытой
   социальной  системы позволяет обеспечить условия  для  формирования
   лидерских  качеств,  развития социального творчества,  формирования
   социальных  компетенций. Система дополнительного образования  детей
   развивается   на  межведомственной  основе  и  выступает   гарантом
   поддержки и развития одаренных детей.
       Затраты  бюджетов  всех  уровней на дополнительное  образование
   детей   являются  долгосрочными  инвестициями  в  будущее  развитие
   российского    общества   и   государства,    кадровый    потенциал
   интеллектуального, научно-технического, творческого  и  культурного
   развития  общества;  профилактику безнадзорности  и  правонарушений
   несовершеннолетних,  других  асоциальных  проявлений  в  детской  и
   подростковой среде.
       В   учреждениях   дополнительного   образования   детей   более
   эффективно      внедряются     социально-педагогические      модели
   деятельности,  поскольку  традиции,  стиль  и  методы  работы  этих
   учреждений  максимально учитывают особенности  социума.  Следствием
   этого  является  накопление  детьми опыта  гражданского  поведения,
   основ  демократической культуры, самоценности личности, осознанного
   выбора  профессии; получение квалифицированной помощи по  различным
   аспектам  социальной  жизни,  что влияет  на  социальную  адаптацию
   детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
   
               1.4. Цели и основные задачи модернизации
                   дополнительного образования детей
   
       Цель  модернизации дополнительного образования детей состоит  в
   создании   условий   и  механизма  устойчивого   развития   системы
   дополнительного   образования   детей   в   Российской   Федерации;
   обеспечении  современного  качества,  доступности  и  эффективности
   дополнительного  образования  детей  на  основе  сохранения  лучших
   традиций  внешкольного воспитания и дополнительного образования  по
   различным направлениям образовательной деятельности.
       На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных
   задач:
       -    совершенствование    законодательной    базы    в    части
   дополнительного   образования   детей,   приведение    нормативного
   правового   обеспечения   системы  в  соответствие   с   российским
   законодательством;
       -   сохранение   и  развитие  сети  учреждений  дополнительного
   образования детей;
       -  обеспечение  государственных гарантий доступности  и  равных
   возможностей  получения  обучающимися дополнительного  образования,
   достижение  эффективности  и  качества дополнительного  образования
   детей;
       -  сохранение единого образовательного пространства  на  основе
   преемственности содержания основного и дополнительного  образования
   детей;
       -     сохранение     межведомственного    характера     системы
   дополнительного образования детей;
       - совершенствование содержания, организационных форм, методов и
   технологий дополнительного образования детей;
       -   создание   и  развитие  новых  информационных   технологий,
   включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение  в
   учреждениях дополнительного образования детей;
       -   совершенствование  системы  государственной  аттестации   и
   аккредитации учреждений дополнительного образования детей;
       - гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на
   материально-техническое    обеспечение   деятельности    учреждений
   дополнительного образования детей;
       -   разработка  и  утверждение  блока  ресурсного   обеспечения
   дополнительного  образования детей в соответствии с направленностью
   образовательных программ;
       -    повышение    социального   статуса   и   профессионального
   совершенствования  педагогических  и  руководящих  кадров   системы
   дополнительного   образования   детей,   поддержка   Всероссийского
   конкурса   педагогов  дополнительного  образования  "Сердце   отдаю
   детям";
       - разработка социально-экономических мер нормативного правового
   регулирования   привлечения   внебюджетных   средств   учреждениями
   дополнительного образования детей;
       -  развитие  дополнительного  образования  детей  как  открытой
   государственно-общественной   системы   на   основе   распределения
   ответственности   между  субъектами  образовательной   политики   и
   повышения   роли  всех  участников  образовательного   процесса   -
   обучающихся, педагогов, родителей.
   
                 II. Основные направления модернизации
               системы дополнительного образования детей
                                   
               2.1. Обеспечение государственных гарантий
             доступности дополнительного образования детей
   
       Конституция   РФ  гарантирует  права  граждан  на  образование.
   Правительство РФ осуществляет меры по их реализации, в том числе  и
   в дополнительном образовании детей.
       В их числе:
       -   создание   условий  для  творческого  развития   личностных
   потребностей детей в образовании;
       -    сохранение    приоритета   бесплатности    дополнительного
   образования   детей,  равного  доступа  детей   к   дополнительному
   образованию;
       -   сохранение   и  развитие  сети  учреждений  дополнительного
   образования  детей,  развитие дополнительного образования  детей  в
   общеобразовательных учреждениях;
       -   разработка  механизма  внеконкурсного  поступления  в  вузы
   обучающихся - победителей всероссийских конкурсов и соревнований;
       -    создание   единого   информационного   поля   в    системе
   дополнительного  образования  детей, мониторинг  состояния  системы
   дополнительного образования детей;
       -   расширение   взаимодействия  основного  и   дополнительного
   образования в рамках реализации профильного обучения;
       -  обеспечение сельским детям равных возможностей  в  получении
   дополнительного  образования,  создание  на  базе   сельских   школ
   детских  творческих объединений различной направленности, внедрение
   новейших  информационных технологий для дистанционного  обучения  и
   реализации коллективных телекоммуникационных проектов;
       - расширение возможностей получения дополнительного образования
   для детей с ограниченными возможностями здоровья;
       -      обеспечение     социально-педагогической,     психолого-
   педагогической  поддержки  детей  "группы  риска"  через   развитие
   клубных  объединений  по месту жительства, программы  каникулярного
   отдыха и занятости в системе дополнительного образования детей.
   
             2.2. Создание условий для повышения качества
                   дополнительного образования детей
   
       Дополнительное  образование детей осуществляется круглогодично.
   В  каникулярный период в его рамках организуются профильные  лагеря
   и   школы,   экспедиции   и   поисковые   отряды,   самостоятельная
   исследовательская,     творческая     деятельность     обучающихся.
   Дополнительное  образование детей должно  проходить  в  максимально
   комфортных   для   развития   личности   условиях.   Для   создания
   необходимых     условий     достижения    современного     качества
   дополнительного образования детей предусматривается:
       -  обновление  содержания  на основе разработки  научных  основ
   организации     образовательного     процесса     в     учреждениях
   дополнительного образования детей;
       -   регулярное  проведение  всероссийских  конкурсов  авторских
   образовательных программ;
       -  экспертиза программно-методического обеспечения,  разработка
   программ нового поколения и их экспериментальная проверка;
       -   активизация   долгосрочных  дополнительных  образовательных
   программ,  предназначенных для детей среднего и старшего  школьного
   возраста;
       -  создание  и  функционирование федеральных  экспериментальных
   площадок  по  отработке  вариативных  моделей  развития  учреждений
   дополнительного образования детей;
       - разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору
   за   курс   основной  средней  школы  итогов  реализации   программ
   дополнительного образования детей соответствующей направленности;
       -   развитие  методической  службы  учреждений  дополнительного
   образования детей;
       -  разработка  программы  "Основные направления  информатизации
   системы дополнительного образования детей";
       -  обеспечение  государственной поддержки и развития  одаренных
   детей.
   
                  2.3. Создание условий для повышения
            качества профессиональной подготовки педагогов
                   дополнительного образования детей
   
       Профессионализм   педагога  -  это  результат   индивидуальной,
   целенаправленной  работы  над  собой, постоянное  повышение  своего
   научно-методического      потенциала.      Современный      педагог
   дополнительного  образования должен быть прежде всего  направленным
   на  детей,  обладать  коммуникативными  качествами,  эмпатийностью,
   стремиться  к  партнерским  отношениям  со  своими  воспитанниками;
   владеть    знаниями,   достаточными   для   разработки    авторской
   образовательной   программы;   умением   использовать    в    своей
   деятельности  разнообразные  педагогические  средства   и   приемы,
   инновационные   технологии;   владеть  техникой   исследовательской
   работы, ее организации и анализа.
       В   учреждениях   дополнительного  образования  детей   сегодня
   работает около 440 тыс. руководящих и педагогических кадров, в  том
   числе   в   системе   образования  -  около  300   тыс.   педагогов
   дополнительного   образования,   педагогов-психологов,   социальных
   педагогов,  педагогов-организаторов, методистов. За  последние  три
   года  значительно возросло число педагогических работников с высшим
   образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории.
       Меры,   направленные  на  повышение  профессионального   уровня
   педагогов   дополнительного  образования,  призваны  способствовать
   модернизации    системы    дополнительного    образования    детей.
   Приоритетными из них являются:
       -  активизация  и  актуализация подготовки выпускников  средних
   профессиональных  образовательных учреждений  Российской  Федерации
   по    специальности   "Педагогика   дополнительного   образования",
   разработки  и  утверждения дополнительной квалификации  "Педагогика
   дополнительного    образования"   для    высших    профессиональных
   образовательных учреждений;
       -  разработка государственного заказа на повышение квалификации
   педагогических  работников  учреждений дополнительного  образования
   детей;
       -  создание межведомственной системы подготовки, переподготовки
   и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
       -    разработка   государственных   требований   к   программам
   дополнительного    профессионального    образования    в    области
   дополнительного  образования  детей для  преподавателей  институтов
   повышения квалификации работников образования всех уровней;
       -  планирование в бюджетах всех уровней финансовых  средств  на
   повышение    квалификации   педагогических    работников    системы
   дополнительного образования детей;
       -   создание  виртуальной  и  электронной  библиотеки   учебно-
   методической  литературы для педагогов дополнительного  образования
   детей,   включающей  научную,  учебно-методическую   и   справочную
   литературу, периодические издания.
   
              2.4. Формирование эффективных экономических
             отношений в дополнительном образовании детей
   
       Важными   элементами  формирования  эффективных   экономических
   отношений в дополнительном образовании детей являются:
       -  разработка  рекомендаций  по методике  расчета  нормативного
   финансирования  и  материально-технического  обеспечения  с  учетом
   направленности  дополнительных  образовательных  программ,  широкое
   использование рекомендаций в практике работы;
       -  выделение  средств из бюджетов всех уровней на  приобретение
   материалов,      инструментов,     лабораторного,     компьютерного
   оборудования, снаряжения;
       -  актуализация опыта многоканального финансирования учреждений
   дополнительного образования детей;
       -  поддержка учреждений дополнительного образования детей через
   участие  в  реализации  федеральных целевых  программ  на  условиях
   софинансирования бюджетов всех уровней.
   
                   2.5. Управление развитием системы
                   дополнительного образования детей
   
       Важнейшая   задача   и   одно   из   приоритетных   направлений
   модернизации   системы   дополнительного   образования   детей    -
   совершенствование   управления,   создание   эффективной    системы
   статистики  и  мониторинга  дополнительного  образования  детей.  В
   числе  первоочередных  мер, направленных  на  управление  развитием
   системы дополнительного образования детей:
       -  изучение  и  обобщение опыта органов управления образованием
   субъектов  РФ  по  реализации региональных  требований  к  условиям
   функционирования учреждений дополнительного образования детей;
       -  разработка и внедрение механизмов материального и морального
   стимулирования    учреждений   по    результатам    аттестации    и
   аккредитации,  а  также  педагогических и  руководящих  работников,
   добившихся высоких результатов в своей работе.
   
                              Заключение
   
       Реализация  Концепции модернизации дополнительного  образования
   детей   Российской  Федерации  на  период  до  2010  года  призвана
   способствовать:
       -   позитивным  изменениям,  направленным  на  реализацию  прав
   ребенка,   улучшение   положения   детей,   социально-экономическую
   защищенность семьи;
       -  повышению эффективности профилактики асоциальных  проявлений
   среди детей и подростков, формированию здорового образа жизни;
       -  обеспечению  доступности, равных  возможностей  в  получении
   дополнительного   образования  детьми  на  основе   государственных
   гарантий;
       -  увеличению  удельного веса детей, обучающихся по  программам
   дополнительного образования, с 37,8 до 50%;
       - увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и
   творческой  деятельности, которым оказана  помощь  и  поддержка  со
   стороны государства, от 1,8 до 4% (от общей численности детей от  7
   до 14 лет);
       -   созданию  современной  законодательной  базы,  нормативного
   правового  обеспечения,  разработке  механизмов  развития   системы
   дополнительного образования детей;
       -    обеспечению    роста   социального   статуса,    улучшению
   качественного  состава педагогических и руководящих кадров  системы
   дополнительного образования детей в Российской Федерации;
       -  функционированию системы дополнительного образования детей в
   режиме устойчивого бескризисного развития.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz