Дело "Президентская партия Мордовии
(Presidential party of Mordovia)
против Российской Федерации"
(Жалоба N 65659/01)
По материалам Постановления
Европейского Суда по правам человека
от 5 октября 2004 года
(Вторая секция)
г. Страсбург, 5 октября 2004 г.
По делу "Президентская партия Мордовии против Российской
Федерации" Европейский Суд по правам человека (Вторая секция),
заседая Палатой в составе:
Ж.П. Коста, Председателя Палаты,
А.Б. Бака,
Л. Лукайдеса,
К. Бырсана,
К. Юнгвирта,
М. Угрехелидзе,
А. Ковлера, судей,
а также с участием С. Долле, Секретаря Секции Суда,
заседая за закрытыми дверями 9 сентября 2003 г. и 14 сентября
2004 г., принял следующее Постановление:
ПРОЦЕДУРА
1. Дело было инициировано жалобой (N 65659/01), поданной в
Европейский Суд против Российской Федерации Президентской партией
Мордовии - общественно-политической организацией, основанной в
Мордовии, автономной республике на западе центральной части
России, <*> - в соответствии со Статьей 34 европейской Конвенции о
защите прав человека и основных свобод. В Европейском Суде
интересы партии представлял ее председатель Василий Гуслянников.
---------------------------------
<*> Так в тексте (прим. перев.).
2. Власти Российской Федерации в Европейском Суде были
представлены Уполномоченным Российской Федерации при Европейском
Суде по правам человека П. Лаптевым.
3. Партия-заявитель утверждала, в частности, что отказ в ее
перерегистрации в качестве политической партии нарушил ее право на
свободу объединений, гарантируемую Статьей 11 Конвенции.
4. Жалоба была передана во Вторую секцию Суда (пункт 1 Правила
52 Регламента Суда). Палата в составе указанной Секции,
рассматривавшая данное дело (пункт 1 Статьи 27 Конвенции), была
сформирована в соответствии с пунктом 1 Правила 26 Регламента
Суда.
5. Решением от 9 сентября 2003 г. Европейский Суд объявил
жалобу частично приемлемой.
6. Заявителем и властями Российской Федерации были представлены
дополнительные доводы по существу дела (пункт 1 Правила 59
Регламента Суда). После консультаций со сторонами Европейский Суд
принял решение не проводить слушаний по существу дела (пункт 3 in
fine Правила 59 Регламента Суда). Каждая сторона представила
возражения на доводы друг друга по существу.
ФАКТЫ
7. Партия-заявитель существовала в Республике Мордовия,
являющейся субъектом Российской Федерации.
8. 15 марта 1994 г. Министерством юстиции Республики Мордовия
была зарегистрирована Республиканская общественно-политическая
организация Республики Мордовия - Президентская партия Мордовии.
9. 14 апреля 1995 г. Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации был принят новый Федеральный закон
"Об общественных объединениях", который вступил в силу 19 мая 1995
г. В соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона все
общественные организации, зарегистрированные до 19 мая 1995 г.,
должны были пройти процедуру перерегистрации и внести
соответствующие изменения в свои уставы до 1 июля 1999 г.
10. 30 июня 1999 г. в Министерство юстиции Республики Мордовия
представлены документы для перерегистрации Президентской партии
Мордовии. Партия-заявитель представила Устав объединения, который
содержал следующие положения:
"2. Цели партии
2.1. Целями партии являются:
- содействие формированию свободного демократического общества
в Республике Мордовия и России;
- укрепление единства России;
- борьба с сепаратизмом в Республике Мордовия;
- укрепление принципа разделения властей на исполнительную,
законодательную и судебную ветви;
- создание сильной исполнительной власти, возглавляемой
Президентом Республики Мордовия, избираемым на основании прямых
выборов, и интегрированной в исполнительную власть Российской
Федерации;
- построение высоко развитой рыночной экономики;
- стремление к установлению социальной защиты каждого.
При достижении вышеназванных целей партия занимается следующей
деятельностью:
2.1.1. Участвует в президентских, парламентских выборах и
выборах в местные органы самоуправления в Республике Мордовия
посредством подбора и выдвижения кандидатов и оказания им
поддержки в ходе предвыборных кампаний.
2.1.2. Осуществляет программы и инициативы, направленные на
профессиональную подготовку, предоставляет помощь членам
парламента и членам партии в области экономики, права, управления,
средств массовой информации и поддержку при приготовлении и
проведении предвыборных кампаний.
2.1.3. Разрабатывает схему составления списка кандидатов и
устанавливает ответственность партии за членов парламента,
избранных от нее.
2.1.4. Проводит предварительный отбор кандидатов для участия в
выборах.
2.1.5. Поддерживает группы своих членов в парламенте.
2.1.6. Осуществляет помощь физическим лицам, общественным и
частным организациям, научно-исследовательским и образовательным
учреждениям в их деятельности, совпадающей с целями партии".
11. 30 июня 1999 г. Министерство юстиции Республики Мордовия
отказало Президентской партии Мордовии в перерегистрации, ссылаясь
на Федеральный закон "Об общественных объединениях" и Закон
Республики Мордовия от 10 июня 1996 г. "О приобретении
общественным объединением регионального (общереспубликанского)
статуса". В решении указывалось, что партия-заявитель не создала
свои структурные подразделения на территории более половины
районов и городов республиканского значения Мордовии, чтобы иметь
статус "общереспубликанской" партии. Далее в решении отмечалось,
что партия-заявитель не выполнила требование об отражении в Уставе
партии среди своих целей участия в политической жизни общества и в
выборах.
12. 8 июля 1999 г. партия-заявитель направила возражения на
решение Министерства юстиции Республики Мордовия. Она утверждала,
что требование о подтверждении наличия территориальных структурных
подразделений, закрепленное в статье 21 Федерального закона,
применимо исключительно к международным, всероссийским или
межрегиональным общественным организациям. Она также настаивала на
том, что Устав партии-заявителя содержал положения относительно
участия партии-заявителя в политической жизни общества и в
выборах.
13. В тот же день партия-заявитель подала новое заявление о ее
перерегистрации в Министерство юстиции Республики Мордовия. Новая
версия Устава партии-заявителя была дополнена следующим
заявлением:
"2.1. Основной целью партии является участие в политической
жизни общества посредством оказания влияния на политическое
волеизъявление граждан и его формирования, участие в выборах в
государственные органы власти и местные органы самоуправления
посредством выдвижения кандидатов и проведения их предвыборных
кампаний и в формировании и деятельности указанных органов
власти".
14. 19 июля 1999 г. заместитель министра юстиции Республики
Мордовия проинформировал партию-заявителя о том, что она
пропустила срок для перерегистрации.
15. В августе 1999 года Министерство юстиции Республики
Мордовия, ссылаясь на статью 52 Федерального закона, подало
исковое заявление в Ленинский районный суд г. Саранска о
ликвидации Президентской партии Мордовии на том основании, что она
не была перерегистрирована. Партия-заявитель подала встречное
заявление, в котором она жаловалась на необоснованный отказ в
перерегистрации и просила обязать Министерство юстиции Республики
Мордовия провести перерегистрацию.
16. 29 декабря 1999 г. Ленинский районный суд г. Саранска
оставил без удовлетворения требование о ликвидации партии-
заявителя. Суд указал, что, исходя из ее устава, было достаточно
ясно, что партия-заявитель имела намерение принять участие в
деятельности, являющейся "участием в политической жизни общества".
Суд также отметил, что требование о наличии ее структурных
подразделений в более чем половине районов и городов Республики
Мордовия применимо лишь к всероссийским, межрегиональным и
международным общественным организациям. Суд пришел к выводу, что
отказ в перерегистрации был незаконен, и принял решение обязать
Министерство юстиции Республики Мордовия произвести
перерегистрацию партии-заявителя.
17. Министерство юстиции Республики Мордовия обжаловало это
решение.
18. 14 марта 2000 г. судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Мордовия вынесла определение об отмене
решения от 29 декабря 1999 г. и постановила свое решение. Суд
отметил, что партия-заявитель прямо не указала среди своих
основных целей "участие в политической жизни общества". Суд
отклонил вывод суда первой инстанции о том, что цели,
перечисленные в статье 2.1.1 устава партии-заявителя, могут
квалифицироваться как "участие в политической жизни общества" по
смыслу Федерального закона "Об общественных объединениях". Суд
подтвердил законность отказа в перерегистрации партии-заявителя и
в соответствии со статьей 52 Федерального закона принял решение о
ликвидации партии. В этот же день решение вступило в силу.
19. 20 августа 2002 г., после того, как жалоба была
коммуницирована Европейским Судом властям Российской Федерации,
председатель Верховного Суда Республики Мордовия принес протест о
пересмотре в порядке надзора решения от 14 марта 2000 г.
20. 5 сентября 2002 г. президиум Верховного Суда Республики
Мордовия удовлетворил протест, отменил решение от 14 марта 2000 г.
и подтвердил решение Ленинского районного суда г. Саранска от 29
декабря 1999 г. Последнее судебное решение, которым отказ в
перерегистрации партии-заявителя был объявлен незаконным и которым
Министерство юстиции Республики Мордовия было обязано провести
перерегистрацию Президентской партии Мордовии, вступило в силу.
21. 29 октября 2002 г. Управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Республике Мордовия направило заявление в
суд об уточнении порядка исполнения судебного решения от 29
декабря 1999 г. Оно заявило, что ввиду законодательных изменений
не может провести перерегистрацию Президентской партии Мордовии
согласно судебному решению. Во-первых, 17 мая 2002 г. полномочия
по производству регистрации юридических лиц были переданы
налоговым органам. Во-вторых, Федеральный закон "О политических
партиях" от 11 июля 2001 г. изменил требования для создания
политических партий, и в заявлении Президентской партии Мордовии
эти требования не учтены. В частности, согласно новому
законодательству региональные политические партии создаваться не
могут, а существовавшие региональные партии лишились своего
статуса.
22. 30 октября 2002 г. Ленинский районный суд г. Саранска
рассмотрел данное заявление и принял решение о прекращении
процедуры исполнения решения от 29 декабря 1999 г. Суд принял оба
обоснования, препятствующие перерегистрации партии-заявителя в
соответствии с судебным решением. Суд принял во внимание то, что
председатель партии Василий Гуслянников согласился с прекращением
процедуры исполнения решения, признав, что в соответствии с новым
законодательством они не могут образовать региональную
политическую партию.
II. Применимое национальное законодательство
23. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об
общественных объединениях" содержит следующие положения:
Статья 52. О государственной регистрации общественных
объединений, созданных до вступления в силу настоящего
Федерального закона
"Положения настоящего Федерального закона о государственной
регистрации общественных объединений распространяются на
общественные объединения, созданные до вступления в силу
настоящего Федерального закона.
(...)
Государственная перерегистрация общественных объединений,
созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона,
должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года..."
Статья 12.1. Политические общественные объединения
"Политическим общественным объединением является общественное
объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть
закреплены участие в политической жизни общества посредством
влияния на формирование политической воли граждан, участие в
выборах в органы государственной власти и органы местного
самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их
предвыборной агитации, участие в организации и деятельности
указанных органов."
24. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О
политических партиях" содержит следующие положения:
Статья 47. Преобразование общероссийских политических
общественных объединений и статус межрегиональных, региональных и
местных политических общественных объединений
"(...)
6. По истечении срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи,
межрегиональные, региональные и местные политические общественные
объединения утрачивают статус политического общественного
объединения и действуют соответственно как межрегиональные,
региональные или местные общественные объединения на основании их
уставов, которые применяются в части, не противоречащей настоящему
Федеральному закону".
ПРАВО
I. Предполагаемое нарушение Статьи 11 Конвенции
25. Партия-заявитель утверждала, что отказ властей в
перерегистрации ее в качестве политической партии нарушил
национальное законодательство и не был необходим в демократическом
обществе. Таким образом, он представлял собой необоснованное
вмешательство в ее право на свободу объединений в нарушение Статьи
11 Конвенции, которая в части, применимой к настоящему делу,
гласит:
"1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу
объединения с другими...
2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах национальной безопасности и
общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и
преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав
и свобод других лиц..."
26. Власти Российской Федерации в свете выводов национальных
судов признали, что отказ в перерегистрации партии-заявителя и ее
роспуск были незаконными. Однако они утверждали, что право партии-
заявителя, закрепленное Статьей 11 Конвенции, нарушено не было,
поскольку президиум Верховного Суда Республики Мордовия,
рассмотрев дело в надзорной инстанции, признал этот факт и
санкционировал 5 сентября 2002 г. проведение регистрации партии-
заявителя.
27. Партия-заявитель не согласилась с доводами властей
Российской Федерации, ссылаясь на тот факт, что ввиду отсутствия
регистрации она не имела возможности функционировать в течение
более трех лет, не смогла принять участие в выборах 1999 года и
что, более того, она уже не могла получить регистрацию в 2002 году
по причине произошедших законодательных изменений.
28. Европейский Суд напомнил, что Статья 11 Конвенции
применяется к объединениям таким, как политические партии (см.
Постановление Европейского Суда по делу "Объединенная
коммунистическая партия Турции и другие против Турции" (United
Communist Party of Turkey and others v. Turkey) от 30 января 1998
г., Reports 1998-I, и Постановление Европейского Суда по делу
"Социалистическая партия и другие против Турции" (Socialist Party
and others v. Turkey) от 25 мая 1998 г., Reports 1998-III), тем
более к партии, такой как партия-заявитель, которая не
подозревается в подрыве конституционного строя государства.
29. Европейский Суд также напомнил, что отказ в регистрации
объединения может представлять собой вмешательство в осуществление
права на свободу объединений (см., inter alia, Постановление
Европейского Суда по делу "Сидиропулос и другие против Греции"
(Sidiropoulos and others v. Greece) от 10 июля 1998 г., Reports
1998-IV, параграфы 31, 40).
30. Далее Европейский Суд отметил, что доводы властей
Российской Федерации относительно отмены отказа в перерегистрации
партии-заявителя являются повторением их предварительных
возражений, рассмотренных и отклоненных Европейским Судом в его
Решении по вопросу приемлемости от 9 сентября 2003 г.
31. Европейский Суд признал, что рассматриваемые меры должны
были повлиять на партию-заявителя, как ею и утверждалось,
поскольку она не имела возможности существенный период времени
функционировать и не могла участвовать в региональных выборах.
Более того, нанесенный ущерб не может быть восполнен, принимая во
внимание тот факт, что согласно действующему законодательству
Российской Федерации партия-заявитель не может быть восстановлена
в ее первоначальном виде.
32. В настоящем деле не оспаривается, что такое вмешательство
не было "на основании закона". Прийдя к этому выводу, Европейский
Суд не видит необходимости рассматривать, были ли в настоящем деле
выполнены условия, закрепленные в пункте 2 Статьи 11 Конвенции, а
именно преследовало ли вмешательство законную цель и было ли оно
необходимо в демократическом обществе.
33. Таким образом, имело место нарушение Статьи 11 Конвенции.
II. Применение Статьи 41 Конвенции
34. Статья 41 Конвенции гласит:
"Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или
Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся
Стороны допускает возможность лишь частичного устранения
последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости,
присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне".
А. Ущерб
35. Партия-заявитель потребовала присудить ей 3 тысячи евро в
качестве компенсации причиненного ей морального вреда.
36. Власти Российской Федерации сочли такие требования
необоснованными и в любом случае чрезмерными.
37. Европейский Суд в связи с этим счел, что партии-заявителю,
несомненно, причинен ущерб в связи с длительной невозможностью
вести деятельность в качестве общественной организации. Исходя из
принципа справедливости, как того требует Статья 41 Конвенции,
Европейский Суд присудил заявителю 3 тысячи евро в качестве
компенсации морального вреда.
В. Судебные расходы и издержки
38. Заявитель не предъявил требований в отношении судебных
расходов и издержек.
С. Процентная ставка при просрочке платежей
39. Европейский Суд посчитал, что процентная ставка при
просрочке платежей должна быть установлена в размере предельной
годовой процентной ставки по займам Европейского центрального
банка плюс три процента.
На этих основаниях суд единогласно:
1) постановил, что имело место нарушение Статьи 11 Конвенции;
2) постановил:
(a) что государство-ответчик обязано выплатить заявителю в
течение трех месяцев со дня вступления Постановления в законную
силу в соответствии с пунктом 2 Статьи 44 Конвенции 3000 (три
тысячи) евро в качестве компенсации морального вреда в пересчете
на российские рубли по курсу, действующему на день выплаты, плюс
любые возможные налоги;
(b) что простые проценты по предельным годовым ставкам по
займам Европейского центрального банка плюс три процента подлежат
выплате по истечении вышеупомянутых трех месяцев и до момента
выплаты.
Совершено на английском языке, и уведомление о Постановлении
направлено в письменном виде 5 октября 2004 г. в соответствии с
пунктами 2 и 3 Правила 77 Регламента Суда.
Председатель Палаты
Ж.-П.КОСТА
Секретарь
Секции Суда
С.ДОЛЛЕ
(Перевод предоставлен
Уполномоченным Российской Федерации
при Европейском Суде по правам человека
П.ЛАПТЕВЫМ)
|