Утверждаю
Министр
промышленности и энергетики
Российской Федерации
В.Б.ХРИСТЕНКО
4 октября 2004 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
I. Общие положения
1. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(далее - Департамент) является структурным подразделением
Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации
(далее - Министерство).
2. В своей деятельности Департамент руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве,
нормативными правовыми актами Министерства и других федеральных
органов исполнительной власти, поручениями Министра промышленности
и энергетики Российской Федерации (далее - Министр), а также
настоящим Положением.
3. Департамент в установленном порядке осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с:
- структурными подразделениями Министерства;
- федеральными агентствами, подведомственными Министерству;
- иными федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и аппаратами полномочных представителей Президента Российской
Федерации в федеральных округах;
- органами местного самоуправления;
- общественными и профессиональными объединениями;
- предприятиями и организациями строительного и жилищно-
коммунального комплексов;
- в пределах своей компетенции с зарубежными организациями по
вопросам ведения Департамента.
II. Задачи Департамента
4. Основными задачами Департамента являются:
1) разработка основ федеральной политики в области
строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры,
градостроительства и землепользования, жилищной политики;
2) разработка механизмов формирования рынка доступного жилья
для реализации конституционного права граждан Российской Федерации
на жилище;
3) разработка механизмов формирования рынка жилищных и
коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального
комплекса;
4) разработка механизмов увеличения объемов и повышения
безопасности строительства объектов жилищно-гражданского и
промышленного назначения;
5) выработка государственной политики в сфере технического
регулирования в области строительства и промышленности
строительных материалов, эксплуатации зданий, а также в сфере
ценообразования и сметного нормирования в строительстве с
подготовкой предложений по нормативному регулированию в данных
сферах.
III. Функции
5. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами в
установленном порядке осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает и представляет руководству Министерства для
внесения в Правительство Российской Федерации проекты, а также
предложения по совершенствованию действующих законодательных и
иных нормативных правовых актов в области жилищной политики,
строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры,
градостроительства и землепользования;
2) участвует в разработке проектов федеральных законов и других
нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам
бюджетной, налоговой, социальной, финансово-кредитной политики в
установленной сфере деятельности, формирования рынка жилья и
жилищно-коммунальных услуг, охраны памятников истории и культуры;
3) согласовывает проекты нормативных правовых актов других
федеральных органов исполнительной власти в сфере жилищной
политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства,
архитектуры, градостроительства и землепользования;
4) подготавливает проекты федеральных целевых программ и вносит
изменения и дополнения в существующие федеральные целевые
программы в области жилищной политики, строительства,
градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства,
консолидирует и координирует указанные вопросы в федеральных
целевых программах, разрабатываемых другими федеральными органами
исполнительной власти, участвует в формировании Федеральной
адресной инвестиционной программы;
5) методологически и методически обеспечивает разработку и
корректировку региональных и муниципальных программ в области
жилищной политики, строительства, градостроительства, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства;
6) организует выполнение научно-исследовательских и проектно-
изыскательских работ в области жилищной политики, строительства,
жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и
землепользования, инициирует и координирует работу по подготовке
кадров для строительного и жилищно-коммунального комплексов;
7) содействует формированию саморегулируемых организаций в
жилищном, коммунальном и строительном секторах;
8) участвует в определении условий, порядка и формы проведения,
а также в организации отраслевых и межведомственных конкурсов в
установленной сфере деятельности;
9) оказывает методическое содействие в организации и проведении
федеральных и региональных выставок-ярмарок;
10) курирует деятельность Федерального агентства по
строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
в области жилищной политики:
11) разрабатывает и сопровождает прохождения актов жилищного
законодательства Российской Федерации в Правительстве Российской
Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
12) подготавливает и вносит предложения о внесении изменений и
дополнений в жилищное законодательство, ведет работу по уточнению
действующих постановлений Правительства Российской Федерации и
иных нормативных правовых актов в жилищной сфере;
13) ведет мониторинг рынка жилья;
14) содействует развитию ипотечного жилищного кредитования,
формированию институтов ипотечного рынка;
15) разрабатывает механизмы снижения финансовых рисков при
приобретении жилья гражданами с использованием накопительных схем
(долевое участие в строительстве, строительно-сберегательные
кассы, коммандитные товарищества и др.);
16) разрабатывает проект Федеральной целевой программы "Жилище"
на соответствующий период, ведет консолидацию подпрограмм,
входящих в ее состав, обеспечивает повышение эффективности
использования бюджетных ассигнований по подпрограмме "Переселение
граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда" за
счет реализации принципа формирования участков под жилищное
строительство;
17) разрабатывает механизмы предоставления и определения
размера жилищных субсидий из бюджетов всех уровней для граждан,
перед которыми государство имеет установленные законом
обязательства по обеспечению жильем, разрабатывает правила
предоставления государственных жилищных сертификатов;
18) вырабатывает предложения по нормативному правовому
обеспечению формирования системы управления многоквартирными
жилыми домами;
в области управления жилищным фондом и его эксплуатации:
19) разрабатывает механизмы формирования рынка жилищных услуг,
стимулирует развитие конкуренции в сфере предоставления указанных
услуг и управления жилищным фондом, обеспечивает осуществление мер
по конкурсному отбору подрядных организаций на выполнение работ по
обслуживанию и ремонту, а также управление жилищным фондом;
20) подготавливает проекты федеральных стандартов оплаты
жилищно-коммунальных услуг, стандартов качества жилищно-
коммунальных услуг, формирует принципы управления и эксплуатации
недвижимости в жилищном секторе;
21) ведет мониторинг жилищного сектора;
22) разрабатывает методологию и принципы проведения экспертизы
обоснованности цен и тарифов в жилищном секторе, методику расчета
цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых
помещений, а также тарифов на коммунальные услуги;
23) разрабатывает меры и механизмы бюджетной поддержки
программы финансового оздоровления предприятий жилищно-
коммунального хозяйства;
24) вырабатывает совместно с субъектами Российской Федерации,
муниципальными органами и организациями жилищно-коммунального
хозяйства конкретные механизмы финансового оздоровления этих
организаций;
25) разрабатывает методологические основы реформирования
правоотношений в жилищном секторе муниципального образования, а
также повышения эффективности эксплуатации и управления жилищным
фондом;
26) разрабатывает предложения по разделению в муниципальном
секторе выполнения функций собственника жилищного фонда и функций
по управлению и обслуживанию этого фонда;
27) ведет работу по завершению формирования нормативной
правовой базы системы адресной поддержки малоимущих слоев
населения при оплате жилищно-коммунальных услуг как элемента общей
системы социального законодательства;
28) содействует созданию и функционированию товариществ
собственников жилья и иных форм самоорганизации граждан в жилищной
сфере;
29) разрабатывает меры и пути ликвидации ветхого и аварийного
жилья;
в области реформирования коммунального сектора:
30) разрабатывает методологию реализации программы
реформирования и мониторинга коммунального сектора;
31) формирует общие принципы и основы тарифного регулирования
коммунального сектора;
32) участвует в координации деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по проведению тарифной
политики, предусматривающей ликвидацию перекрестного
субсидирования потребителей;
33) разрабатывает общие принципы реализации инвестиционных
соглашений в коммунальном хозяйстве и соответствующее нормативное
обеспечение;
34) разрабатывает основные положения методики передачи объектов
коммунальной инфраструктуры в долгосрочное управление на основе
инвестиционных соглашений и других договоров, предусмотренных
законодательством;
35) разрабатывает механизмы повышения эффективности
деятельности предприятий коммунального хозяйства, повышения
качества и надежности предоставляемых ими услуг, в том числе путем
демонополизации и развития конкуренции;
36) разрабатывает предложения по нормативному обеспечению
правил оборота муниципального имущества, методологическое
обеспечение работ по ликвидации муниципальных унитарных
предприятий, учету и регистрации муниципального имущества в
жилищно-коммунальном секторе;
37) подготавливает руководству Министерства для представления в
Правительство Российской Федерации предложения о создании
государственных организаций (агентств и т.п.) в качестве
инфраструктурных для формирования рынка в секторе коммунальных
услуг, ведет совместную работу с Академией коммунального хозяйства
им. К.Д. Панфилова и ФГУП ГНЦ НИИ "Водгео";
38) разрабатывает методологические основы деятельности жилищных
инспекций субъектов Российской Федерации;
в области архитектуры, градостроительства и землепользования:
39) разрабатывает проекты актов законодательства Российской
Федерации в области градостроительства и архитектуры и связанных с
ними вопросов землепользования с целью застройки и содействует их
прохождению в Правительстве Российской Федерации и палатах
Федерального Собрания Российской Федерации;
40) вносит предложения по порядку разработки, регистрации,
утверждения, введения в действие и пересмотра государственных
градостроительных нормативов и правил, методологических основ
формирования правил землепользования и застройки;
41) участвует в определении порядка разработки, согласования,
экспертизы и утверждения градостроительной документации,
осуществляет мониторинг разработки и реализации градостроительной
документации различного уровня;
42) разрабатывает федеральные градостроительные нормативы и
правила в области градостроительства, проектирования и инженерных
изысканий, разрабатывает предложения по формированию системы
нормативных документов по градостроительству и архитектуре в
соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
43) разрабатывает методические основы организации деятельности
муниципальных образований по развитию территорий (правовое
зонирование, формирование генеральных планов и т.д.);
44) вырабатывает методологические основы по формированию схем
планирования размещения объектов, необходимых для обеспечения
федеральных нужд (объекты обороны, энергетики, транспорта, места
хранения радиоактивных отходов низкой и средней активности и
т.д.), а также схем планирования изменения границ земель водного и
лесного фондов;
45) согласовывает правовые акты территориального планирования
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части
соблюдения интересов Российской Федерации;
46) формирует и разрабатывает методические основы реализации и
ведет мониторинг федеральных целевых программ сейсмобезопасности
территорий, защиты побережий, развития и сохранения исторических
городов;
47) осуществляет нормативное и научно-методическое обеспечение
и координацию деятельности органов архитектуры и
градостроительства субъектов Российской Федерации по осуществлению
государственной градостроительной политики, созданию качественной
жилой среды и устойчивому развитию поселений, ведет совместную
работу с Союзом архитекторов и Академией архитектуры Российской
Федерации;
48) проводит анализ состояния и тенденций развития
прогрессивных архитектурно-строительных систем, разработки и
внедрения прогрессивных архитектурных проектных решений,
направленных на формирование доступного рынка жилья и повышение
его технологичности и комфортности;
49) представляет интересы Министерства в совместной работе с
Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации по определению направлений и методических основ
деятельности по охране памятников архитектуры и
градостроительства;
в области строительной политики:
50) проводит анализ состояния и тенденций развития
строительного комплекса, промышленности строительных материалов,
разработку прогнозов и стратегии их развития, разрабатывает меры
государственной поддержки строительной отрасли, нормативно-
правовое и методологическое обеспечение их реализации;
51) разрабатывает предложения по формированию системы
нормативных документов в строительстве и промышленности
строительных материалов в соответствии с Федеральным законом "О
техническом регулировании";
52) участвует в составлении планов (программ) разработки общих
и специальных технических регламентов, утверждаемых Правительством
Российской Федерации, а также раздела программы разработки
национальных стандартов в области строительства и промышленности
строительных материалов, утверждаемой Министерством;
53) организует создание экспертных комиссий по техническому
регулированию, а также технического комитета по стандартизации в
области строительства для проведения экспертизы проектов
технических регламентов, национальных стандартов в области
строительства и промышленности строительных материалов, участвует
в их работе;
54) организует подготовку национальных стандартов в области
строительства и промышленности строительных материалов для их
последующего утверждения в установленном порядке;
55) разрабатывает предложения по внесению изменений и
дополнений, а также отмене государственных стандартов в области
строительства и промышленности строительных материалов,
строительных норм и правил, подготавливает проекты нормативных
правовых актов Министерства по этому вопросу;
56) организует проведение работы по оценке пригодности новых
материалов, конструкций, изделий, технологий для применения в
строительстве в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации;
57) организует экспертизу и согласование специальных
технических условий, разрабатываемых в составе утверждаемой части
проектной документации на строительство экспериментальных и
уникальных зданий и сооружений, а также реконструкцию исторических
памятников, на которые не могут быть распространены действующие
нормативные документы;
58) разрабатывает предложения по определению стоимости 1 кв.
метра общей площади жилья, используемой для расчета средств
федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для
удовлетворения государственных нужд, на выделение гражданам
субсидий и ссуд;
59) организует разработку методологии и основных принципов
ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в т.ч.
внедрение и совершенствование новой сметно-нормативной базы, с
подготовкой проектов нормативных правовых актов, разрабатывает
предложения по порядку рассмотрения территориальных и
специализированных сборников по ценообразованию и сметному
нормированию в строительстве, а также осуществляет их регистрацию;
60) организует мониторинг и анализ ценообразующих факторов
строительной продукции, представляет на утверждение индексы
изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных,
проектных и изыскательских работ, согласовывает индивидуальные
сметные нормы, расценки и индексы, используемые при определении
сметной стоимости зданий и сооружений, строительство которых
осуществляется за счет средств федерального бюджета;
61) ведет нормативно-методологическое обеспечение деятельности
в области государственной экспертизы градостроительной и проектной
документации, государственного архитектурно-строительного надзора,
лицензирования деятельности по инженерным изысканиям,
проектированию, строительству объектов 1 и 2 уровней
ответственности, а также в области сертификации продукции, работ
(услуг), систем менеджмента качества в строительстве, организует
проведение единой технической политики в области инженерных
изысканий для строительства;
62) проводит мониторинг и анализ научно-технического и
инновационного потенциала в отрасли, разработку предложений по
наиболее прогрессивным разработкам новых технологий, материалов,
конструкций, деталей, приборов и оборудования для строительства и
промышленности строительных материалов, подготовку каталогов
прогрессивных технологий, конструкций и деталей, материалов,
приборов и оборудования для строительства и промышленности
строительных материалов;
63) подготавливает разъяснения и рекомендации органам
исполнительной и законодательной власти по порядку применения
государственных стандартов в области строительства и
промышленности строительных материалов, строительных норм и
правил, а также по вопросам ценообразования и сметного
нормирования, в обоснованных случаях подготавливает проекты
разрешений на отступления от требований нормативных документов,
ведет рассмотрение, подготовку заключений и регистрацию
территориальных строительных норм, ведет совместную работу с ГУ
"Главгосэкспертиза" и ГНЦ "Строительство";
в области организации международной деятельности Министерства:
64) участвует в организации международной деятельности
Министерства в области жилищной политики, строительства, жилищно-
коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и
землепользования;
65) подготавливает новые и ведет мониторинг существующих
международных проектов с участием Международного Банка
реконструкции и развития (МБРР) и Европейского Банка реконструкции
и развития (ЕБРР), формирует и ведет мониторинг проектов МБРР по
городскому и муниципальному теплоснабжению и водоснабжению;
66) участвует в работе Центра Организации Объединенных Наций по
населенным пунктам (ООН-Хабитат), Комитета по населенным пунктам
Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций
(ЕЭК ООН), организует подготовку жилищного обзора Российской
Федерации;
67) совместно с заинтересованными зарубежными и международными
организациями решает вопросы организации функционирования
специализированных предприятий по хранению и переработке
радиоактивных отходов "Радон";
68) участвует в работе межправительственных комиссий.
IV. Права Департамента
6. Департамент для осуществления своих функций в соответствии с
возложенными на него задачами имеет право:
1) взаимодействовать в установленном порядке и в пределах своей
компетенции с Администрацией Президента Российской Федерации и
аппаратами полномочных представителей Президента Российской
Федерации в федеральных округах, Аппаратом Правительства
Российской Федерации, аппаратами палат Федерального Собрания
Российской Федерации, с другими структурными подразделениями
центрального аппарата Министерства, подведомственными Министерству
федеральными агентствами, иными федеральными органами
исполнительной власти, загранучреждениями, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными и профессиональными объединениями,
предприятиями и организациями строительного и жилищно-
коммунального комплексов, в пределах своей компетенции - с
зарубежными организациями по вопросам ведения Департамента;
2) запрашивать и получать в установленном порядке у федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления,
структурных подразделений центрального аппарата Министерства,
подведомственных Министерству федеральных агентств информационные
материалы и документы, необходимые Департаменту для решения
возложенных на него задач;
3) проводить совещания с участием представителей структурных
подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных
Министерству федеральных агентств, организаций, находящихся в
ведении федеральных агентств, а также представителей других
органов государственной власти и российских организаций,
привлекать в установленном порядке их специалистов для изучения и
разработки предложений по решению актуальных проблем по вопросам
ведения Департамента;
4) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов
по вопросам своей компетенции и в установленном порядке давать по
ним заключения, а также разъяснения предприятиям и организациям,
структурным подразделениям других федеральных органов
исполнительной власти, отраслевым органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и
гражданам Российской Федерации;
5) вносить предложения об отмене Министерством противоречащих
федеральному законодательству решений подведомственных
Министерству федеральных агентств, если иной порядок отмены
решений не установлен федеральным законом;
6) рассматривать предложения органов государственной власти и
органов местного самоуправления, физических и юридических лиц о
присвоении почетных званий и присвоении государственных наград за
заслуги в области строительства, архитектуры, градостроительства и
жилищно-коммунального хозяйства работникам строительного и жилищно-
коммунального комплексов, должностным лицам органов
государственной власти и местного самоуправления и давать по ним
Министру свои заключения и представления.
V. Организация деятельности Департамента
7. Департамент возглавляет Директор Департамента, назначаемый
Министром.
Директор Департамента имеет трех заместителей. В отсутствие
Директора Департамента его обязанности выполняет один из
заместителей.
8. Директор Департамента:
1) руководит деятельностью и принимает решения по вопросам
компетенции Департамента;
2) несет персональную ответственность за надлежащее выполнение
возложенных на Департамент задач;
3) осуществляет контроль и принимает оперативные меры по
соблюдению Департаментом установленных сроков выполнения поручений
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации, руководства Министерства;
4) докладывает Министру по вопросам, входящим в компетенцию
Департамента;
5) визирует и подписывает в пределах своей компетенции
документы, касающиеся деятельности Департамента;
6) по вопросам ведения Департамента по поручению Министра
представляет Министерство в федеральных органах исполнительной
власти, в российских учреждениях и организациях, в
представительствах иностранных государств, а также в международных
организациях;
7) ведет переписку по вопросам, относящимся к компетенции
Департамента. В установленном порядке направляет информационные
письма, а также письма с разъяснениями, рекомендациями, по
вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства,
архитектуры, градостроительства, территориального развития,
жилищной политики, ценообразования и сметного нормирования,
подготовки кадров, государственного регулирования, в том числе
государственной экспертизы градостроительной и проектной
документации, лицензирования в строительстве, осуществления
государственного архитектурно-строительного надзора, сертификации
в строительстве, за исключением вопросов, входящих в компетенцию
Министра промышленности и энергетики Российской Федерации и его
заместителей;
8) распределяет обязанности между своими заместителями;
9) утверждает положения об отделах Департамента;
10) утверждает должностные инструкции работников Департамента;
11) вносит предложения руководству Министерства о назначении на
должность и освобождении от должности работников Департамента, об
их поощрении и награждении, привлечении к дисциплинарной
ответственности, а также по совершенствованию структуры
Департамента;
12) обеспечивает выполнение требований по соблюдению
сотрудниками Департамента трудовой дисциплины, утвержденных в
Министерстве правил внутреннего трудового распорядка;
13) несет ответственность за сохранность сведений, составляющих
государственную или служебную тайну, а также информационных
ресурсов, содержащих сведения ограниченного доступа, находящихся в
ведении Департамента или полученных Департаментом от других
организаций.
9. Департамент имеет в своем составе пять отделов, в том числе:
- отдел жилищной политики;
- отдел методологии управления и эксплуатации жилищного фонда;
- отдел реформирования коммунального сектора;
- отдел градостроительства, архитектуры и землепользования;
- отдел строительной политики.
10. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства
находится в непосредственном подчинении заместителя Министра
промышленности и энергетики Российской Федерации согласно
утвержденной структуре Министерства.
11. Департамент имеет бланк с наименованием Министерства и
Департамента, форма которого утверждается Министром.
|