ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2004 г. N ГКПИ04-951
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Д. о признании частично недействительным пункта 2
Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации
размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального
обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в
организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации,
при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 145, в
редакции от 15 ноября 2002 г. N 827,
установил:
пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от
22 февраля 2001 г. N 145 "О реализации Указа Президента Российской
Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах
социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса
Российской Федерации" утверждено Положение об установлении,
выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного
ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам,
осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации, при выходе их на
трудовую пенсию (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что дополнительное
обеспечение устанавливается при выходе на трудовую пенсию в
соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в
соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения
в Российской Федерации" при условии прекращения трудовой
деятельности в организациях Министерства Российской Федерации по
атомной энергии, включенных в перечень организаций и воинских
частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской
Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых
дает право на получение социальной поддержки, утвержденный
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября
2000 г. N 857-64 (далее именуются - организации ядерного
оружейного комплекса), следующим категориям граждан,
непосредственно участвовавших в видах деятельности, указанных в
перечне видов деятельности, осуществляемых в организациях и
воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса
Российской Федерации, участие в которой дает право на получение
социальной поддержки, утвержденном Указом Президента Российской
Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 (далее именуется -
перечень):
а) граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или)
СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата
государственных премий СССР и лауреата государственных премий
Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента
Российской Федерации, лауреата премии Совета Министров СССР и
(или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в
период осуществления ими предусмотренных перечнем видов
деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и
имеющие страховой стаж работы в этих организациях не менее 15 лет;
б) граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в
соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при
осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в
организациях ядерного оружейного комплекса, а также граждане, за
которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости на указанных условиях.
В стаж, учитываемый при установлении указанным гражданам
дополнительного обеспечения, засчитываются только периоды
осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем.
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
о признании недействительным пункта 2 Положения в части
"установления в качестве дополнительного условия для назначения
дополнительного ежемесячного материального обеспечения -
прекращение трудовой деятельности в организациях Министерства
Российской Федерации по атомной энергии".
В заявлении указано, что пункт 2 Положения в оспариваемой части
противоречит пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 23
августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки
специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации",
поскольку сужает понятие ядерного оружейного комплекса до
организаций Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
Тем самым лишаются права на получение дополнительного ежемесячного
пожизненного материального обеспечения граждане, непосредственно
участвовавшие в видах деятельности, предусмотренных названным
Указом, но работавшие в иных министерствах (ведомствах). В
частности, работники из числа гражданского персонала военных
представительств Министерства обороны Российской Федерации,
работающие в военной приемке.
В судебном заседании представитель заявителя Шавлов В.А.
поддержал доводы заявления и просил о его удовлетворении, ссылаясь
на то, что персонал военных представительств непосредственно
участвует в реализации государственной политики в области
разработки, производства и ликвидации ядерных зарядов и ядерных
боеприпасов.
Представители Правительства Российской Федерации Тарасова Т.И.
и Рура Н.Н. просили суд отказать в удовлетворении заявления Д.
ввиду его необоснованности.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и
изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей
требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит, что
заявление Д. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из преамбулы Указа Президента Российской Федерации от 23
августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки
специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"
(далее - Указ) следует, что он принят в целях обеспечения
эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности
кадров в этом комплексе.
Пунктом 2 Указа установлено дополнительное ежемесячное
пожизненное материальное обеспечение (далее именуется -
дополнительное обеспечение) при выходе на пенсию в соответствии с
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную
пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля
1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и
при условии прекращения трудовой деятельности в организациях
федерального органа исполнительной власти, реализующего
государственную политику в области разработки, производства и
ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, входящих в
состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее
именуются - организации ядерного оружейного комплекса), следующим
категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах
деятельности, предусмотренных перечнем:
гражданам, награжденным орденами Российской Федерации и (или)
СССР, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий
СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации
(РСФСР), лауреатам премии Президента Российской Федерации,
лауреатам премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреатам
премии Правительства Российской Федерации в период осуществления
ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного
оружейного комплекса и имеющим страховой стаж работы в этих
организациях не менее 15 лет;
гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в
соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при
осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в
организациях ядерного оружейного комплекса, а также гражданам, за
которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости на указанных условиях.
Из анализа приведенного пункта Указа следует, что одним из
условий назначения гражданам дополнительного обеспечения является
прекращение трудовой деятельности в организациях федерального
органа исполнительной власти, реализующего государственную
политику в области разработки, производства и ликвидации ядерных
зарядов и ядерных боеприпасов, входящих в состав ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации. При этом в Указе
говорится о данном органе в единственном числе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Министерстве
Российской Федерации по атомной энергии, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997
г. N 392 и действовавшего в период принятия оспариваемого
Положения, Министерство Российской Федерации по атомной энергии
(Минатом России) являлось федеральным органом исполнительной
власти, который проводил государственную политику в области
разработки, производства и утилизации ядерных зарядов и
боеприпасов и нес ответственность за состояние и развитие ядерного
оружейного и энергетического комплексов Российской Федерации и
обеспечивающих их деятельность предприятий и организаций.
Таким образом, Минатом России и был тем самым федеральным
органом государственной власти, реализующим государственную
политику в области разработки, производства и ликвидации ядерных
зарядов и ядерных боеприпасов, входящих в состав ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации, о котором говорится в
Указе Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N
1563.
При таких обстоятельствах Правительство Российской Федерации
правомерно указало в пункте 2 оспариваемого Положения о том, что
дополнительное обеспечение устанавливается гражданам при условии
прекращения ими трудовой деятельности в организациях Министерства
Российской Федерации по атомной энергии.
Полномочия на принятие Положения предоставлены Правительству
Российской Федерации пунктом 3 вышеназванного Указа.
С доводами заявления о том, что положения Указа в части выплаты
дополнительного обеспечения распространяются также на гражданский
персонал военных представительств Министерства обороны Российской
Федерации, суд согласиться не может, поскольку в силу пункта 1
Положения о Министерстве обороны Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа
2004 г. N 1082, данное Министерство является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики, нормативно-правовому
регулированию в области обороны, а также иные установленные
федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации функции в этой области.
Между тем Указ, как уже отмечалось, предусматривает выплату
дополнительного обеспечения гражданам при условии прекращения ими
трудовой деятельности в организациях федерального органа
исполнительной власти, реализующего государственную политику в
области разработки, производства и ликвидации ядерных зарядов и
ядерных боеприпасов, входящих в состав ядерного оружейного
комплекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный
правовой акт не противоречит федеральному закону или другому
нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу,
принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего
заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
Д. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня
принятия решения судом в окончательной форме.
|