ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 сентября 2004 г.
N 2
ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по
инфекционной заболеваемости в Российской Федерации и ход
проведения иммунизации в рамках национального календаря
профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим
показаниям, установил, что несмотря на проведение ряда
организационных и практических мероприятий по увеличению охвата
населения прививками, в работе по иммунопрофилактике инфекционных
болезней продолжают иметь место серьезные недостатки.
Крайне высокими остаются показатели заболеваемости краснухой.
За 7 мес. 2004 г. число заболевших возросло на 8% по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года и составило 88 на 100 тыс.
населения, а в республиках Мордовия, Марий Эл, Хакасия,
Красноярском и Приморском краях, Ульяновской области - 360-615 на
100 тыс. Несмотря на сложившуюся ситуацию, в последние два года
закупки вакцины против краснушной инфекции в централизованном
порядке не проводились.
В недостаточном объеме осуществляются и централизованные
закупки вакцин против вирусного гепатита В для иммунизации
новорожденных детей и подростков. В 2004 г. выделено ассигнований
на приобретение лишь 7 млн. доз вакцины при потребности регионов в
12 млн. доз.
В текущем году заболеваемость коклюшем возросла в 2 раза, корью
- на 3%. В Республиках Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-
Балкарская Республика, Чеченская Республика, Амурской области
показатели заболеваемости корью в 8-20 раз выше, чем в целом по
стране.
Высокие уровни заболеваемости дифтерией, в 2-4 раза превышающие
общероссийские показатели, сохраняются в Калужской, Новгородской,
Псковской, Свердловской, Челябинской областях, гг. Москве и Санкт-
Петербурге. При этом 70% заболевших составляют лица старше 30 лет,
не привитые против этой инфекции. За 7 мес. 2004 г. заболеваемость
дифтерией среди детей возросла на 15,6% за счет Республики
Карелия, Пермской, Самарской, Смоленской, Челябинской и
Вологодской областей.
Такое положение является следствием недостаточного охвата детей
вакцинацией и ревакцинацией, низким объемом иммунизации против
кори и эпидемического паротита по эпидемическим показаниям,
несоблюдением условий транспортирования и хранения вакцин,
особенно в республиках Северо-Кавказского региона.
В Ивановской, Ульяновской, Ярославской областях, Ненецком,
]bemjhiqjnl, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах не
достигнут 95% охват детей вакцинацией против коклюша и
эпидемического паротита. Показатели охвата ревакцинацией ниже 95%
против кори имели место в 19, против эпидемического паротита - в
29, коклюша - в 17, дифтерии - в 10, полиомиелита - в 7 субъектах
Российской Федерации. Особую тревогу вызывает неудовлетворительное
положение дел с иммунизацией населения в Чеченской Республике.
В ряде лечебно-профилактических учреждений по-прежнему
отмечаются факты необоснованных медицинских отводов и отказов
населения от проведения профилактических прививок, что
свидетельствует как о недостаточной подготовке медицинских
работников по вопросам иммунопрофилактики, так и о низкой
эффективности разъяснительной работы среди населения о
необходимости проведения профилактических прививок.
Органы управления здравоохранением, особенно в республиках
Северо-Кавказского региона, не приняли действенных мер по созданию
надлежащих условий транспортирования и хранения
иммунобиологических препаратов.
В текущем году имели место перебои и приостановки поставок
вакцин АКДС и АДС-М в г. Москву, Оренбургскую, Калининградскую,
Пермскую области, вакцины против кори - в г. Москву, Республики
Калмыкия, Саха (Якутия), Московскую, Магаданскую, Свердловскую,
Нижегородскую области, вакцин БЦЖ и БЦЖ-М - в Пермскую область,
Ханты-Мансийский автономный округ. До сих пор не создана
эффективная система снабжения иммунобиологическими препаратами
Чеченской Республики.
Низкими темпами и в недостаточном объеме реализуются
региональные и муниципальные программы "Вакцинопрофилактика".
Недостаточно используются средства местных бюджетов, фондов
обязательного медицинского страхования, страховых кампаний и
других организаций для закупки вакцин в целях проведения
иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок
по эпидемическим показаниям, даже в регионах с крайне высоким
уровнем заболеваемости корью, эпидемическим паротитом, вирусным
гепатитом В. В текущем году на закупку противокоревой вакцины для
массовой иммунизации взрослого населения выделены ассигнования
лишь в 26-ти субъектах Российской Федерации.
Центры Госсанэпиднадзора в г. Москве, Свердловской области и
ряде других территорий до настоящего времени осуществляют расчет
потребности, хранение и распределение иммунобиологических
препаратов по лечебно-профилактическим учреждениям, что не
предусмотрено Положением о Федеральной службе по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека.
Сложившаяся ситуация в организации и проведении иммунизации
населения ставит под угрозу реализацию "Программы ликвидации кори
на территории Российской Федерации к 2010 году", "Национального
плана действий на 2003-2005 гг. по поддержанию свободного от
полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации
искоренения полиомиелита в Европейском регионе", затрудняет работу
по борьбе с инфекционными заболеваниями в стране.
В целях предупреждения дальнейшего роста инфекционной
заболеваемости населения Российской Федерации и в соответствии с
Федеральным Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ ст. 51 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650),
Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
от 17.09.1998г. N 157-ФЗ ст. 7, 9 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, N 38 ст. 4736)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Главам администраций субъектов Российской Федерации
рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос о ходе реализации региональных и
муниципальных программ "Вакцинопрофилактика", внести необходимые
коррективы в планы мероприятий, направленных на совершенствование
иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.
1.2. Предусмотреть в соответствии с конкретной
эпидемиологической обстановкой выделение необходимых ассигнований
на закупку вакцин для проведения профилактических прививок по
эпидемическим показаниям.
2. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному
развитию обеспечить своевременную закупку и поставку вакцин для
иммунизации населения в рамках национального календаря
профилактических прививок.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам
субъектов Российской Федерации:
3.1. Провести анализ эпидемиологической обстановки по
инфекционным заболеваниям, управляемым средствами специфической
профилактики, обеспечения лечебно-профилактических учреждений
иммунобиологическими препаратами, разработать и организовать
проведение дополнительных мероприятий, направленных на улучшение
работы по иммунопрофилактике населения.
3.2. Внести в органы исполнительной власти предложения о
выделении ассигнований на проведение прививок по эпидемическим
показаниям в соответствии со сложившейся эпидемиологической
обстановкой.
3.3. Активизировать работу по проведению массовой иммунизации
против кори взрослого населения.
4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
4.1. Принять действенные меры по обеспечению максимального
охвата вакцинацией и ревакцинацией детей в сроки, предусмотренные
национальным календарем профилактических прививок.
4.2. Осуществлять необходимые мероприятия по созданию
надлежащих условий транспортировки и хранения вакцин в лечебно-
профилактических учреждениях.
4.3. Организовать систематическое повышение квалификации врачей
педиатров по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней.
4.4. Усилить работу с населением, направленную на снижение
отказов от проведения иммунопрофилактики.
5. Главным государственным санитарным врачам субъектов
Российской Федерации:
5.1. Осуществлять действенный надзор за организацией и
проведением иммунопрофилактики инфекционных болезней.
5.2. Обеспечить эффективный контроль за соблюдением
учреждениями здравоохранения условий транспортирования и хранения
иммунобиологических препаратов.
5.3. Активизировать работу со средствами массовой информации по
информированию населения об эпидемиологической ситуации по
инфекционным заболеваниям и необходимости иммунопрофилактики.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|