ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2004 г. N 42
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
"МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ
БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЦЕНАМИ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ"
Федеральная служба государственной статистики постановляет:
Утвердить прилагаемые "Методологические положения по
формированию выборочной совокупности базовых организаций для
наблюдения за ценами производителей продукции".
Руководитель
Федеральной службы
государственной статистики
В.Л.СОКОЛИН
Утверждено
Постановлением Росстата
от 28.09.2004 N 42
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ
БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЦЕНАМИ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ
Настоящие методологические положения содержат описание метода
формирования выборочной совокупности базовых организаций для
ежемесячного обследования цен производителей продукции.
I. Общие положения
Целью обследования является получение ежемесячной информации о
ценах на произведенную промышленную продукцию (форма N 1-цены
производителей "Сведения о ценах производителей на промышленную
продукцию").
Единицей отбора и единицей наблюдения являются крупные и
средние промышленные организации, производящие продукцию различных
видов экономической деятельности, независимо от формы
собственности и размера организаций, зарегистрированные как
юридические лица на территории субъектов Российской Федерации.
Число единиц наблюдения - крупных и средних организаций,
подлежащих обследованию (объем выборки), - в общем случае
устанавливается в пределах 30% от общего числа организаций
региона.
Для сбора данных предлагается комбинированный метод
статистического наблюдения: сочетание сплошного наблюдения с
выборочным. Сплошь обследуются:
1) организации, резко отличающиеся по размерам производства
продукции, при условии неизменного ассортимента выпускаемой ими
продукции;
2) организации, которые производят виды продукции (например,
удобрения), подлежащие сплошному наблюдению в соответствии с
нормативными актами органов государственной власти
(постановлениями, распоряжениями Правительства России и т.п.).
Для построения выборочной совокупности целесообразно применение
методологии стратифицированной (расслоенной) выборки, а при
недостаточном количестве организаций - систематического
(механического) отбора.
II. Основные этапы формирования
выборочной совокупности организаций
Построение выборочной совокупности организаций состоит из
следующих этапов:
1. На базе Генеральной совокупности объектов статистического
наблюдения (ГС), зафиксированной по состоянию на начало года,
формируется список объектов наблюдения в табличном виде с
обязательной призначной частью, включающей следующие реквизиты и
показатели: код Общероссийского классификатора предприятий и
организаций ОКПО, код Общероссийского классификатора объектов
административно-территориального деления ОКАТО, код
Общероссийского классификатора видов экономической деятельности
ОКВЭД (основной), краткое наименование организации и показатель
"Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг
(за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных
платежей)".
----T----------T-----------T-----------T------------T------------¬
¦ N ¦ Код ОКПО ¦ Код ОКАТО ¦ Код ОКВЭД ¦ Краткое ¦ Выручка, ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦наименование¦ тыс. руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦организации ¦ ¦
+---+----------+-----------+-----------+------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+----------+-----------+-----------+------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------+-----------+-----------+------------+-------------
2. На основании полученного списка организаций осуществляется
их группировка по разделам, подразделам ОКВЭД в соответствии с
таблицей 1.
Таблица 1
----T-----T------------------------------------------------------¬
¦ N ¦ Код ¦ Наименование вида деятельности ¦
¦п/п¦ОКВЭД¦ ¦
+---+-----+------------------------------------------------------+
¦ 1¦ 02 ¦Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2¦ В ¦Рыболовство, рыбоводство ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3¦ СА ¦Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4¦ СВ ¦Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-¦
¦ ¦ ¦энергетических ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5¦ DA ¦Производство пищевых продуктов, включая напитки, и¦
¦ ¦ ¦табака ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6¦ DB ¦Текстильное и швейное производство ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 7¦ DC ¦Производство кожи, изделий из кожи и производство¦
¦ ¦ ¦обуви ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8¦ DD ¦Обработка древесины и производство изделий из дерева ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9¦ DE ¦Целлюлозно-бумажное производство; издательская и¦
¦ ¦ ¦полиграфическая деятельность ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 10¦ DF ¦Производство кокса, нефтепродуктов ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 11¦ DG ¦Химическое производство ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 12¦ DH ¦Производство резиновых и пластмассовых изделий ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 13¦ DI ¦Производство прочих неметаллических минеральных¦
¦ ¦ ¦продуктов ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 14¦ DJ ¦Металлургическое производство и производство готовых¦
¦ ¦ ¦металлических изделий ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 15¦ DK ¦Производство машин и оборудования ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 16¦ DL ¦Производство электрооборудования, электронного и¦
¦ ¦ ¦оптического оборудования ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 17¦ DM ¦Производство транспортных средств и оборудования ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 18¦ DN ¦Прочие производства ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 19¦ Е ¦Производство и распределение электроэнергии, газа и¦
¦ ¦ ¦воды ¦
L---+-----+-------------------------------------------------------
3. На следующем этапе производится ранжирование организаций от
максимального значения к минимальному (в пределах каждой группы,
сформированной на втором этапе) по показателю "Выручка (нетто) от
реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на
добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)".
4. Анализ полученных рядов.
Если количество организаций в сформированной группе (по
разделу, подразделу ОКВЭД) три и менее, то они все включаются в
наблюдение и в дальнейшем отборе не участвуют.
В остальных группах из списка организаций исключаются 10%
единиц с наименьшими значениями показателя.
5. Формирование списка крупных организаций, обследующихся на
сплошной основе (описан в пункте III).
6. Формирование основ выборки. (Количество основ выборки
соответствует числу видов деятельности, в которых требуется
произвести отбор единиц совокупности с вероятностью 30%,
осуществляемый на следующем этапе.)
Из списка организаций по каждому разделу, подразделу ОКВЭД
исключаются все крупные организации, отобранные на предыдущем
этапе.
7. Метод отбора организаций, используемый для каждого
подраздела ОКВЭД, зависит от имеющегося в регионе количества
организаций. При выборе метода, используемого для отбора
организаций по конкретному виду деятельности, следует
руководствоваться следующим.
Если количество организаций по виду деятельности (разделу,
подразделу) 100 и более, применяется типическая выборка.
Если количество организаций по виду деятельности (разделу,
подразделу) менее 100, то используется систематический отбор
организаций из генеральной совокупности, так как в этом случае
формирование типической выборки путем размещения по типическим
группам неэффективно.
8. Формирование выборочной совокупности по алгоритму (описан в
пунктах IV и V).
9. Объединение списков организаций, обследуемых на сплошной
основе и отобранных по алгоритму.
10. В каждом разделе, подразделе ОКВЭД отбираются по 2 - 3
резервные организации.
11. На следующем этапе производится сопоставление списка
организаций, полученных на основе вышеописанной процедуры выборки,
с перечнем организаций, в которых в настоящее время осуществляется
сбор ценовой информации.
12. Проводится как количественный, так и качественный анализ
организаций, которые не попали во вновь сформированную выборку.
Осуществляется адаптация существующего перечня базовых организаций
с новой выборочной совокупностью. При этом используется процедура
"просеивания", в результате чего добавляются в выборку
организации, необходимые для сбора ценовой информации в регионе
(описан в пункте VI).
13. Общий список отобранных организаций сортируется по
территориальному коду для систематизации.
14. Сформированная выборочная совокупность (этапы 1 - 13) может
быть использована в течение 5 лет с ежегодной актуализацией:
выявляются выбывшие организации и заменяются организациями из той
же типической группы. По истечении этого срока выборочная
совокупность, как правило, формируется заново.
III. Процедура формирования списка крупных организаций,
обследующихся на сплошной основе
Отдельно для каждого раздела, подраздела ОКВЭД, количество
организаций по которому более трех, выполняются следующие шаги:
1. Строится ряд организаций с указанием размера выручки от
реализации товаров, продукции, работ, услуг (без нулевых
значений).
2. Рассчитываются статистические характеристики (таблица 3).
-
Среднее значение выручки по i-му виду деятельности (х )
i
N
i
SUM X
- u i,u
X = --------,
i N
i
где X - выручка u-й организации по i-му виду деятельности;
i,u
N - число промышленных организаций региона по i-му виду
i
деятельности.
- ¬2
N ¦N ¦
i 2 ¦ i ¦
SUM X ¦SUM X ¦
2 2 u i,u ¦ u i,u¦
Дисперсия (сигма ) сигма = -------- - ¦--------¦.
i i N ¦ N ¦
i ¦ i ¦
L -
Среднее квадратическое отклонение (сигма )
i
/--------------------
/ - ¬2
/N ¦N ¦
/ i 2 ¦ i ¦
/ SUM X ¦SUM X ¦
/ u i,u ¦ u i,u¦
сигма = / -------- - ¦--------¦.
i / N ¦ N ¦
/ i ¦ i ¦
V L -
Таблица 3
Расчет параметров для определения крупных организаций
-------------T---------T--------T---------T-----------T----------¬
¦Наименование¦Число ор-¦Выручка ¦Средне- ¦- ¦- ¦
¦ вида ¦ганизаций¦в сред- ¦квадрати-¦X + 3сиг- ¦X + 2сиг-¦
¦деятельности¦по виду ¦нем на ¦ческое ¦ i ¦ i ¦
¦ ¦деятель- ¦одну ор-¦отклоне- ¦ма ¦ма ¦
¦ ¦ности, ¦ганиза- ¦ние, ¦ i ¦ i ¦
¦ ¦N ¦цию, ¦ сигма ¦ ¦ ¦
¦ ¦ i ¦ - ¦ i ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ i ¦ ¦ ¦ ¦
+------------+---------+--------+---------+-----------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
L------------+---------+--------+---------+-----------+-----------
3. Отбираются крупные организации. Крупными считаются
организации, у которых выручка от реализации товаров, продукции,
работ, услуг превышает среднее значение выручки по виду
-
деятельности плюс три 00еднеквадратических отклонения X +
i
3сигма .
i
Если количество организаций по виду деятельности менее 12,
крупными считаются организации, у которых выручка (X ) превышает
i,u
-
величину X + 2сигма .
i i
IV. Алгоритм систематического отбора
Предлагается следующий порядок построения систематической
выборки:
1. Присвоить порядковые номера от 1 до N элементам совокупности
для каждой основы выборки.
2. Установить шаг отбора (h). Он устанавливается в зависимости
от предполагаемого процента отбора (30% промышленных организаций
региона) <*> и равен обратной величине доли выборки.
--------------------------------
<*> Для вида деятельности, по которому количество организаций
менее 7, применяется 50% отбор, то есть h = 1 / 0,5 = 2.
h = 1 / 0,3 = 3,33
3. Определить начало отбора, находящееся в середине первого
интервала отбора (а ).
1
h
а = - = 1,67 ~= 2
1 2
Первая отобранная организация имеет порядковый номер 2.
4. Произвести отбор организаций в соответствии с интервалом
отбора, начиная с организации, попавшей в выборку первой.
h
а = - + h = 1,67 + 3,33 = 5
2 2
h
а = - + 2h = 1,67 + 2 х 3,33 = 8,33 ~= 8
3 2
h
а = - + 3h = 1,67 + 3 х 3,33 = 11,66 ~= 12 и т.д.
4 2
V. Алгоритм формирования типической выборки
Предлагается следующий порядок построения типических выборок
промышленных организаций:
1. Рассчитываются статистические характеристики ряда для каждой
основы выборки (таблица 4).
-
Среднее значение выручки по i-му виду деятельности (X )
i
N
i
SUM X
- u i,u
X = --------,
i N
i
где X - выручка u-й организации по i-му виду деятельности;
i,u
N - число промышленных организаций региона по i-му виду
i
деятельности (исключаются организации с нулевым значением
выручки).
- ¬2
N ¦N ¦
i 2 ¦ i ¦
SUM X ¦SUM X ¦
2 2 u i,u ¦ u i,u¦
Дисперсия (сигма ) сигма = -------- - ¦--------¦.
i i N ¦ N ¦
i ¦ i ¦
L -
Среднее квадратическое отклонение (сигма )
i
/--------------------
/ - ¬2
/N ¦N ¦
/ i 2 ¦ i ¦
/ SUM X ¦SUM X ¦
/ u i,u ¦ u i,u¦
сигма = / -------- - ¦--------¦.
i / N ¦ N ¦
/ i ¦ i ¦
V L -
Минимальное значение выручки по i-му виду деятельности
(X ).
i,min
Максимальное значение выручки по i-му виду деятельности
(X ).
i,max
Коэффициент вариации в % (V )
i
сигма
i
V = ------ х 100.
i -
X
i
2. Каждая основа выборки разбивается на типические (однородные
группы).
Разбивка на типические группы проводится путем
последовательного бинарного деления упорядоченного ряда по средней
на группы:
-
а) меньше среднего значения показателя (< X ),
i
-
б) больше среднего значения показателя (> X ).
i
Ранжированный ряд по i-му виду деятельности делится на две
группы:
а) значение показателя (X ) меньше или равно среднему значению
i
- -
(X ), т.e. X <= X ;
i i i
-
б) значение показателя (X ) превышает среднее значение (X ),
i i
-
т.е. X > X .
i i
Для групп а) и б) рассчитываются статистические характеристики:
- 2 - 2
(N , X , сигма , сигма , V ), (N , X , сигма , сигма , V ).
a a a a a b b b b b
В результате расчетов возможны два результата:
1) коэффициент вариации равен 33% или менее 33%; в этом случае
группа считается однородной и может быть использована в качестве
типической группы;
2) коэффициент вариации больше 33%; тогда необходимо
повторение той же операции, т.е. каждая из групп N и N делится
a b
на две подгруппы:
- -
а) X меньше или равно X , т.е. X <= Х ;
i i i i
- -
б) Х больше X , т.е. X > X .
i i i i
Затем рассчитываются статистические характеристики для каждой
из полученных подгрупп:
- 2 - 2
(N , X , сигма , сигма , V ), (N , X , сигма ,
a,a a,a a,a a,a a,a a,b a,b a,b
сигма , V ),
a,b a,b
- 2 - 2
(N , X , сигма , сигма , V ), (N , X , сигма ,
b,a b,a b,a b,a b,a b,b b,b b,b
сигма , V ).
b,b b,b
Опять возможны два результата:
1) коэффициент вариации меньше или равен 33%;
2) коэффициент вариации больше 33%.
Операция повторяется до того момента, пока вся генеральная
совокупность (N ) не будет разделена на группы, коэффициенты
i
вариации (V ) в которых не будут превышать 33%. Дробление
i
прекращается в том случае, когда численность группы (N ) будет
i,j
равна или меньше 10 единиц, независимо от величины коэффициента
вариации.
3. По сформированным группам, у которых коэффициент вариации
(V ) равен или меньше 33%, строится интервальный ряд и
i - 2
рассчитывается средняя из внутригрупповых дисперсий (сигма ) по
i
i-му виду деятельности (таблица 5).
k 2
SUM сигма х N
- 2 1 i,j i,j
сигма = -------------------,
i N
i
2
где сигма - дисперсия j-й типической группы по i-му виду
i,j
деятельности;
N - количество организаций в генеральной совокупности j-й
i,j
типической группы по i-му виду деятельности;
N - количество организаций в генеральной совокупности по i-му
i
виду деятельности;
k - число типических групп.
4. Рассчитывается объем выборки (n ) по i-му виду деятельности
i
с заданным уровнем точности (относительная предельная ошибка
выборки эта = 5%, эта = 10%, эта = 15%) (таблица 6).
1 2 3
2 - 2
t x сигма x N
i i
n = --------------------------,
i 2 - 2 2
t x сигма + дельта x N
i i i
где t - квантиль стандартного нормального распределения,
соответствующий доверительной вероятности р; при р = 0,955, t =
1,96;
дельта - заданная абсолютная предельная ошибка выборки по
i
i-му виду деятельности
-
эта x X
i i
ДЕЛЬТА = ----------,
i 100
эта - заданная относительная предельная ошибка выборки по
i
i-му виду деятельности.
5. Проводится анализ для определения приемлемого объема
выборочной совокупности в зависимости от необходимого уровня
точности, числа обследуемых организаций и допустимых финансовых
затрат.
При этом суммарный расчетный объем выборки (n + n + ... +
1 2
n ) по всем видам деятельности не должен превышать 30% от числа
m
промышленных организаций региона.
6. Объем выборочной совокупности (отобранной в результате
анализа) размещается в типических группах пропорционально
численности организаций (таблица 7).
n x N
i i,j
n = ---------,
i,j j
SUM N
1 i,j
где n - количество отобранных организаций в j-й типической
i,j
группе по i-му виду деятельности.
7. Осуществляется отбор единиц наблюдения из типической
группы. Для этого рассчитывается шаг отбора (h ) для каждой j-й
i,j
группы по i-му виду деятельности (таблица 7)
N
i,j
h = ----.
i,j n
i,j
Промышленные организации отбираются в соответствии с шагом
отбора в каждой j-й группе.
Началом отбора в j-й типической группе является организация,
находящаяся в середине первого интервала отбора этой группы
(а ).
i,j
h h h
i,j i,j i,j
a = ----, a = ---- + h , a = ---- + h + h ,
1i,j 2 2i,j 2 i,j 3i,j 2 i,j i,j
...,
h
i,j
a = ---- + h + ... + h ,
ni,j 2 i,j i,j
где h - шаг отбора в каждой j-й типической группе по i-му виду
i,j
деятельности.
Таблица 4
Статистические характеристики показателя проектирования
типической выборки промышленных организаций региона
по видам деятельности
----T------------T-------T--------T------T----------T-------T--------T--------¬
¦ N ¦Наименование¦Число ¦Выручка ¦Дис- ¦Средне- ¦Коэффи-¦Мини- ¦Макси- ¦
¦п/п¦вида дея- ¦промыш-¦в сред- ¦пер- ¦квадрати- ¦циент ¦мальное ¦мальное ¦
¦ ¦тельности ¦ленных ¦нем на ¦сия, ¦ческое от-¦вариа- ¦значение¦значение¦
¦ ¦ ¦органи-¦одну ¦ 2¦клонение, ¦ции, V ¦показа- ¦показа- ¦
¦ ¦ ¦заций, ¦органи- ¦сигма ¦сигма ¦ i¦теля, ¦теля, ¦
¦ ¦ ¦N ¦зацию, ¦ i¦ i ¦ ¦ X ¦ X ¦
¦ ¦ ¦ i ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ imin ¦ imax ¦
¦ ¦ ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ i ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------+-------+--------+------+----------+-------+--------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
L---+------------+-------+--------+------+----------+-------+--------+---------
Таблица 5
Распределение промышленных организаций региона
по типическим группам по _______________________________
(вид деятельности)
-------T---------T--------T--------T---------T----------T----------T---------¬
¦Интер-¦Число ор-¦Среднее ¦Диспер- ¦Коэффици-¦Минималь- ¦Максималь-¦ 2 ¦
¦валы ¦ганизаций¦значение¦сия, ¦ент вари-¦ное значе-¦ное значе-¦сигма ¦
¦типи- ¦в j-й ¦выручки ¦ 2 ¦ации, ¦ние пока- ¦ние пока- ¦ i,j ¦
¦ческих¦типичес- ¦в j-й ¦сигма ¦V ¦зателя, ¦зателя, ¦x N ¦
¦групп ¦кой груп-¦типичес-¦ i,j¦ i,j ¦ X ¦ X ¦ i,j ¦
¦ ¦пе, N ¦кой ¦ ¦ ¦ i,jmin ¦ i,jmin ¦ ¦
¦ ¦ i,j ¦группе, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ i,j ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+---------+--------+--------+---------+----------+----------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
L------+---------+--------+--------+---------+----------+----------+----------
Таблица 6
Проектирование объема типической выборки
промышленных организаций региона
-----------T---------T--------T---------T-----------------------------------¬
¦Наименова-¦Число ор-¦Среднее ¦Средняя ¦Объем выборки n при заданных отно- ¦
¦ние вида ¦ганизаций¦значение¦из внут- ¦сительных ошибках выборки - эта ¦
¦деятель- ¦в гене- ¦показа- ¦ригруппо-+-----T-----T-----T-----T-----T-----+
¦ности ¦ральной ¦теля, ¦вых дис- ¦n при¦n в %¦n при¦n в %¦n при¦n в %¦
¦ ¦совокуп- ¦ - ¦персий, ¦эта =¦к N ¦эта =¦к N ¦эта =¦к N ¦
¦ ¦ности, N ¦ X ¦ - 2 ¦5% ¦ ¦10% ¦ ¦15% ¦ ¦
¦ ¦ i¦ i ¦ сигма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ i ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+---------+--------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
L----------+---------+--------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+------
Таблица 7
Размещение объема выборочной совокупности промышленных
организаций региона по типическим группам
по ______________________
(вид деятельности)
--------T---------T----------T--------T---------T-------T--------------¬
¦N типи-¦Интервалы¦Число ор- ¦Среднее ¦Объем вы-¦Шаг от-¦Начало отбора,¦
¦ческой ¦типичес- ¦ганизаций ¦значение¦борки в ¦бора, ¦ h ¦
¦группы ¦ких групп¦в j-й ти- ¦выручки ¦j-й ти- ¦ h ¦ i,j ¦
¦ ¦ ¦пической ¦в j-й ¦пической ¦ i,j ¦a = ---- ¦
¦ ¦ ¦группе, ¦типичес-¦группе, ¦ ¦ 1i,j 2 ¦
¦ ¦ ¦ N ¦кой ¦ n ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ i,j ¦группе, ¦ i,j ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ i,j ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------+----------+--------+---------+-------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L-------+---------+----------+--------+---------+-------+---------------
VI. Основные принципы адаптации существующего перечня
базовых организаций с новой выборочной совокупностью
Территориальные органы статистики вправе принимать решение о
довключении в выборку организаций, являющихся стратегически
важными для данного региона, т.е. используется процедура
"просеивания" (например, принятие соответствующих нормативных
актов по субъекту Российской Федерации, поручение местных органов
власти и т.д.).
Важным условием поддержания выборки в рабочем состоянии
является ее постоянная адаптация к изменениям, происходящим в
экономике региона. В этих условиях необходимо провести
сопоставление организаций, включенных в выборку, с перечнем тех
организаций, которые постоянно функционируют в сфере производства
тех или иных товаров.
Необходимо учитывать и тот факт, что не всегда в современных
условиях сотрудники отдельных организаций идут на контакт со
специалистами органов статистики по предоставлению необходимой
информации о ценах на свою продукцию. В таких случаях необходимо
ориентироваться на замену организаций, попавших в выборку, на
резервные организации или те, что в настоящее время участвуют в
наблюдении.
VII. Особенности формирования выборочной совокупности
по отдельным видам деятельности
Экономистам территориальных органов статистики при формировании
выборочной совокупности следует учитывать следующее.
Организации, производящие те виды продукции, которые в
соответствии с нормативными актами органов государственной власти
подлежат сплошному наблюдению (в частности, удобрения), должны
обследоваться все без исключения. Если при проведении отбора часть
таких организаций не попала в выборку, она добавляется в
выборочную совокупность на последнем этапе. При этом количество
организаций в выборочной совокупности может превысить 30% от числа
всех промышленных организаций региона.
Если организация специализируется на производстве военной
продукции или уникальных видов товаров (самолеты, суда, катера и
т.д.), она не включается в наблюдение.
Энергосистемы и электростанции федерального уровня обследуются
сплошь.
В некоторых видах деятельности значительная часть организаций
работает на давальческом сырье (например, в производстве пищевых
продуктов, нефтепродуктов, текстильном производстве).
При выработке продукции из давальческого сырья перерабатывающие
организации не приобретают сырье для выработки продукции, а
оказывают владельцу сырья услуги по его переработке и, как
правило, не занимаются реализацией выработанной продукции
потребителям, а возвращают ее владельцу сырья или по
договоренности с ним передают для дальнейшей реализации
посреднику. Если в этом случае не представляется возможным
получить полную расчетную цену производителя, такие предприятия не
включаются в выборку.
Управление
статистики цен и финансов
Федеральной службы
государственной статистики
|