МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 сентября 2004 г. N 79
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ, ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ
С целью реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 "Об утверждении Положения о
Министерстве образования Российское Федерации" и организации
работы департаментов Минобрнауки России приказываю:
утвердить прилагаемое Положение о Департаменте по
государственной молодежной политике, воспитанию и социальной
защите детей.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Утверждено
Приказом Минобрнауки России
от 24 сентября 2004 г. N 79
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ,
ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Департамент по государственной молодежной политике,
воспитанию и социальной защите детей (далее именуется -
Департамент) является структурным подразделением Министерства
образования и науки Российской Федерации, осуществляющим функции
по выработке государственной политики, нормативно-правовому
регулированию в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и
попечительства, психолого-педагогической поддержки, социальной
поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей.
2. Департамент руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2004
г. N 280, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с федеральными службами и агентствами, находящимися в ведении
Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти,
департаментами Министерства, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, общественными организациями и
объединениями.
II. Полномочия
4. Департамент осуществляет следующие полномочия:
4.1. Готовит проекты федеральных законов, нормативных правовых
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации и другие документы, относящиеся к установленной сфере
ведения Департамента.
4.2. Разрабатывает предложения к проекту плана работы и
прогнозным показателям деятельности Министерства.
4.3. На основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации разрабатывает проекты следующих нормативных
правовых актов:
4.3.1. Порядок подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров сферы государственной молодежной политики,
воспитания, опеки и попечительства, психолого-педагогической
поддержки, социальной поддержки и защиты обучающихся и
воспитанников образовательных учреждений, специального
образования, дополнительного образования детей, включая
профессиональное образование, подготовку, переподготовку и
повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в
федеральных образовательных учреждениях.
4.3.2. Перечень профессий (специальностей), по которым
осуществляются профессиональное образование и профессиональная
подготовка в образовательных учреждениях для сферы молодежной
политики, воспитания, опеки и попечительства, психолого-
педагогической поддержки, социальной поддержки и социальной защиты
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений,
специального образования, дополнительного образования детей.
4.3.4. Федеральные требования к образовательным программам
дополнительного образования детей, индивидуально-ориентированным
коррекционно-развивающим программам.
4.3.5. Порядок аттестации руководящих кадров и специалистов
сферы молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства,
психолого-педагогической поддержки, социальной поддержки и
социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений, специального образования, дополнительного образования
детей, а также установления образовательных цензов для данных
работников.
4.3.6. Порядок передачи на усыновление (удочерение) гражданам
детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
4.3.7. Порядок функционирования и развития сети специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа,
учреждений органов по делам молодежи; специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии; дошкольных учреждений компенсирующего и
комбинированного вида; образовательных учреждений дополнительного
образования детей; оздоровительных образовательных учреждений
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
учреждений начального, среднего и высшего профессионального
образования, осуществляющих профессиональную подготовку инвалидов;
образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи; образовательных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей; общеобразовательных школ-интернатов; кадетских школ и
кадетских школ-интернатов; службы практической психологии
образования; психолого-медико-педагогических комиссий; органов
опеки и попечительства; иных учреждений и служб сферы молодежной
политики, воспитания, опеки и попечительства, психолого-
педагогической поддержки, социальной поддержки и социальной защиты
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений,
специального образования, дополнительного образования детей.
4.3.8. Формы документов государственного образца об уровне
образования и порядок их выдачи в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида.
4.3.9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию при осуществлении образовательного
процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
всех видов.
4.3.10. Федеральные компоненты государственных образовательных
стандартов, федеральные требования к содержанию образования в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
4.3.11. Разрабатывает положение об итоговой аттестации
выпускников специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида.
4.3.12. Нормативные правовые акты по другим вопросам в
установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных
Министерству федеральных служб и федеральных агентств, за
исключением вопросов, правовое регулирование которых в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации осуществляется исключительно федеральными
конституционными законами, федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.
4.4. Координирует формирование и реализацию федеральной целевой
программы "Молодежь России (2001 - 2005 годы)", федеральной
целевой программы "Дети России" (подпрограмм "Дети-сироты",
"Одаренные дети", "Здоровый ребенок", "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды"),
федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного
сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе" (в
части компетенции Департамента), федеральной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2002 - 2004 годы", федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (подпрограммы "Обеспечение
жильем молодых семей"), государственной программы "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы",
Федеральной программы развития образования (в части компетенции
Департамента), Межведомственной программы развития системы
дополнительного образования детей на 2002 - 2005 годы, федеральной
межведомственной программы "Дети. Культура. Образование",
программы развития воспитания в системе образования России, а
также межгосударственных, межведомственных, государственных и иных
программ в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и
попечительства, психолого-педагогической поддержки, социальной
поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей.
4.5. Разрабатывает и осуществляет совместно с департаментами
Минобрнауки России, заинтересованными органами государственной
власти, общественными объединениями и организациями систему мер по
обеспечению охраны прав и законных интересов детей и молодежи,
воспитанию, профилактике безнадзорности, правонарушений,
наркомании и ВИЧ/СПИД, их психолого-педагогической, социальной
поддержке и социальной защите, развитию систем специального
образования, дополнительного образования детей, а также по
поддержке одаренных детей и молодежи, формированию здорового
образа жизни у детей и молодежи, развитию детско-юношеского,
студенческого и молодежного спорта, созданию правовых условий для
решения социальных, материальных и жилищных проблем молодых
граждан, обеспечению безопасности детей и молодежи (в том числе
психологической и информационной), каникулярной занятости (отдыха,
оздоровления и сезонной трудовой занятости) обучающихся.
4.6. Разрабатывает и реализует приоритетные направления
международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.
4.7. Осуществляет координацию информационно-аналитического,
научного, методического обеспечения в установленной сфере
деятельности.
4.8. Обобщает практику применения законодательства Российской
Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в
установленной сфере деятельности.
4.9. Осуществляет организационно-методическое обеспечение и
выполняет функции федерального оператора государственного банка
данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
4.10. Обеспечивает выдачу разрешений на открытие
представительств органов и организаций иностранных государств по
усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации;
4.11. Определяет порядок и формирует Федеральный реестр
молодежных и детских объединений, пользующихся государственной
поддержкой.
4.12. Разрабатывает меры по поддержке и развитию находящихся в
ведении Минобрнауки России и Федеральном агентстве по образованию
образовательных и иных учреждений и организаций (в т.ч.
всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан"), согласовывает
программы, планы и основные направления их деятельности.
4.13. Готовит предложения для представления в Правительство
Российской Федерации о создании, реорганизации и ликвидации
федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся
в ведении Минобрнауки России и Федерального агентства по
образованию.
4.14. Проводит в усыновленном порядке конкурсы и готовит
предложения по заключению государственных контрактов на размещение
заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг,
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности.
4.15. Формирует и утверждает в рамках компетенции Департамента
план мероприятий для руководящих, педагогических работников,
специалистов в области молодежной политики и координирует
проведение международных, всероссийских и межрегиональных
совещаний, семинаров, педагогических чтений, конференций, в том
числе фестивалей, форумов, конкурсов, выставок и иных мероприятий
с руководителями, специалистами, педагогическими работниками в
установленной сфере деятельности.
4.16. Участвует в формировании и утверждает календарь
всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, способствует
его реализации.
4.17. Определяет порядок развития системы информационного
обеспечения сферы государственной молодежной политики, воспитания,
социальной защиты, специального образования, дополнительного
образования детей и молодежи, формирования детских и молодежных
информационных ресурсов, молодежного информационного пространства.
4.18. Определяет порядок создания и развития инновационной
инфраструктуры в установленной сфере деятельности.
4.19. Организует прием граждан в соответствии с компетенцией
Департамента.
4.20. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере
деятельности, если такие полномочия предусмотрены законами,
нормативными правовыми федеральными актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации.
4.21. Готовит предложения по профессиональной подготовке,
переподготовке, повышению квалификации и стажировкам работников
Департамента.
5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной
сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции
Департамента вопросам.
5.2. Привлекать в установленном порядке для проработки
вопросов, отнесенных к сфере деятельности Департамента, научные и
иные организации, ученых и специалистов.
5.3. Созывать и проводить совещания, семинары, конференции,
иные мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.4. Создавать экспертные группы, а также советы, комиссии,
рабочие группы в установленной сфере деятельности Департамента.
5.5. Вести служебную переписку с органами государственной
власти и управления, органами местного самоуправления;
общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим
в компетенцию Департамента.
5.6. Готовить предложения по изданию в установленном порядке
информационных бюллетеней, методических и иных материалов,
сборников, аналитических обзоров, справочников и других печатных
изданий, а также вносить в установленном порядке предложения по
грифованию учебной, учебно-методической литературы,
аудиовизуальных и электронных учебных ресурсов, иных средств
обучения в сфере государственной молодежной политики, воспитания,
психолого-педагогической поддержки, социальной поддержки и
социальной защиты, специального образования, дополнительного
образования детей.
5.7. Готовить предложения по учреждению в установленном порядке
знаков отличия в сфере образования и государственной молодежной
политики и готовить представления по награждению ими работников в
указанных областях.
6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе
осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется в
этом вопросе положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет Директор, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Министром образования и науки
Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Департамент полномочий и реализацию государственной
политики в установленной сфере деятельности.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Министром образования и науки
Российской Федерации.
Количество заместителей Директора устанавливается Министром.
8. Структурными подразделениями Департамента являются отделы по
основным направлениям деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает положения о структурных подразделениях
(отделах) Департамента и должностные инструкции работников.
9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении
на должность и освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию
отделов Департамента в пределах установленных Правительством
Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников
Министерства.
9.5. Готовит проекты приказов, имеющих нормативный характер, а
по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности
Департамента - ненормативного характера.
9.6. Издает распоряжения по вопросам работы Департамента.
9.7. Подчиняется непосредственно заместителю Министра
образования и науки Российской Федерации в соответствии с
распределением обязанностей.
10. Департамент имеет бланки установленного образца.
|