ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
24 сентября 2004 г.
N 0100/1565-04-32
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
1 октября 2004 г.
N ВЧ-3563
ПИСЬМО
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА
(КОНТРОЛЯ) ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ БАД
В последние годы значительно возросли производство и оборот
биологически активных добавок к пище (БАД) как отечественного, так
и ввозимых из-за рубежа БАД импортного производства. По данным
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, на 1 января 2004 года зарегистрировано 4609
биологически активных добавок к пище (2001 г. - 1212, 2002 г. -
1566, 2003 г. - 1831).
Вместе с этим увеличилось число обращений и жалоб граждан на
недостоверную рекламу БАД относительно их свойств, приводящую к
обману населения, необоснованное назначение врачами БАД вместо
лекарственных средств, нарушений правил продажи БАД (доставка на
дом с курьером и т.д.).
Основными нарушениями при производстве и обороте БАД являются:
- реализация БАД, в том числе в аптечной сети, без
сопроводительных документов - регистрационных удостоверений (или
санитарно-эпидемиологических заключений) и удостоверений о
качестве и безопасности (на каждую партию продукции);
- несоответствие информации на этикетке, согласованной при
регистрации, требованиям действующего законодательства;
- несоответствие продукции по содержанию основных биологически
активных веществ, декларированных производителем в технической
документации, на этикетках;
- различные нарушения при рекламе БАД.
Одна из основных проблем в области оборота БАД по-прежнему
связана с вопросами рекламы и реализации с помощью прямых продаж
(сетевые компании, телемагазины и т.п.).
В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования
к организации производства и оборота биологически активных добавок
к пище (БАД)" розничная торговля БАД может осуществляться только
через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные
киоски и другие), специализированные магазины по продаже
диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные
отделы, секции, киоски). Таким образом, иные продажи
(дистанционные, сетевые и др.) не предусмотрены действующим
законодательством в области оборота БАД. Кроме того, в "Правила
продажи отдельных видов товаров" (постановление Правительства от
19 января 1998 г. N 55) 6 февраля 2002 г. внесены изменения, в
соответствии с которыми разносная торговля БАД, как пищевыми
продуктами, является недопустимой.
В соответствии с действующим законодательством производитель
БАД для средств массовой информации может представлять сведения
только о той продукции, которая прошла государственную регистрацию
(санитарно-эпидемиологическую экспертизу), а информация о составе,
свойствах, действии на здоровье человека и условиях применения
должна соответствовать согласованной при регистрации.
В настоящее время широко распространена реклама, в том числе
через средства массовой информации, которая содержит
неподтвержденные данные о составе и свойствах продукта,
рекомендациях по применению (включая перечень заболеваний),
отсутствии противопоказаний. Подобная реклама связана с
дистанционными продажами БАД (телемагазины, реклама БАД по радио с
последующей доставкой покупателю), продажа БАД через
дистрибьюторов (сетевой маркетинг), что является нарушением
действующих нормативных документов.
Нарушение требований относительно рекламы БАД и условий
реализации приводит к многочисленным жалобам потребителей, а также
к распространению продуктов, не прошедших санитарно-
эпидемиологическую экспертизу, фальсифицированных БАД, а также
реализацию продуктов по поддельным документам.
В настоящее время участились случаи незаконного распространения
БАД, содержащих в своем составе наркотические средства,
психотропные и сильнодействующие вещества, которые реализуются под
видом спортивного питания и средств для коррекции веса, при этом
потребители, как правило, не информируются о наличии в указанных
добавках к пище наркотических средств, психотропных и
сильнодействующих веществ. Аннотация к данной продукции не
прилагается, упаковка не имеет пояснительных надписей на русском
языке.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, связанную с
многочисленными нарушениями законодательства в сфере оборота БАД,
в целях стабилизации положения и осуществления контроля за их
производством и реализацией, предлагаем:
- осуществлять обмен информацией об установленных фактах
распространения фальсифицированных БАД, содержащих в своем составе
наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества;
- проводить совместные совещания для выработки соответствующих
решений, направленных на недопущение на потребительский рынок БАД,
не соответствующих нормативным требованиям и содержащих
контролируемые в Российской Федерации средства и вещества;
- центрам госсанэпиднадзора проводить исследования БАД и
оказывать практическую помощь территориальным органам ФСКН России
по определению основных биологически активных веществ,
декларированных фирмой-производителем, с целью выявления
некачественных, фальсифицированных и содержащих в своем составе
наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества
БАД на основе "Руководства по методам контроля качества и
безопасности биологически активных добавок к пище";
- по выявленным фактам нарушений при производстве и
распространении БАД готовить для средств массовой информации
совместные материалы по информированию населения о выявленных
некачественных, фальсифицированных, а также содержащих в своем
составе наркотические средства, психотропные и сильнодействующие
вещества биологически активных добавках, нарушениях
законодательства о рекламе и незаконных способах распространения
БАД.
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Директор Федеральной службы
по контролю за оборотом наркотиков
В.В.ЧЕРКЕСОВ
|