МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 22 сентября 2004 г. N 05-1-05/501@
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает
следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 238 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению
единым социальным налогом выплаты работникам организаций,
финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000
рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из
следующих оснований:
суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим
работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с
выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим
работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или)
членам их семей стоимости приобретенных ими (для них)
медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Статьей 11 Кодекса определено понятие "бюджеты (бюджет)",
которое применяется в следующем значении: федеральный бюджет,
бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты),
бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Под понятием "внебюджетные фонды" понимаются: государственные
внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным
законодательством.
Тем самым, в целях налогообложения, Кодексом проводится
разграничение между понятиями "средства бюджетов" и "средства
бюджетов государственных внебюджетных фондов".
Кроме этого, пунктом 4 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской
Федерации четко определено, что "...средства государственных
внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации", т.е. и данным Кодексом
проводится разграничение между понятиями "средства бюджетов" и
"средства бюджетов государственных внебюджетных фондов".
В связи с изложенным считаем, что действие нормы пункта 2
статьи 238 Кодекса не распространяется на выплаты, производимые в
пользу работников органов государственных внебюджетных фондов, в
частности, Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР).
При рассмотрении подобных дел в арбитражных судах налоговым
органам следует аргументировать свою позицию ссылками на положения
Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991
N 2122-1, касающимися формирования средств ПФР (пункт 4), а также
структурой доходной и расходной частей бюджета ПФР на
соответствующий год, в части финансирования денежного содержания
аппарата Фонда за счет внебюджетных источников.
Также следует обращать внимание судов на то, что средства,
поступающие в доход ПФР на основании статьи 2 Федеральных законов
от 08.08.2001 N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2001 год" и от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" из
федерального бюджета, передаются ПФР в соответствии с
законодательством Российской Федерации по строго целевому
назначению для выплаты пенсий и пособий.
Аналогичная норма установлена статьей 1 Федерального закона от
23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно
которой в доходы федерального бюджета на 2004 год зачисляются
поступления единого социального налога, направляемые в бюджет ПФР
на выплату базовой части трудовой пенсии.
Средства, поступившие в ПФР из федерального бюджета, не должны
расходоваться на содержание органов ПФР.
Налоговым органам необходимо также доказывать, что средства на
выплаты, предусмотренные пунктом 2 статьи 238 Кодекса, у органов
ПФР не являются средствами бюджета, что исходя из текста
Постановления Президиума ВАС РФ от 01.06.2004 N 394/04 не было
предметом рассмотрения.
Б.М.КОРОЛЬ
|